Русский авангард
1999, документальный, биография
Россия, 54 мин
Казимир Малевич, Владимир Филонов, Павел Татлин. Гиганты русского авангарда, гениальные творцы нового искусства. Они с восторгом встретили революцию, наслаждаясь свежим ветром бурных перемен. В это непростое и интересное время судьба тесно связала их с первым комиссаром Русского музея и Эрмитажа, легендарным Николаем Пуниным. Малевич, Филонов и Татлин. Словно древние боги, они делили между собой мир, но Н.Пунин не только был одним из избранных, кому эти уникальные художники доверяли свои творческие тайны. Он также был свидетелем их острого соперничества и непростых отношений с новой властью. Их жизнь — это череда ярких творческих открытий и великих драм, о которых Вам поведает этот замечательный фильм из серии «Коллекция Русского музея». Авангард — это искусство, которое можно принимать и не принимать. Но нет никаких сомнений в том, что превосходные съемки и увлекательное повествование помогут всем любителям абстрактного искусства узнать и полюбить русский авангард.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Русский авангард

год: 1999
страна:
Россия
режиссер:
жанры: документальный, биография
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 54 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, биография

Постер фильма «Русский авангард», 1999

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Русский авангард», 1999

Феномен искусства XX в., определяемый термином «русский авангард», не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные — 1907—1914 годы, выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие.

Именно о данном течении рассказывает фильм «Русский авангард. Роман с революцией», снятый по заказу Государственного Русского музея.

Сюжет данного фильма поднимает тему не столько авангарда, сколько судьбы людей, которые жили этим направлением. С одной стороны — трое творцов того периода: Казимир Малевич, Павел Филонов, Владимир Татлин, с другой — искусствовед Николай Пунин.

Авангардное искусство стало символом революции, поэтому неудивительно, что все четыре героя данного повествования с восторгом приняли переворот и всячески его поддержали. По моему мнению народной массе тех лет хотелось революции во всем, в том числе и искусстве. Из-за этого авангард пришелся как нельзя кстати, ознаменовал переворот в творчестве.

В революционные годы Пунин был довольно уважаемым человеком, хотя иногда и перегибал палку, что на закате его жизни сослужило ему недобрую службу. Но изначально его пылкий нрав пришелся по душе народным массам. В 1918—1921 г. г. Николай Николаевич возглавил Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса, исполнял обязанности комиссара Русского музея и некоторое время — Эрмитажа.

На данном этапе фильма повествование немного меняется — начинается рассказ о трех других героях — Малевиче, Филонове и Татлине. Творчество троих кардинально отличается друг от друга и связано только стилем — авангардом.

Каземир Малевич, известный миру по картине «Черный квадрат», а также ее дополнениям — «Черный круг» и «Кельтский крест», писал свои произведения, которые состояли как раз из геометрических фигур. Техника Павла Филонова отличалась от техники Малевича. Филонов писал огромные полотна, состоящие из множества мелких деталей. Владимир Татлин прежде всего известен своим шедевром, «Башней Татлина». Как говорили в то время, монумент этот состоит из трех компонентов — железа, стекла и революции…

Со временем люди отходили от революционного настроения. То, что когда то было новым для них, ставало будничным. Авангард уже не поражал так, народ устал от него, потому что он оставался непонятным. В СССР набирал обороты тоталитаризм, власть все меньше принадлежала народу, а все больше правительству. В моду вошли заказные проекты — бюсты и картины вождей. На выставки художников-авангардистов стало ходить все меньше людей, авангард встречал неодобрение со стороны правительства… Пунин пытался дальше продвинуть данное направление в массы, но у него ничего не получалось. Увлечение западноевропейским искусством, независимая позиция Николая Николаевича не могли не привести к конфликтам с советской властью. Впервые он был арестован 2 августа 1921 года одновременно с группой лиц, обвиняемых по делу «Петроградской боевой организации». Находился в заключении в следственной тюрьме на Шпалерной, но вскоре был освобожден благодаря хлопотам жены А. Е. Аренс, просившей за него у Луначарского.

Второй арест произошел 24 октября 1935 года, когда Н. Н. Пунин и студенты Ленинградского университета Л. Н. Гумилёв (сын А. Ахматовой, арестован вместе с Пуниным в Фонтанном Доме), А. П. Борин, В. Н. Махаев и И. В. Поляков были арестованы по обвинению в террористической деятельности. Благодаря обращению А. А. Ахматовой с письмом к И. В. Сталину все арестованные были освобождены.

Ждановское постановление 1946 года, борьба с «низкопоклонством перед западом», «формализмом в советской культуре» и конфликт с председателем Ленинградской организации Союза художников В. А. Серовым («Разве это живопись, — это голенище!», так говорил Пунин о картине Серова «Ленин в Смольном») послужили началом кампании травли и дискредитации Пунина. 15 апреля 1949 года приказом ректора ЛГУ профессор кафедры истории всеобщего искусства Н. Н. Пунин был уволен из университета, «как не обеспечивший идейно-политическое воспитание студенчества». Через четыре месяца он был арестован и осужден на 10 лет лагерей Особым Совещание при МГБ. Виной Пунина было «преступное» убеждение, что Сезанн и Ван Гог — великие художники. Его жизнь закончилась 21 августа 1953 года в лагерной больнице заполярного поселка Абезь (Коми АССР).

Бесславно доживали свои дни и другие герои фильма. Поняв, что у авангарда такого, каким он являлся в их понимании, нет будущего, они стали делать то, что было нужно правительству — в их картины вплелись просоветские вставки, как, например, портреты руководителей страны. Но и они не вызвали восторга у масс…

Малевич умер в 1935 году, так и не узнав о том, что его лишили пенсии. Он завещал похоронить его в гробу, на котором были бы нарисованы три его символа — круг, квадрат и крест. Круг и квадрат сделали, а вот крест… Посчитали, что это религиозная пропаганда.

Почти на 20 лет пережил Каземира Севериновича Владимир Татлин. Смерть его постигла в 1953 году.

Павел Филонов скончался от голода в блокадном Ленинграде, в 1941 году.

Я считаю, что у такого направления, как русский авангард не было будущего, оно заранее было обречено на провал. Простой люд не мог понять смысла этого всего, хотя смысл был… Они были другими, со своими взглядами на мир, можно сказать в какой-то степени белыми воронами. Им не было места в головах народа.

Если смотреть с технической точки зрения, то фильм выполнен хорошо. Не сказал бы, что идеально, но хорошо. Смотрится на одном дыхании, хотя в некоторых местах сюжетные вставки несколько сумбурны и теряется нить сюжета. Органичные переходы между частями сделаны на высшем уровне, для зрителя они почти незаметны. И самый большой плюс этого фильма для меня конкретно состоит в том, что изначально я его сел просмотреть только лишь для написания данной рецензии, но создатели фильма сумели заинтересовать меня. Мне стала интересна тема русского авангарда. За что им огромное спасибо.

28 мая 2009

Документальный фильм Русский авангард на широком экране впервые с 1999 года, дебют состоялся более 25 лет назад, его режиссером является Александр Кривонос.

Страна производства - Россия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.