Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Припять |
английское название: |
Pripyat |
год: | 1999 |
страна: |
Австрия
|
режиссер: | Николаус Гейрхальтер |
сценаристы: | Николаус Гейрхальтер, Вольфганг Видерхофер |
продюсеры: | Николаус Гейрхальтер, Александр Филатов |
видеооператор: | Николаус Гейрхальтер |
монтаж: | Вольфганг Видерхофер |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 февраля 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
С той роковой апрельской ночи минуло ровно тридцать лет. Как ни крути, срок немалый, чтобы успеть изучить все детали техногенной катастрофы, даже если она стала самой крупной в истории атомной энергетики. Однако и по сей день вокруг Чернобыля витает дух зловещей недосказанности. О причинах взрыва четвертого энергоблока продолжаются споры. Точного числа погибших и пострадавших в ходе ликвидации последствий аварии нет, и, скорее всего, никогда не будет. Некоторые радионуклиды за прошедшие годы успешно рассеялись в атмосфере, но по подсчетам ученых полностью чернобыльский воздух очистится лишь через 24 110 лет. Вот так. Чья-то мимолетная ошибка — двадцать четыре тысячелетия расхлебывания плутониевой каши. Впрочем, причины причинами, а последствия аварии представляют не меньший интерес. По состоянию на 2016 год так и не вышло ни одного отечественного документального фильма, где была бы показана если не хронология аварии с последующей эвакуацией населения Чернобыля и Припяти, то хотя бы текущая жизнь на зараженной земле. Но не только свято место пусто не бывает. С проклятым то же самое, чему подтверждением австрийское кино, вышедшее под самый конец прошлого века, точно послесловие случившейся трагедии.
Строго говоря, эта лента не сообщает почти ничего нового о деталях катастрофы на ЧАЭС. Николаус Гейрхальтер сосредотачивается на демонстрации того, чем сейчас стала Припять. Совсем молодой город был полностью эвакуирован, и теперь лишь многочисленные постройки да лесопарки хранят память о страшных событиях. Говорят, ночью здесь легко можно увидеть свечение деревьев, но и в дневных условиях картина поражает силой гнетущего эффекта. Точно издевательством над здравым смыслом и логикой выглядят многочисленные коммунистические плакаты, что нет-нет да выхватывает камера. В этом моменте прослеживается легкая европейская насмешка над нерадивостью советских специалистов, допустивших аварию, однако фильм создан не для пляски на костях. Через панорамные виды Припяти, разоренные вандалами квартиры, брошенные школы и обезлюдевшие стадионы режиссер помогает определить цену ошибки, которая измеряется не только в человеческих жизнях. Некогда дышавший жизнью город теперь превратился в гигантский, многокилометровый мемориал.
От шлагбаума на КПП и до самого сердца ЧАЭС режиссер проводит экскурсию и дает слово людям, для которых Припять была слишком родным городом, чтобы его навсегда покинуть. А кому-то и ехать некуда — коротают остаток дней в старой лачуге. Фильм дает возможность обратиться к трагедии через мысли тех, кто каждый день ступает по зараженной земле. Слова стариков о том, что власти не торопятся никого информировать о текущей ситуации, вызывают горькую улыбку. Также как и гневная тирада женщины-лаборанта о готовности сесть в тюрьму, но сказать людям правду. В этих монологах-исповедях, кроме понятных эмоций, проскальзывают цепляющие фразы о преступной халатности, допущенной в ходе ликвидации последствий аварии. Строительство саркофага над взорвавшимся реактором привело к многочисленным жертвам, но немалого их количества можно было избежать, прояви руководство страны большую грамотность в информировании добровольцев. По печальной советской традиции человеческая жизнь не имела достаточной цены, и теперь остается лишь горестно вздыхать о том, как могло бы оно все повернуться.
Прелесть подобных фильмов — в отсутствии явной конъюнктуры. Люди говорят о вещах, которые их на самом деле заботят. Никакой наигранности, фальши или вымученности. Пожилые селяне, лаборантка, охранник на КПП, начальник автоколонны, оператор на АЭС — никого из них не заподозришь в неуместном оптимизме, но и причитающими от горя, клеймящими все и вся людьми они также не выглядят. Спокойно и не без улыбки люди рассказывают о насущных проблемах, о прежних ошибках, о своих мыслях относительно аварии. И только об одном никто из них опрашиваемых не говорит — о будущем. Припять мертва, и ее не воскресить. Нахождение в пределах зоны отчуждения — оправданный выбор или попросту безысходность, но вдыхая пропитанный радионуклидами воздух, не особо мечтается о более благополучных временах. Но эти люди — не тени на снегу, они еще живы, а значит и Припять — нечто большее, чем музей под открытым небом.
Сменяются времена года, и на смену тоскливому лету приходит унылая осень, а за ней и суровая зима. Зона отчуждения живет своей прежней мертвой жизнью, и продолжит жить, пока ее будут посещать. 1986-й год впечатался в историю перестроечного СССР непроглядными цифрами, но по тому, как складываются события в мировом сообществе, с трудом верится, что необходимые уроки извлечены. Авария на японской Фукусиме — отдельная история, а возвращаясь к событиям того черного апреля, хочется почувствовать себя наивным ребенком и загадать, чтобы на своем веку больше никогда не было техногенных катастроф. Документальная картина показала Припять обреченным местом, но это не значит, что город никому не нужен и должен теперь раствориться в радиационной дымке. Напротив, лишь узнав все перипетии страшной аварии, можно по-настоящему уверовать в неповторение чего-либо подобного.
22 мая 2016
В мире есть множество мест, однажды процветавших, но в одночасье погибших, которые словно древний Ангкор, разоренный сиамскими войсками более пятисот лет назад, и спустя века продолжают волновать умы многих, привлекая каким-то таинственным орфическим ароматом. Вообще, зона отчуждения ЧАЭС — это, пожалуй, единственное реальное место на земле, где можно заглянуть в потенциальное постапокалиптическое завтра.
Австрийский документалист Николаус Гейрхальтер с въедливостью археолога-аккуратиста запечатлел в этой ленте город именно таким, какой он есть, намеренно используя черно-белый цвет, который сам по себе придает работе небытовое звучание и зритель автоматически воспринимает произведение как цельное художественное кинополотно. Большую часть экранного времени мы видим отнюдь не интервью со специалистами по ядерной энергетике — простые жители и бюджетные труженики рассказывают о своих судьбах и насущных проблемах без купюр в преломлении к павшему чернобыльскому Голиафу.
Можно испытать своего рода эстетическое потрясение от невероятных панорам воздействия времени и природы на Припять: заброшенные дома, оставленная в квартирах утварь, покрытые нетронутым снегом улицы и проспекты кажутся замерзшими каналами. Зимние пейзажи перемежаются с осенними, недовольные респонденты — с удовлетворенными, статичный кадр — с непрерывным движением — такое вот богатство красок в диахромной картине.
«Цветы и смерть всегда шли рука об руку, слово сад идет от древнего слова, означающего «рай», то есть потусторонний мир»,- как говорила известная героиня романа Дюма. Не зря нам демонстрируют своеобразный вертоград на фоне храма. Реванш флоры и фауны (возвращение медведей, появление редких черных аистов и так далее), а также специфический культурный ренессанс (множество фильмов, книг, игр) — удивительная контрреакция на катастрофу.
После просмотра создается впечатление, что речь шла не о сравнительно недавней аварии на атомной электростанции и современной реальности территории, запрещённой для свободного доступа, а об отсеченном целыми эпохами от нас эпическом событии.
1 сентября 2015
Фильм не новый, а значит, в момент своего выхода был не на пике моды (если так можно выразиться).
В последние несколько лет подступила волна воспоминаний о Союзе. Подняты ворохи воспоминаний, тонны архивных документов и масса атрибутики тех времен. Сейчас это модно. Модно, потому что было близко нашему детскому мироощущению, это умиляет. Но пройти мимо величайшей катастрофы времени заката Союза слишком сложно, хотя эти воспоминания имеют совершенно другой налет. А что знает о Чернобыльской трагедии основная масса «просвещенного народа»? Пару дат да однотипные фотографии города-призрака. Поэтому стало МОДНО интересоваться этой темой, совершать экскурсии в зону отчуждения и саму Припять.
Этот фильм для молчаливых зрителей, не боящихся разбить наслоившийся налет жуткой романтики Припяти. Открыть для себя «Трагедию Чернобыля 2». Здесь радует отсутствие привычных сейчас кадров мертвых домов под аккомпанемент трагедийных аккордов. Весь фильм — это соль интереса людей, для которых важна оборотная сторона Припяти, находящаяся на расстоянии 12 лет со для аварии на АЭС.
За внешней документальной сухостью изложения стоит больше: трагедия 2 состоит в том, что она произошла в СССР. Поэтому страшно то, что за теми страшными событиями, цифрами умерших и обреченных продолжает биться жизнь. Никому спустя годы не нужная, забытая, нищая, она продолжает существовать на любви к Родине, к своему дому, верящая в Бога, ненарушимая.
А пафос той даты существует и будет процветать на штампованных картинках с изображением брошенной куклы на голой панцирной кровати, разбросанных учебников в заброшенной школе и т. п. А также на многочисленных сайтах, тематических форумах, пятиминутных роликах в чьих-то видеозаписях…
Фильм убивает пафос. Если не боитесь снять с себя эту стружку — смотрите.
4 мая 2011
Припять была городом рабочих атомной станции Чернобыля. До аварии здесь проживало 48. 000 человек. Припять расположена посередине закрытой 30-километровой зоны вокруг станции. Река, которая протекает мимо станции через радиоактивно загрязнённую зону, также называется Припять. На сегодняшний день зону строго охраняют и люди из зоны пока ещё не все эвакуированы.
Тема проблемы Чернобыльского просчёта была обглодана до костей ещё много лет назад документальными заметками, книгами, журналами, фильмами и коммерческими идиотскими идеями, брошенными на экраны кинотеатров. Чем отличается от всего предыдущего очередная документальная вылазка документалистов «Припять», это атмосферной отчуждённостью, информационным содержанием, добытым исключительно не закадровым чужим голосом, а жителями, охранниками, рабочими атомных станций.
Лично мне очень интересна тема о самом рассмотрении отчужденной жизни как визуально, так и запечатлено документально, почему Чернобыльская проблема меня заинтересовала больше, чем остальные. В предыдущих фильмах нам не давали полностью ощутить мёртвую атмосферу Припяти, а тут нам устраивают подробную экскурсию по пустым зонам, по станциям и отчуждённым деревням, плюс дают хоть и не новую информацию, но всё равно интересные интервью с различными по званию людьми.
«Припять» — черно-белый документальный фильм, напоминающий фильм «Остров», и снятый будто самим Гас-Ван-Сентом. Прежде чем начать скачивать или просматривать этот черно-белый журнал, вы должны учти эти два замечания, которые могут многих отпугать от просмотра, ну, и тема Чернобыльской зоны отчуждения вас должна интересовать в первую очередь. Если действительно заинтересует — вас ничего не остановит. А я получил огромное удовольствие от просмотра, хоть и мало нового услышал, но зато много почувствовал.
26 марта 2008