Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Березина, или Последние дни Швейцарии |
английское название: |
Beresina oder Die letzten Tage der Schweiz |
год: | 1999 |
страны: |
Швейцария,
Германия,
Австрия
|
режиссер: | Даниэль Шмид |
сценарий: | Мартин Зутер |
продюсеры: | Михаэль Зеебер, Марсель Хоен, Карл Баумгартнер |
видеооператор: | Ренато Берта |
композитор: | Карл Хенги |
художники: | Катрин Бруннер, Биргит Хаттер |
монтаж: | Daniela Roderer |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 мая 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Хорошие люди живут в России. Только она не больно жалует своих граждан. Между нами говоря, и не знаешь, с какой стороны ждать от нее подвоха. Совсем не так со Швейцарией. Нигде так вольготно не живется, как там. Но знаете ли, каковы там люди? Очень уж несимпатичные. Как сказал бы классик, какие-то свиные рыла вместо лиц. Не в обиду будет им сказано. И как луч в темном местном обществе русская девушка Ирина. У нее скромная цель — стать полноправной гражданкой великой страны Швейцарии. Ей и ее большой семье надоело прозябать в Электростали, в славном городе металлургов. Русское упорство всем известно. Ирина терпеливо сносит причуды швейцарской знати. Послушно претворяет в жизнь сексуальные фантазии аристократии. Соглашается наушничать, хотя это противно ее врожденной порядочности. Очень уж ей хочется оправдать надежды семьи, сидящей уже на чемоданах и готовой по первому сигналу купить билеты до благословенного Цюриха. Ради европейской прописки можно и душу продать. Да вот беда — благодетели оказываются нечестны в обещаниях.
Режиссер Даниэль Шмид видел в Елене Пановой, выбранной на главную роль в фильме, русскую Марлен Дитрих. Жаль, что эта весьма недооцененная картина стала его лебединой песней, а русская актриса, после столь яркой роли в начале карьеры, у себя на родине снимается больше в сериалах. Лента осталась малоизвестной, как, впрочем, все творчество замечательного европейского режиссера. Между тем Панова чудо как хороша. Не иначе, Шмид был в нее даже влюблен. Появление ее немедленно притягивает взгляды и окружающих персонажей и зрителей. И свет как-то по-особенному падает на нее. И поет она как ангел. Вообще, музыкальные номера в ее исполнении весьма украшают действо, разыгрываемое на экране. Простые немецкоязычные песенки звучат так восхитительно, что только ради них тянет пересматривать картину.
«Березина» — смелая сатирическая антиутопия, нанесшая хлесткую пощечину благочестивому европейскому лицемерию. Вероятно, ответная реакция обиженной аристократии была так болезненна, что режиссер больше не снял ни одного фильма. Лента — иронический гротеск, не уступающий по язвительности «Ревизору». Только вряд ли Гоголь любил Хлестакова. В отличие от создателя фильма, преклоняющего колено перед русской проституткой. Это не только социально-политический фарс, но и просто веселая комедия, перенявшая у Гайдая даже обязательное наличие музыкальных пауз.
Трудно Ирину назвать положительной героиней, но невозможно ей не сочувствовать. Она так мила в удовлетворении прихотей высокопоставленных мужчин. Отсутствует в ней та отталкивающая пробивная наглость, что отличает женщин в ее положении. Да и как не болеть за красивую и наивную соотечественницу в окружении капиталистических акул? В главных поклонниках у нее отставной генерал с придурью, фиктивный вдовец и глава подпольной организации в одном лице. Русская девушка, приручив столь значительный западный военный чин, можно сказать, положила конец холодной войне. Только за это она уже может заслуживать любовь и почитание потомков.
Фантастический, совершенно невозможный для старой доброй Швейцарии, финал картины заставляет биться наши сердца в патриотическом экстазе. Неизвестно, чего в фильме со стороны его создателей больше: неуважения к своей внешне благополучной родине или странной любви к вечно неустроенной загадочной России. Вот странно, почему о девочке по вызову на троне маленького государства в центре Европы можно только пофантазировать, а история известной огромной страны на протяжении почти всего восемнадцатого века полна таких неожиданностей? То, что привычно для одной шестой части света, кажется дикостью для затерянной в Альпах игрушечной страны. Человечество неисчерпаемо на парадоксы.
14 октября 2015