Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земля |
английское название: |
Earth |
год: | 1998 |
страны: |
Индия,
Канада
|
режиссер: | Дипа Мехта |
сценаристы: | Дипа Мехта, Бапси Сидхва |
продюсеры: | Дипа Мехта, Шон Эткинсон, Дилип Мехта, Tulsidas Sughand, Энн Массон, Джхаму Сугханд, Дэвид Хэмилтон |
видеооператор: | Джиллз Натгенс |
композитор: | А.Р. Рахман |
художники: | Арадана Сет, Малавика Талукдер, Долли Ахлувалиа, Tulsidas Sughand |
монтаж: | Бэрри Фаррелл |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $424 798 |
Мировые сборы: | $424 798 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 сентября 1998 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
В этом году, ровно 5 дней назад - 15 августа 2022 года, вся Индия праздновала 75-летие освобождения своей страны, от английского ига. И этот фильм был снят к 50-летию этого события, но и сейчас он очень актуален.
Фильм берущий за живое, от талантливой женщины-режиссёра Дипы Мехта. Я была в шоке. Впервые этот фильм я смотрела 2 года назад, только под другим названием «1947 год». Здесь он под названием «Земля».
О чём фильм: 1947 год. Англичане решили освободить Индию, а точнее, указать каждой расе и религии, где ей жить. Ведь как так парсы, хинду, сикхи и мусульмане живут дружно, под одной крышей, уже много веков… значит с этим нужно что-то делать. Конечно, как же не нагадить-то перед уходом, причём так, чтобы люди потом это расхлёбывали много-много лет. И вот они провели на карте ту злополучную линию, разделившую одну целую Индию, на две части, на Индию и Пакистан, посеяв вражду между семьями, друзьями, братьями и соседями. И именно в этом круговороте оказываются главные герои, которые придерживаются, каждый своей веры, но при этом являются верными товарищами друг другу.
Вся история исходит от воспоминаний маленькой восьмилетней девочки Ленни (что-то актриса сыгравшая её в титрах не указана, и кто она, я не знаю), чья няня и дружила с этой компанией. И это всё лишь верхушка айсберга, потому что фильм богат на идеи, переживания и внутренние обсуждение. Это не просто типичное индийское кино, это арт-хаус, который оставит свой отпечаток в сердце каждого.
Отдельно, хочу отметить Амира Кхана, очень противоречивый образ, сильнейшая из его ролей и если ещё учесть, что в кадре, он появляется не так часто, а персонаж прорисован досконально, но со своей долей тайны… - это просто восхитительно!!!
Не передать словами, все те эмоции, которые меня переполняют. Нет абсолютно хороших людей, в каждом из нас живёт свой «тигр», который может вырваться на волю… и тогда наступит полный хаос, если каждый выпустит из себя своего тигра.
Красивая постановка, съёмки, игра актёров, всё на высшем уровне. Фильм-трагедия, ведь эти гонения уничтожили и сломали нескончаемое количество жизней… Фильм основан на повести Бапси Сидхвы и рассказывает о жесточайшем эпизоде в истории Индии, разделении единой страны на две, и сопровождавшей эти события взаимной резнёй индуистов, сикхов и мусульман, бунтами и ужасающей по своим масштабам миграцией населения.
Особенно важными являются два парня мусульманина: «Мороженщик» - местный весельчак (Амир Кхан), безумно влюблённый в няню Ленни, но чьи ухаживания, больше греют душу маленькой девочки. Дил Наваз, «мороженщик» - обычный работящий парень среднего класса из Лахора, мусульманин, остроумный и любящий пошутить, хороший приятель своих соседей индуистов и сикхов, влюблённый и настойчиво добивающийся внимания девушки Шанты (Нандита Дас), соперничающий в этом с Хасаном (Рахул Кханна). Персонажу Амира отведено не так уж много экранного времени, фильм наполнен множеством других сильных и выразительных характеров. Тем более поразителен высочайший уровень актёрского мастерства Амира, сумевшего в нескольких эпизодах раскрыть зрителю сложные мотивы поступков своего персонажа. Амир творит образ Дила Наваза лаконично, вдумчиво, выпукло и выразительно показывая мельчайшие оттенки его переживаний и делая понятным зрителю многослойные мотивы его поступков. Он подробно и точно показывает страшные изменения, происходящие с личностью Дила Наваза под влиянием утраты близких, крушения системы ценностей и мировоззрения во время братоубийственной гражданской войны. У него всё на 120% - и любовь, и ненависть. Ярость, любовь, отвага, злоба, задиристость - и всё это отражено Амиром бесподобно. Эта роль - одна из шедевральных его актёрских работ. Вообще, каждая его роль, это целая радуга - нет какого-то одного цвета и какой-то одной эмоции - это всегда много, разно и интересно! Для меня фильм держался на нём одном. И его мне было так много, и так мало. Спасибо тебе большое Амир, что ты просто есть!
Рахул Кханна - вот его персонаж полностью положительный (хотя и в нём есть свои недостатки), и это положительность приятно контрастировала с многогранностью героя Амира. «Массажист» (второй парень) - очень спокойный и добрый, который больше импонирует няне. Для того, чтобы понять его игру, много не надо - он всё показал очень чисто и понятно.
Нандита Дас - слишком понятная, слишком ясная, и в её героине нет никакой интриги - хотя, возможно, изначально перед ней стояла цель создать именно такую героиню.
Это настолько сильный, эмоциональный и глубокий фильм, что впечатления от него не дадут вам спокойно жить несколько дней, как минимум. Парсы, индусы, мусульмане, сикхи - этот фильм обо всех них, их традициях и жизненных устоях «до» и «после». В фильме столько много по-настоящему сильных сцен, что выделить какие-то одни просто не представляется возможным. Музыка - ещё один шедевр от А. Р. Рахмана, такая же глубокая, сильная и эмоциональная, как и весь фильм.
Сама идея фильма, его подача - потрясают воображение, даже самого изощрённого зрителя. 40-е годы и Индия - это целая веха в истории. Страна, в которой уживаются слишком много культур, особенно поражают семьи парсов (выходцев из Персии), которые всегда стояли особняком от остальных индийских народов, этакие «индийские евреи», они были самыми культурными, богатыми и образованными среди всех народов населяющих Индию. Парсы покинули родину и переселились в индийский Гуджарат 13 веков назад, после того как арабы завоевали Персию. Парсы в массе своей были людьми торговыми, равно как и арабы, которые быстро обложили инородных купцов на завоёванных территориях непомерными пошлинами. Ещё задолго до завоевания парсы являлись одним из ключевых звеньев знаменитого шёлкового пути, поэтому переселение в Индию, с которой у них были налажены тесные связи, не было сопряжено с какими бы то ни было культурологическими или цивилизационными потрясениями. В Гуджарате парсы продолжили заниматься торговлей, резко выделяясь из окружения дисциплинированностью, организованностью и приземлённым реализмом. Отличительным знаком парсов с самого начала была благотворительность, - черта, запечатлённая на самом глубинном уровне: слово «parsi» на санскрите означает «подающий милостыню». Парсы-посредники зарабатывали деньги на торговле с англичанами, а затем вкладывали эти деньги в Индию, которая однажды дала им приют, и ни разу не заставила усомниться в правильности сделанного исторического выбора.
Самыми известными людьми из парсов, являются знаменитый певец Фредди Меркьюри (урождённый Фарух Бурсалла), и очень известный, и любимый многими индийский актёр Фархан Ахтар.
Вердикт: фильм ориентирован на глубокого и любящего подумать зрителя, умный фильм. А любите ли вы такого рода кино, и будете ли смотреть его, решать только вам. Но я очень советую посмотреть.
10 из 10
20 августа 2022
Побольше бы таких фильмов со смыслом, которые открывает перед зрителем завесу, истинных человеческих страстей, слабостей, взаимоотношений на фоне глобальной катастрофы — раздела страны, на Индию и Пакистан…
«Индуисты, мусульмане и сикхи, которые столетиями жили вместе, вдруг стали ратовать, за отделение друг от друга, а в августе 1947г., британцы утопили страну в крови и прочертили по нашей стране, линию, которой не суждено было исчезнуть»
Зловещее предисловие, от которого — волосы дыбом и мороз по коже и сопровождается оно, почти траурной композицией Рахмана.
Насколько многое шокирует, начиная с девочки — ребенка Папу (божий одуванчик), бедные родители которой, вынуждены сбагрить ее, за старикана, «глаза на лоб и буря в душе» от молодоженов, конечно населения разных исповеданий обескуражены, оказаться изгоями в своей, как им казалось стране, родине предков — безумие и только страх за собственную жизнь и жизнь близких, превращает их, в несчастных гонимых страхом беженцев.
Как только начались смутные события, связанные с поджогами и погромами с обеих сторон и то что эта теплая компания друзей и собеседников, в картине, рассыплется, как «замок из песка», было и ежу понятно.
Интересным показался мороженщик, в исполнении Аамира, казалось бы добрый- малый, старается понравится няне Линни, гарцует вокруг нее, демонстрируя фокусы и раздаривая улыбки направо -налево, тем самым влюбляя в себя не предмет своего вожделения, а неискушенного ребенка, доверие которой он всецело -завоевал, а потом и воспользовался, в гнусных целях.
Вот говорят, женщины любят ушами, ан — не всегда, иногда и разум включают, как не обещал он ей море любви, благополучие и даже открыл ей душу, искренне уверяя ее, в том, что она и есть тот громоотвод, от огня бушующей ненависти, в его душе, к индуистам, (они уничтожили поезд с пассажирами, в котором следовали его сестры — тоже дети), она не вняла его мольбе — сердцу не прикажешь, массажист Хасан, пришелся по сердцу, больше.
Хочу понять, не могу и не смогу, и никакие доводы, не убедят меня, что может она быть, » такая любовь», чтобы подло убить соперника, варварским манером похитить возлюбленную, даже для отвергнутого — не оправдание, поруганной страсти и бушующей ненависти к иноверцам, которые в одночасье превратились во врагов, есть же, какие то другие ценности, или на тот момент, «волк в овечьей шкуре`'сбросил ее, хотя в глубине души- будучи мужчиной, я могла бы его понять, смириться с потерей Шанты, он не мог — собственник, а выкрав ее и женившись на ней, он мог гарантировать ей жизнь и свободу, но какая эта будет жизнь ? большой и жирный…
Аамир, до селе исполняющий роли, разных персонажей, в отрицательной, показался- непревзойденным, этот взгляд, после душевных уверений Линни, что няне ничего не грозит- оборачиваясь, надевает зловещую, непроницаемую маску Иуды-парализует, на несколько секунд — потрясающе сыграно, начинаешь презирать, ненавидеть персонаж, даже в исполнении любимого актера и все же краешком сердца, по христиански жалеть…
Безумно было грустно и тягостно в финале, за героев, за страну, страдающих от религиозных распрей, несчастных — долго безмолвствуешь перевариваешь увиденное, принимаешь, негодуешь и съеживаешься !
6 ноября 2014
Фильм построен на контрасте начала и конца. Респектабельная, занудная семья, милая девушка-няня, в окружении 2-ух поклонников. Конец — резня, предательство.
Все довольно-таки красочно и эпически масштабно, но растянуто.
Из-за того, что повествование идет от лица 8-летней девочки, то не покидает чувство ненормальности всего происходящего: на ее глазах, буднично, рвут человека на части и впоследствии она играет с разорванной куклой, присутствует в сценах любви своей няни, во взрослых разговорах о разделении государства.
Фильм из-за этого тяжелый и нездоровый.
26 июня 2014
Почему-то нет ни одного отзыва на это фильм. Исправлю ситуацию.
Фильм потрясающий! Он переворачивает что-то внутри. Заставляет задуматься о многих вещах.
Для начала, это не типичное болливудское кино с песнями-плясками. Музыка есть, но она закадровая и ненавязчивая. Использован интересный художественный прием: показ жестоких и кровавых событий индийской истории глазами 8-летней девочки. А события действительно кровавые: разделение Индии и Пакистана, межрелигиозная резня, в результате которой погибло более 1 миллиона человек, а более 12 миллионов были вынуждены покинуть свои дома. По сути, гражданская война.
И фильм показывает разных людей в одной и той же ситуации социальной нестабильности. Кто-то убивает соседа из-за другой веры, кто-то бросает свой дом ради спасения жизней своей семьи, кто-то пытается соблюдать нейтралитет, кто-то меняет веру, чтобы не быть убитым, кто-то спасает друзей-иноверцев от погрома. И это все после удивительно нежного и лиричного вступления, когда все друг другу — соседи и друзья.
Отлично передан детский взгляд на «взрослые» события: Малышка Ленни, 8-летняя девочка: «А изнасилование — это как?» Ее кузен, того же возраста: «Я тебе потом как-нибудь покажу.» (Покажу — ?!! То есть для детей это — как игра!)
Тем не менее фильм не оставляет тяжелого послевкусия. Там нет смакования «кровищщи». Он о другом.
Фильм о том, что внутри каждого из нас сидит «тигр» и нельзя позволить ему вырваться на волю. Это очень сложно — удержать зверя внутри себя, если точно знаешь, что останешься безнаказанным. Куда там огню, воде и медным трубам! Испытание безнаказанностью — самое серьезное испытание.
Фильм о том, на что способен человек в экстремальной ситуации: станет ли клятвопреступником, предаст ли веру, ребенка, друга, любимого человека.
Фильм о том, что в истории любого государства есть вот такие неприглядные факты. О них важно помнить.
Обязательно буду смотреть другие работы Дипы Мехта. Такое «индийское кино» мне нравится.
10 из 10
21 октября 2011