Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Моби Дик |
английское название: |
Moby Dick |
год: | 1998 |
страны: |
Великобритания,
Австралия,
США
|
режиссер: | Фрэнк Роддэм |
сценаристы: | Герман Мелвилл, Антон Дизер, Бенедикт Фицджералд, Фрэнк Роддэм |
продюсеры: | Фрэнсис Форд Коппола, Лули Фишер, Фред Фукс, Стивен Р. МакГлотен, Крис Ноубл, Роберт Холми ст., Фрэнк Роддэм |
видеооператор: | Дэвид Коннелл |
композитор: | Кристофер Гордон |
художники: | Лесли Биннс, Питер Кендалл, Эндрю Валпоул, Мэрион Бойс, Джилл Иден |
монтаж: | Шон Бартон |
жанры: | триллер, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 20000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 марта 1998 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Думаю, зрители, читавшие роман, не могут не оценить проделанную над этим сериалом работу. Снято весьма обстоятельно и красиво, с сохранением всех ключевых моментов. В сравнении с экранизацией 1956 года, больше внимания здесь уделяется самому Измаилу, Пипу, а также общению «Пекода» с другими судами. «Театральность» романа передана посредством практически оригинальных философских монологов, своеобразно оттеняющих приключенческую линию и придающих большую глубину происходящему на экране, погружающих в своеобразную атмосферу книги. Хорошо решены напряжённые психологические сцены, как сумасшествие Пипа, встреча с «Рахилью» или две ситуации морального выбора Старбека (причём более сильное воздействие произвела как раз та, которой в оригинале не было). Наиболее зрелищной сценой для меня стала не погоня за Моби Диком, а шторм с призрачным явлением Белого кита, символизирующим безумие Ахава.
Что касается Ахава, Патрик Стюарт в этой роли, на мой взгляд, очень драматичен, но, увы, слишком нормален. Не хватило ему харизмы Грегори Пека, который в куда более бедном событиями фильме проявил истинный демонизм и показал настоящее сумасшествие. В его Ахаве чувствовалось именно то, что заставляло команду трепетать и преклоняться — магнетизм, колоссальная сила воли, пусть даже порой эти качества были утрированы. У Патрика Стюарта Ахав либо в своём уме, либо поистине виртуозно скрывает обратное. Это жёсткий, страдающий, зацикленный на своей идее и разрывающийся между светлой и тёмной сторонами сознания человек. У него действительно болит душа, и это диагноз, а не метафора. Но при этом он всё равно производит впечатление адекватного — может быть, из-за какой-то внутренней сдержанности и холодности актёра даже в эмоциональных моментах. Он не вызывает страха, не заставляет думать о непредсказуемости поведения, не кажется странным. В общем, Патрик Стюарт не показался мне идеальным капитаном «Пекода».
Зато куда более ярко раскрылся Старбек. Поначалу он не произвёл впечатления из-за неброской внешности, но постепенно его характер стал обрисовываться. Здесь сыграно именно то, что отсутствовало у Старбека в фильме 1956 года: искреннее страдание, оттого что спасти команду и освободить её от влияния Ахава не в его силах. В его поединках с Ахавом он и страшится перечить (при взаимодействии с более властным и пугающим персонажем, нежели тот, которого создал Патрик Стюарт, это бы сыграло, по-моему, эффектнее), и не может не возражать, потому что совесть не позволяет ему молчать. На протяжении всего фильма ощущалась огромная концентрация сил, прилагаемых Старбеком, чтобы сохранять собственный рассудок и до последнего убеждать капитана сменить цель. Личная и человеческая драма этого героя для меня затмила все прочие сюжетные линии и показалась намного острее и интереснее истории Измаила, который, к слову сказать, выглядел слишком уж неопытным и неуместно аристократичным, словно происходил из какого-то обедневшего рода. Надо сказать, что не затерялись в команде и Стабб с Фласком. Хотя мне понравился образ Стабба в старой версии, здесь он выписан намного значимее. Он подчиняется Старбеку, но и сам не промах, его жизненный опыт велик, во многих ситуациях он способен усмирить команду и подавить волнения. Однако разница между ним и Старбеком наглядно видна в сцене попытки заговора, где Стабб сохраняет хладнокровие, в отличие от Старбека, и сложно сказать, к добру или худу. Он не размышляет о судьбах людей. Он просто привык исполнять приказы и делать своё дело.
Квикег получился каким-то неоднозначным. В нём не осталось почти ничего от видения Мелвилла, его изобразили типичным дикарём без каких-либо особых возвышенных устремлений и помыслов. Его необычная философия, взгляд на устройство мира, высокое социальное положение, которое он занимал на своей родине, оказались совершенно в стороне, и единственное, что сохранили в фильме, — это дружескую привязанность к Измаилу. Правда, трактовка его фальшивой смерти и особенно вторичное признание Ахава капитаном навело на внезапную для меня мысль, что Квикег передумал умирать неспроста. Собственно, никакой надобности в этой смерти не было, поскольку в скором времени… но неважно. Приятно было видеть Грегори Пека в монотонной и скучноватой по сути, но великолепно обыгранной им сцене проповеди. Что касается Белого кита, его появления на экране были редки, но впечатляющи. И самое интересное, что он каким-то образом виделся мне именно сквозь призму восприятия Ахава, то есть и впрямь выглядел морским демоном, порождением зла. Порой немного картонно смотрелись декорации, но нынешний фотошоп иногда смотрится не лучше. Словом, отношение к первоисточнику здесь самое уважительное и аккуратное, и сериал производит очень хорошее впечатление.
5 июня 2016
После экранизации «Моби Дика» Джоном Хьюстоном нужно было здорово постараться, чтобы «перещеголять» эту картину. Еще бы, ведь ее сценаристом выступил сам Рэй Брэдберри, а главную роль исполнил Грегори Пек. И фильм смотрелся.
Фильм Фрэнка Роддема в сравнении выглядит конечно же очень бледно. И дело вовсе не в том, что перед нами подробный трехчасовый мини-сериал. Роддем в отличие от Хьюстона поставил просто на повествование. Фактически отсутствует психологизм и постановочные «изыски». Патрик Стюарт весьма неплохой актер и безусловно подходил для главной роли, но то как незатейливо его показывали не вызвало у меня совсем никакого интереса.
Вообще, у Роддема получилась история о таком, среднем помешательстве в борьбе с китом. Не больше и не меньше. Повествование не вышло на столкновение архетипов. Пересказ текста имел просто формальный характер. В силу этого обстоятельства оценка этой ленте так мала.
Обратите внимание на одно замечание о капитане Ахаве из книги: «Ахав всегда останется Ахавом, друг. Все, что свершается здесь, непреложно предрешено. И ты и я, мы уже сыграли когда-то свои роли в этом спектакле, который был поставлен здесь за многие миллионы лет до того, как начал катить свои волны этот океан». На мой вкус — глубоко, а Роддем даже и не приблизился к этой глубине. Остается лишь вспомнить еще одну цитату Мелвилла из этой книги: «Тщетны попытки сделать глубины доступными всякому, а истина всегда скрыта в глубине».
Небольшая роль Грегори Пека никоим образом не должна вводить зрителя в заблуждение. Известный пожилой актер сыграл небольшую роль, подарив зрителям в большей степени свой образ, нежели изысканное актерское исполнение. Выигранный им «Золотой Глобус» в большей мере похож на признание заслуг актера, чем на реальное подтверждение качества фильма.
2 из 10
13 октября 2013
Фильм длится три часа, а больше, чем три абзаца, про него не напишешь. И это — чудовищная несправедливость по отношению к тем честным и скромным ремесленникам, которым занимаются экранизациями классических произведений. Причем самым лучшим типом экранизаций — не обремененными авторскими трактовками и конъюнктурными смыслами, с бережно сохраненным исходным сюжетом и добросовестно проработанными деталями.
Загвоздка в том, что подобные проекты не коммерческие. Бюджет ничтожен, следовательно, декорации рисованы на коленке, а батальным сценам не хватает динамики и спецэффектов. Впрочем, тут есть и свои плюсы, т. к. зачастую перфекционизм визуальной части смещает акценты с перипетий взаимоотношений героев. В «Моби Дике» сложные психологические коллизии раскрыты вполне. Сказывается добротный кастинг — все актеры на своих местах, все образы по-своему колоритны. Добавьте сюда то, что именно в таких бюджетных экранизациях достоверно воссоздают вязкий темпоритм 19 столетия, а мрачные и глубокие тона донельзя лучше передают атмосферу внешне скучной, но одухотворенной жизни.
На выходе имеем отлично сколоченную картину, не лишенную страсти и эпичности (Патрик Стюарт — молодчина), украшенную остросюжетной интригой и морской романтикой. Смотреть — обязательно. Т. к. «Моби Дик» Мелвилла — роман загадочный и многогранный: философских, религиозных и прочих пластов в нем хоть отбавляй. Единственный его недостаток по современным меркам — практически не читабелен. Так что эта экранизация — хороший повод заинтересоваться и ближе познакомиться с достоинствами первоисточника. Жаль только, что, как и сам первоисточник в свое время, фильм распространения в широких массах не получил.
п. с. Слышал, что в ближайшем будущем Тимур Бекмамбетов выпустит в свет трех-дэшного «Моби Дика». По-моему это будет нечто ужасное.
8 из 10
28 сентября 2011
Вот рейтинг у фильма не 10. И мне интересно, неужели зрители ну настолько искушены, что и это им не нравится. Ну чем, чем он не `в десятку`?
Сценарий роскошный и классический. Актёры — две номинации и за главные и за вторые планы. Реализация. Там-то чего не так? Видеоряд? Да весь фильм несмотря на скудность красок чрезвычайно ярок, может звук? Всё там на месте. Можно и дальше и больше. Суперский фильм. Лучшего и желать нельзя. И атмосфера, и вода (с подводьем). Ничего лишнего. Кит — Природа, которая побеждает. И кого! ЧЕЛОВЕКА! И не просто человека, а бывалого морского волка. Да что там волка, целую интернациональную стаю волков. При том фильм не сваливается в ужастик. Это приключения. Приключения в чистом виде. Посмотрите, не торопясь. Посмотрите внимательнее. И всё-таки… всё врут календари. Фильм заслуживает десятки.
10 из 10
3 декабря 2009