Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мать земли |
английское название: |
Hazaar Chaurasi Ki Maa |
год: | 1998 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Говинд Нихалани |
сценаристы: | Говинд Нихалани, Mahasweta Devi, Tripurari Sharma |
продюсеры: | Говинд Нихалани, Манмохан Шетти |
видеооператор: | Говинд Нихалани |
композитор: | Дебаджиоти Мишра |
художники: | Чокас Бхарадвадж, Yashodhara Roy |
монтаж: | Дипа Бхатия |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 марта 1998 г. |
на DVD: | 2 июля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 3 ч 6 мин |
Просто потрясающий фильм. Потрясает с первой до последней секунды, своей мощностью, силой, невероятным колоритом. Как и все работы гениального Говинда Нихалани.
Калькутта, столица Западной Бенгалии, восточный штат Индии. Период 1970—1972. Город находится в тисках левого воинственного движения, известного в народе как «движение Наксалбари», которое началось в регионе Наксалбари, и распространилось на другие сельские и городские районы. Это движение, своего рода забастовка крестьян, пытающихся добиться справедливой зарплаты за свой нелёгкий труд. Движение распространилось на городские районы и привлекло левую интеллигенцию и беспокойные студенческие группы. Желая нового общественного порядка, социальной экономики и общества, свободного от всех социальных барьеров, молодые люди вышли на улицы, отказавшись от образа жизни своих богатых родителей. В процессе, однако, борьба, которая стремилась освободить угнетённых деревенских жителей из лап феодальных помещиков, вскоре пришла в городские дома, где левая воинствующая молодежь восстала против того, что они считали самодовольным, лицемерным и буржуазным обществом. Движение, которое в основном находилось в преимущественно коммунистических штатах Керала и Бенгалия, позже превратилось в различные фракции и сеяло семена сепаратистских тенденций в таких местах, как Андхра-Прадеш, Мизорам и Нагаленд. Результаты были неоднозначными и менее впечатляющими, что в основном создаёт большую угрозу безопасности для правительств штатов.
Фильм также рассказывает историю женщины, которая после внезапной смерти своего сына пытается понять его, когда она понимает, как мало она знала его, этот поиск истины приводит к самопознанию. Мать одного из таких молодых людей, Суджата Чаттерджи (Джая Баччан) начав сомневаться в условиях, в которых она сама живёт, ищет причину для страсти своего сына к революционному делу и чувству жертвы за пролетариат, с которым семья не имела никакой связи. Её тоска и прискорбное недоумение медленно вытесняются её самосознанием и приближаются к понятиям с её собственными причинами существования. Я впечатлена сдержанностью и целостностью образа Джаи в этом фильме который раскрывает искренность и убеждённость, неисчерпаемого потенциала этой актрисы.
Ещё один огромный талант в этом фильме — Сима Бисвас, которая так же в роли страдающей матери другого парня — революционера, Бихари. Нихалани изображает двух матерей, справляющихся с их потерей по-разному, выявляя их классовые и культурные различия.
Анупам Кхер, сыграл супруга Суджаты. Весь его образ поначалу отталкивает, маленький, слабый забитый жизнью человек, который плывёт по течению и ни к чему не стремится. Ему всё равно, что происходит вокруг, главное, чтобы в его собственном доме был мир и покой. Но, ближе к середине фильма в какой-то степени начинаешь понимать его героя. Он столько горя вынес в жизни, столько несправедливости пережил, а теперь ещё и сын связался с наксалитами. Все эти обстоятельства сломали его, в отличие от его жены, которая стоически выносит все удары судьбы.
Сценарий фильма основан на романе «Мать земли» выдающегося Бенгальского писателя Махашвета Деви. И показывает Калькутту бурных семидесятых, когда движение Наксалитов пронизывало городскую, образованную молодёжь среднего класса. Я знаю, что и мой любимый актёр Болливуда Митхун Чакраборти во времена своей бурной юности, участвовал в этом движении. И только чудо и расторопность его отца спасли Митхуна от тюрьмы. Отец послал его в Пуну к дяде, где он в дальнейшем поступил в институт кино, и откуда начал свой путь в кинематографе (этот факт конечно, к данному фильму отношения не имеет, но он имел место быть, и потому я о нём упомянула).
Нихалани в показе этой истории выбрал семью в качестве метафоры, чтобы очертить чувство вины, предательства, отставки и подчинения, все находятся на своём месте и в своё время. И конечно одна из лучших ролей супруги великого Амитабха, Джаи Баччан.
Фильм «Мать земли» — дань уважения всем тем, кто отдал свою жизнь во время движения наксалитов. Фильм получил Национальную премию за Лучший фильм на хинди, 1997 года и является обязательным к просмотру для всех любителей значимого кино. Несомненно, один из лучших фильмов, вышедший в Индии в конце 90-х.
10 из 10
28 марта 2019
Если описывать мое ощущение после просмотра сего фильма, то можно выразиться одним словом — тоскааа… Причем нет, фильм не скучный, хотя сюжет развивается вяло, зато актерская игра — выше всяких похвал. Просто настигает ощущение какого-то уныния, беспросветности и безысходности. Так что нейтральный цвет рецензии сюда подходит лучше некуда.
Вообще-то я бы фильм наверное пропустила, если бы не главная героиня — Джая Бхадури, супруга великого Амитабха Баччана. Я ее просто люблю. Она не так красива, как Хема Малини, не так гламурна, как Рекха, но в своей возрастной категории она мне милее. Она именно — милая. Такая была в молодости, такая же и теперь. Здесь Джая играет не просто мать — а мать аж социал-демократа. История обычная — воспитанный мальчик из обеспеченной семьи решил поиграть в справедливость в обществе, что, как известно, вещь утопическая. Ну и примкнул к партии, которая, как я поняла, что-то среднее между социалистической и демократической. Их деятельность в основном заключалась в тайных заседаниях, явках, паролях, листовках и пропаганде среди неграмотного населения. Много они сделать не успели, ибо как водится, в семье не без урода, а в партии — не без предателя. И убили этих мальчиков очень жестоко.
Как это часто бывает, родные Брати вообще не знали, куда их сын ходит и чем занимается. С отцом у Брати общего языка не было — проблема отцов и детей (куда ж без нее!), а мать он очень любил, но и ей не признался. И отчего она страдала больше — от того ли, что сын ее так внезапно ее покинул, или от того, что не доверился ей — я не знаю. Сколько будет продолжаться этот мир, столько будет стоять и проблема непонимания между детьми и родителями.
Фильм полон всяческих философских рассуждений, которых, может кому-нибудь и захочется послушать на досуге. В принципе, все сводится к одному… Ничего не изменить, все жертвы были напрасны, можно бороться, но только ради самого процесса… Результат известен всем. Фильм может показаться тяжелым, так что смотреть его я не призываю, разве что поклонников Джаи. Также в фильме снимались Сима Бисвас и Нандита Дас, что является признаком повышенной интеллектуальности фильма. Но по мне, можно было и без них обойтись.
Моя оценка — девять баллов, и все Джае.
9 из 10
4 мая 2011