Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 2.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Марцефаль |
год: | 1998 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Кальварский |
сценаристы: | Сергей Добротворский, Константин Мурзенко |
продюсер: | Василий Белозоров |
композитор: | Александр Маршал |
художник: | Даниил Духавин |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
«Марцефаль» — это фильм, который поражает еще до просмотра. Давным-давно, в 1993 году режиссёр известных попсовых клипов Сергей Кальварский решается на большой фильм. Правда, очень скоро съёмки пришлось свернуть. Рабочие материалы легли на полку и не из-за пресловутой цензуры (которой в 90-е напрочь не было), а по каким-то непонятным причинам (может, денег не хватило). Хотя, на многих интернет-страницах вы можете найти дату выхода фильма за 1998 год, впервые на большой экран он вышел только в 2012-м — на международном московском фестивале (вне конкурса).
Фильм из прошлого, из совершенно другой эпохи.
Название тоже не из обычных. «Марцефаль» — это ещё одно сленговое название мульки. Ой!.. Я не объяснил? Это эфедрин, который окисляют с помощью уксуса, марганцовки и соды. Надо сказать, что марцефаль в названии — это не какая-то там метафора. Уже на первых 10—15 минутах фильма понимаешь, что кино именно про неё — когда главный герой колет себе дозу… и попадает в совершенно безумный мир приключений. Которые, правда, разыгрываются не в его воспалённом сознании, а на улицах Питера 90-х годов. Того самого «бандитского Петербурга»…
…Это как сесть на машину времени. Взял поп-корн, пристегнулся — и попал в прошлое. Такое не воссоздашь искусственно. Любые попытки изобразить 90-е сегодня скатываются либо в гротеск, либо в чернуху. Только этот фильм, пролежавший долгие годы в потаённом месте, показывает всё именно так, как оно есть. Даже язык у них «тогдашний»: стремак, забашлять, бошетунмай. Так что фильм — это не машина времени, это — заспиртованная печень алкоголика, все язвы и наросты которой прекрасно видны долгие годы спустя.
И вот эта магия делает фильм замечательным, невзирая на все его достоинства и недостатки. А хватает и тех и других. В целом, «Марцефаль» это чёрная комедия, в которой, однако, нет черноты. Здесь вообще уходят в сторону понятия тьмы и света, зла и добра, есть лишь предельно поэтизированное описание действительности. И герой и злодей могут выглядеть одинаково привлекательно или отвратно. Наркота, разводы, базары по понятиям, погони и стрельба — всё показано не ради сюжетного результата, а ради процесса.
Фильм-песня.
Кстати, музыкальный фон много значит здесь. С самого начала, на титрах отматывается назад плёнка на бобиннике. Мы слышим сменяющиеся фрагменты песен, популярных в разные годы. Перемотка заканчивается на тяжёлых рок-н-рольных рифах. Которые сейчас принято называть олдскульными. Но не тогда. В то время вообще ещё не возникло понятие — «старый рок» (хотя, новая волна уже начиналась). Был просто рок. На пике славы ходили Бутусов, Шевчук, Кинчев, все помнили наизусть песни Цоя, Майка. В крови у людей ещё бурлил рок… напополам с марцефалью. И они идут бок о бок весь фильм.
Удивительно, что, при всей рОковой начинке, снимал фильм режиссёр, прославившийся и срубивший бабла деланием клипов для махровой попсы. Да и сама «Марцефаль» отдаёт клиповым видеорядом: подчёркнутая цветовая сочность картинки, широкоугольная съёмка. Вышло очень ритмичное кино. Оно неуловимо напоминает то тарантиновское «Криминальное чтиво», то балабановские «Жмурки», но поразительный факт — «Марцефаль» начали снимать раньше обеих этих гениальных картин! Что вышло, если бы не было задержки в 19 лет? Невероятный прорыв или опережающая своё время вещь? Уже никогда не угадать.
Говоря о потрясениях, нельзя не коснуться актёрского состава. Где и когда, скажите вы мне, читая про актёров, нужно изучать не то, где они снимались ранее, а где они снимались ПОТОМ?! Молодые Фёдор Бондарчук и Михаил Ефремов только начинали свой путь, если не в кино вообще, то хотя бы в таком безумном кино. Александр Баширов напротив в безумном синематографе был как рыба в воде. Он уже прошёл и «Иглу», и «Ассу», и «Чёрную розу». А впереди ещё пачка похожих фильмов и ролей. Баширов единственная точка вечности в текущем потоке времени. Он всегда одинаков — безумный шут с пугающим пронзительным татарским (хантским) взглядом. А вот медсестра — Татьяна Назарова — в кино заскочила случайно. Тогда она была даже не актрисой, а моделью. Сыграла хорошо, но — видим мы из будущего — в кино себя больше не проявила.
И напоследок! Слушайте радио 105,5 fm. Хотя бы — пока идёт фильм. Петрович шикарные вещи говорит!
8 из 10
20 апреля 2016