Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Центральный вокзал |
английское название: |
Central do Brasil |
год: | 1998 |
страны: |
Бразилия,
Франция
|
слоган: | «He was looking for the father he never knew. She was looking for a second chance.» |
режиссер: | Уолтер Саллес |
сценаристы: | Уолтер Саллес, Жуан Эмануэл Карнейру, Маркус Бернстейн |
продюсеры: | Роберт Редфорд, Уолтер Саллес, Элиза Толомелли, Паоло Брито, Джек Гайош, Дональд Ранво, Артур Кон, Мартин Де Клермон-Тоннер, Лиллиэн Бернбаум, Afonso Coaracy, Паоло Карлос Де Брито, Томас Гарвин |
видеооператор: | Валтер Карвалью |
композиторы: | Жак Морелебаум, Антонио Пинто |
художники: | Кассио Амаранте, Карла Каффе, Кристина Камарго |
монтаж: | Изабель Рэтери, Фелипе Ласерда |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2900000 |
Сборы в США: | $5 596 708 |
Мировые сборы: | $5 596 708 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 января 1998 г. |
на DVD: | 15 января 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Появление Уолтера Саллеса в режиссёрских кругах не то чтобы развенчало миф о всесилье бразильских телесериалов, стараниями компании Globo покоривших полмира вместе с Россией, скорее, продемонстрировало стремительный подъём местного кинематографа на качественный уровень. Режиссёр, за десятилетие ставший известным всему миру и получивший призы почти всех главных фестивалей, обретя тысячи поклонников из разных стран. К настоящему моменту Саллес успел опробовать разные жанры, и лучшей его картиной стал исторический роуд-очерк «Дневники мотоциклиста», основанный на дневниковых записях Эрнесто Че Гевара и его университетского друга Альберто Гранадо. Начинал он, правда, с более прозаических сюжетов, к середине 90-х годов прошлого века вернув помутневшей южноамериканской социальной драме её блеск и свежее дыхание, силу которого фестивальные критики по другую сторону Атлантики оценили по-достоинству.
«Центральный вокзал» стал первым серьёзным достижением Уолтера Саллеса, воспитанного, по его личному признанию, на традициях итальянского неореализма и французской Новой волны. Освобождение от всяческой чужеродности в творчестве и гуманистический подход к ситуации в родной стране позволили бразильскому режиссёру стать её истинным поэтом, в очередной раз доказав, что всё гениальное — просто. Можно, конечно, поговорить и о некоторой вторичности сюжета, но так ли много прекрасных бразильских художественных фильмов (не говоря уже о режиссёрах), Вы про себя вспомните?
Здесь действительно словно заложена бомба замедленного счастья, которое рано или поздно не заставит себя ждать. Счастье это начинается уже со строчек признаний, бегло выведенных рукой бывшей учительницы Доры на бумажных листочках по просьбе сотен людей, не умеющих писать, но умеющих по-настоящему любить, надеяться и даже ненавидеть. Сначала оно кажется чужим, но на бумаге неизменно перерождается и становится всё более универсальным. Центральный вокзал столицы карнавала был будто создан для этого, но всё шло своим чередом, пока однажды двое людей не осмелились нарушить привычный ход вокзального бытия. Дора с самого начала не скрывает того, что у неё сложный характер, но и оставшийся без мамы Жозуэ не щадит свою новую знакомую отсутствием пренебрежения. Мало того, первые же серьёзные сцены словно расставляют все точки над i, отметая шансы для сближения двух героев. Дора, безусловно, не Джина Роулендс и, тем более, не Шэрон Стоун, если вы меня понимаете, но у неё найдётся свой способ защитить юного человека от мирских клыков. И до оружия здесь, слава богу, не дойдёт.
Для Уолтера Саллеса жизнь — это постоянно меняющийся расклад сил, подтверждение чёрно-белой её сути, но есть и весьма замечательные штрихи. Когда уже свыкаешься с мыслью о вечной дистанции между Дорой и Жозуэ, у них находятся свои собственные темы для сближения, как, например, вполне безобидный разговор перед сном на сексуальную тему. Но, на самом деле, название этой картины — «Центральный вокзал» — говорит само за себя. Это место, где люди, в основном, чего-то ждут, реже — знакомятся и совсем уж редко — обретают друзей. Отсюда можно уехать и уже не вернуться обратно, затерявшись в периферии сельских районов футбольной страны мира. Вокзал давно привык к людям и их страстям, а, значит, если он даёт кому-то шанс, этим стоит дорожить, вплоть до самопожертвования. Думали об этом Дора и Жозуэ или нет, можно лишь предполагать, но то, что Саллесу удалось поделиться искренней верой в людей — не вызывает сомнений. И, глядя на просветлённое лицо Доры и улыбающегося сквозь слёзы Жозуэ, хочется прогуляться по знакомым местам, а потом зайти на центральный вокзал своего города, ощутив его ритм и совершенно особую атмосферу ожидания.
8 сентября 2016
Дора работает на вокзале. Те, кто не умеют писать, могут обратиться к ней, и она напишет и отправит ваше письмо… Если захочется. С отправкой имеются небольшие сложности. Если Дора посчитает, что ваше послание глупо, нелепо, приведет к нежелательным последствиям, она порвет и выбросит его. Вы готовы доверить судьбу Доре?
Завязкой истории служит несчастный случай. Одну из клиенток героини сбила машина, а ее маленький сын вынужден ночевать на вокзале. Ведь единственный, кто у него есть, это отец, которому его покойная мать слезно писала письма через Дору с просьбой навестить мальчика. Но, как можно догадаться, Дора и пальцем не пошевелила для их отправления. Зато теперь она и маленький мальчик едут на его поиски.
Мотив путешествия с целью нахождения родственника ребенка отнюдь не оригинален (вспомнить хотя бы «Алису в городах» Вима Вендерса). Однако, тот факт, что звучит он совершенно по-новому, заслуживает стоячих аплодисментов.
Путь, который проходят главные герои, это не просто поиск отца мальчика, это еще и поиск себя, становление как человека. И если мальчик взрослеет, познает чувство дружбы, доверия, учиться прощать, то у Доры все сложнее. Если в начале фильма она ничего кроме отвращения и осуждения не вызывает, то к финалу мы переполнены сочувствием к ней. Через боль и страдание она пришла к человечности. И вернувшись к прежней жизни, Дора будет отправлять все письма, потому что у нее нет права, основываясь на своем негативном жизненном опыте, решать судьбы чужих людей, и она это, наконец, поняла.
Итак, на закате тысячелетия появилось это открытое признание, что мир ожесточился, и путь к любви простым не будет. Предвкушая новую эпоху, оставалось только надеяться, что она будет чуть милосерднее, чем предыдущая. Что мир, как и Дора, придет, наконец, к человечности.
20 июня 2016
В эпоху глобализации и компьютеризации трудно представить, что кто-то где-то не умеет читать и писать. Возможно, спустя 17 лет, ситуация в Бразилии изменилась и неграмотных людей не осталось, но в 1998 году надо полагать, такая проблема существовала. Картина режиссёра Уолтера Саллеса не так, чтобы всецело посвящена этому недугу, но определённую связь с происходящими событиями безусловно имеет. Фильм о бразильском мальчике Хосе, который волею судьбы остался один на один с целым миром взрослых людей. Только секунду назад у него была мать и вот уже он один-одинёшенек на вокзале. Он не заныл, не захлюпал носом, не старался со свойственной детям хитростью, косящей под непосредственность, произвести впечатление на женщину преклонного возраста, которая написала письмо его отцу.
Да, совершенно верно, Дора работает на вокзале и пишет письма для тех, кто это делать попросту не в состоянии. Пишет-то она пишет, но не всегда отправляет, предпочитая приносить послания домой и читать их со своей подругой. Как описать Дору ? Это некрасивая прямо скажем женщина. Самое интересное, что и с душой, как говорил один персонаж, у неё напутано. Смотрите сами: семьи нет, нет ни мужа, ни ребёнка. Есть только характер, внутренняя неудовлетворённость и резкость в суждениях. Может быть поэтому она и не вышла замуж. Может быть, как раз поэтому, она и продала мальчонку за телевизор. Да, представить себе такое сложно, но это сложившийся факт.
И вот здесь, режиссёр просто красавец. Он пригласил на главную роль Фернанду Монтенегро, которая явила нам мятущуюся душу во всех ипостасях. Сыграно безукоризненно. Вот она одна, та которая ведёт его за руку в приют. И вот она другая, которая той же самой рукой, вытаскивает его из приюта. Это не просто достойно уважения и самых добрых слов, это подчёркивает человеческую природу: непостоянную, ежесекундно борющуюся между благим делом и злодеянием. А каков сам мальчик ? Для Винициуса де Оливейра это лебединая песня. Может он ещё где-то сыграет, где-то засветится, но его Хосе показан фантастически убедительно и правдоподобно, без надрыва и пафоса, реально!
И ведь, глядя на все их дорожные приключения, ловишь себя на мысли, что и ты также для кого-то являешься случайным попутчиком или пассажиром. Идентичная ситуация. Мы живём и встречаем множество людей на своём пути. Мимо одних проходим мимо, а другие сами нас останавливают. Дора уже и не рада, что Господь ей послал мальчика. Возись с ним с сопляком. Но это в начале. И совсем другая картина в конце. Как будто Создатель проверяет нас на прочность и на веру. А, не прошёл испытание, давай пройдись по второму, третьему, сотому кругу. В этом смысле очень показательна передача Дарьи Спиридоновой «Белая студия». В одну из программ она пригласила актёра Александра Збруева, который прекраснейшим образом рассказал о том, как мы проходим мимо людей, на примере чеховской пьесы «Вишнёвый сад». Лучше и не расскажешь. Хорошо, что Уолтер Саллес снял такое тяжёлое кино, способное очищать душу, лечить и врачевать её, заставляя становится чуточку добрее и чуточку внимательнее к незнакомым людям. В Священном Писании нет дальних, есть только ближние. Помните об этом.
10 из 10
22 июня 2015
Рио — квинтэссенция карнавального и мятежного духа бразильского народа. Потрясающе контрастный, не единожды он сверкал лоском быта богачей, живущих во имя любви, выстраивающих воздушные замки и прогуливающихся по проспекту Бразилии. Манил жгучими песками Копакабаны — обителью подлинной беспечности и вечного лета. Восхищал статуей Христа, взирающей на город с вершины Корковаду. Заводил несмолкаемыми ритмами вездесущей самбы, оглушал многотысячным рёвом легендарной «Мараканы», шокировал немыслимым убожеством печально знаменитых фавел. Но здесь — его вынесли за пределы Бразилии, обезличили до обшарпанных фасадов, исписанных дрянными граффити, оставив только людей и их истории. И сошлись они все в единой точке — на Центральном вокзале не Рио, не де и не Жанейро.
Герои не нищие, но бедняки. Каждый из них — обладатель столичной квартирки, однако чтобы до неё добраться, нужно пару часов трястись в грязном, потном поезде. Песок — лишь в цвете одежды горожан. Искупитель — в их лицах, а не в камне. Стук колёс по рельсам — единственный ритм, который можно уловить в этом городе, шум голосов снующей толпы — единственная вокальная партия. Монотонная серость Рио для жителей — привычная среда, которая не делает их чувства и память тусклыми, Дора же существует в нём, точно в чистилище: заблудшая, один на один со своими грехами. Бывшая учительница, она зарабатывает на жизнь, записывая то, что ей надиктовывают безграмотные соотечественники. Эти весточки — миниатюрные летописи их сердец, для неё они — чтиво, способное развлечь в свободный вечерок. И не будут письма отправлены, не станут явью те связи, которые даруют их обладателям столько живого, сколько нет у неё. На глазах Доры так глупо и безвременно лишается матери мальчишка Жозуэ. В тот же миг с Центрального вокзала начнётся путь к другой себе — доброй, сочувствующей… женщине. Жозуэ жаждет познакомиться с отцом, но для этого ему нужно преодолеть километры. И никому не нужные двое отправятся в трудную дорогу к вере, надежде и любви.
Приглянувшийся титулованному бразильцу Уолтеру Саллесу жанр роуд-муви здесь оборачивается в первую очередь путешествием по потаённым уголкам человеческой натуры. Окрестности Рио — всё тот же непритязательный фон, на котором отчётливее видны улыбки тех, кому, казалось бы, улыбаться-то и не от чего. Но они радостны, и радостью этой охотно делятся с ближним. Доре она чужда. Пока чужда. Взаимоотношения девятилетнего мальчугана и пенсионерки развиваются, естественно, с широкой амплитудой: от полного неприятия до настоящей дружбы. Если ребенок привязывается легче и безусловнее (да и выбора у него особого нет), не забывая, правда, отчебучить пару традиционных детских выкрутасов, то его спутница проделывает колоссальную работу над собой, чтобы из злобной, чёрствой тётки превратиться в мягкую, сердечную женщину. Нащупать и не побояться, не полениться поднять на поверхность то человечное и женственное, что в ней было, но огрубело, спряталось, запылилось. Отвыкшей рукой вновь накрасить губы, надеть платье с расцветкой и поймать трогательные девичьи воспоминания о своём отце. Только здесь и сейчас имеют для Саллеса значение: мы не знаем, что было до, мы не увидим, что будет после, но режиссёр подсказывает, что не только вдали от Бога жила Дора, но не было ей ведомо и более «земное» состояние женского счастья.
«Центральный вокзал» — история о том, как не угасает в людях добро, радость и вера. Рассказанная на португальском языке, она лежит вне пространственно-временных условностей, но в чётко очерченных границах христианской морали, и нет в ней нарочитости, угодливости или фальши. Тем более нет в ней дешевого мелодраматизма национального сериального толка. Многограннее, чем притча, «Вокзал» даёт ориентиры на незыблемые добродетели, одаривает желанием улыбаться и верить, что улыбка меняет не только тебя, но и окружающих. И истину он несёт в себе предельно простую: чем дальше ищешь, тем ближе найдёшь.
22 марта 2015
Бывшая учительница Дора, выйдя на пенсию, зарабатывает на жизнь тем, что пишет письма для неграмотных людей, прибывающих на Центральный вокзал Рио-де-Жанейро. Работы у неё непочатый край: судя по фильму, читать в Бразилии не умеет каждый второй. Исходя из представлений о добре и зле, Дора отсылает адресатам далеко не все письма: лишь те из них, чьё содержание не расходится с её личными убеждениями. Она сама вершит суд — отправлять или не отправлять весточку, за каждую из которых, тем не менее, исправно берёт деньги.
Однажды к услугам Доры прибегает женщина с 9-летним мальчиком Жозуэ. Она диктует письмо его отцу, которого сын никогда не видел. А через несколько минут женщина гибнет под колесами машины. Дора оперативно смекает, что с выгодой для себя может использовать и этот несчастный случай. Она устраивает Жозуэ в детский приют, а когда догадывается, как там используют сирот, возвращается и с риском для жизни похищает мальчика. Скрываясь от преследования, она вместе с Жозуэ отправляется на поиски его отца. Их путешествие по стране и составляет содержание основной части фильма…
В течение всего 1998-го года этот фильм обращал повышенное внимание на главную «метрополию мыльных опер» (каковой из-за обилия снимаемых ТВ-сериалов можно считать Бразилию), собирая один за другим премии и призы по всему миру, где бы ни показывался. Поместив мелодраматический сюжет в остросоциальный контекст, Вальтер Саллес триумфально ворвался на орбиту фестивального кино. Переезжая с одного кинофестиваля на другой, он за один сезон собрала такой урожай наград, какой бразильское кино не смогло собрать за все 1990-е годы. Картину чествовали повсеместно. Коллеги и завистники только успевали разводить руками.
Бразильская мелодрама укладывала на лопатки всех, кто пытался конкурировать с ней в киношных турнирах. Помимо фильма и режиссёра награды сыпались и на Фернанду Монтенегро — «народную артистку Бразилии», наконец утвердившуюся и за пределами футбольной державы. Она настолько убедительно передала противоречивость натуры своей героини Доры: столкновение двух начал — корыстных побуждений и ещё не окончательно улетучившегося морального императива, что у зрителей и жюри не оставалось никаких сомнений, что это большая драматическая актриса, уровня Анны Маньяни, Инны Чуриковой etc.
Что касается Вальтера Саллеса, то он медленно, но верно, начал восхождение к победе на «чемпионате мира по кино» — получению «Золотой пальмовой ветви». После «Центрального вокзала» было «Последнее солнце», удостоенное приза в Венеции. Критики прочили ему как минимум приз в Канне за «Дневники мотоциклиста», но Тарантино, будучи председателем жюри, попутал все карты. Однако можно быть уверенным, что за Саллесом не заржавеет: он ещё всем покажет, что в Бразилии есть не только много диких обезьян и отличных футболистов, но и, как минимум, один незаурядный кинорежиссёр.
2 декабря 2014
Бывает так, что фильм не слишком интересен. Бывает, что и за душу не берет. Бывает, что вся подоплека кажется надуманной и чрезмерной. Но вот, ничего не поделаешь, и под грузом общих доводов режиссера принимаешь всю предложенную реальность. Так у меня произошло с «Центральным вокзалом». Картина не слишком впечатлила, да и наверное многие ударные акценты прошли совсем мимо. Например, все эти письма от многочисленных безграмотных, которые так и не были отправлены, духовное преображение героини и очевидные евангелистские аллюзии. Однако, все в совокупности показалось мне весьма и весьма убедительным. И причина тому прежде всего — выдержанная режиссура и добротная игра актеров. Фернандо Монтенегро и Винициус де Оливейра как по отдельности, так и вместе настолько точно передали бесхитростный сюжет, что попросту не позволили сконструировать что-либо негативное в адрес этого фильма. Глядя на Винициуса, переживающего о своем будущем и даже не задумывающегося (и хорошо) о всех подстерегающих его опасностях, нельзя не проникнуться, душевно принять его волнения.
Несколько добрых слов нужно сказать и об игре Фернанды Монтенегро. То, как она работала над своим персонажем в этом фильме вызывает уважение. Ибо с самого начала ее героиня, равно как и она сама не просто не привлекательна. Она вызывает раздражение. Буквально, через каких-то сорок минут экранного времени, отношение к ее персонажу меняется. На мой взгляд, вот он показатель качественной актерской игры. Так что, всем поклонникам «великой Мерил Стрип» хочется просто указать на то, что в мире и помимо нее есть множество замечательных актрис, которые также как и она следуют своим шаблонам и преуспевают в этом. Кинематографический мир сегодня гораздо шире сравнительно небольшого пространства невдалеке от тех самых голливудских холмов. Фернанда и ее работа — тому подтверждение.
История предложенная Валтером Саллесом основывается на путешествии маленького мальчика к своему отцу вместе со странной пожилой особой, которая продала его, а потом решила образумиться. Финальный пируэт про отца по имени Иисус, который любит всех своих сыновей, даже тех которых он не видел, но обязательно вернется к ним, конечно в некоторой мере и наивен, но душевен. Создатели ленты резко настаивают на христианских ценностях мироощущения. А с таким энергетическим напором сложно спорить.
7 из 10
30 сентября 2014
Жизнь порой сильно смахивает на вокзал, мелькают поезда, люди в серых одеждах и с серыми лицами. И ты либо часть этой толпы, либо сидишь в зале ожидания. Но ни там, ни там, нет времени разглядеть, понять, посочувствовать. Бесконечный гул и пустота, и животное желание выжить.
Удивительный фильм, настолько настоящий, что чувствуешь себя частью происходящего. И не возникает мыслей, что этот актер хорошо сыграл, этот плохо, удачный кадр или слабенький, потому что это не кино, это жизнь.
Сюжет не нов, но подача подкупает своей искренностью. Простота и символизм, не надуманная христианская мораль, люди с их проблемами и чаяньями, встречающиеся на нашем пути каждый день. И поиск… Отца ли Хосе — Иисуса или же Иисуса как обретения веры, обретения себя, возвращения к истокам, чтобы хотя бы на мгновение остановиться и понять, что как бы ни были одиноки в этом мире, надежда есть, есть те, кто нужен нам и те, кому нужны мы. И пусть нет гарантии, что поиски увенчаются успехом, что нам вновь не разобьют сердце, что не будет потерь, но лучше провести жизнь в пути, чем застыть от безразличия в зале ожидания.
Ведь путь, как правило, важнее самой цели. Именно в пути мы познаем и открываем то, что в нас уже есть. Просто наше всеобъемлющее сердце спало до этих пор, под стук колес отправляющихся поездов.
В фильме много деталей, незначительных на первый взгляд, но скрепляющих сюжет. Забытый платок, самодельная игрушка, распутавшаяся веревка, листья гонимые ветром, всё так или иначе ведет нас вперед, не к концу, а именно вперед. Потому что у жизни нет конца, есть лишь перерывы в зале ожидания наших судеб.
И мир погубят не войны, не экологические катастрофы или нашествие инопланетян, мир погубит безразличие и черствость души. Но пока существуют такие Хосе, дети со взрослыми душами, у мира есть шанс.
8 из 10
19 сентября 2013
Несколько лет назад российский телезритель познакомился с бразильской кинопродукцией, но в основном это касалось сериалов. Можно ругать и хвалить телесериалы, выделять их отрицательные и положительные стороны, но, в любом случае их нельзя сравнивать с художественными фильмами. Однажды, читая одну статью в Сети, я наткнулся на информацию о бразильском фильме «Центральный вокзал». Отзывы были очень положительными. Стало интересно. Во-первых, всегда была интересна сама страна, ее социокультурные составляющие. Во-вторых, кроме нескольких сериалов, не смотрел ничего другого. И вот настал день просмотра. Не пожалел! Сюжет потряс своей простотой, но, вместе с тем, небанальностью, необычной ситуацией. Бывшая учительница (хотя по ее поведению и многочисленным обманам, как-то с трудом верится, что она принадлежит к данной благородной профессии) пишет письма на центральном вокзале Рио, пишет для безграмотных за небольшую плату. В большей части случаев письма просто не отправляются. И вот однажды на вокзале появляется женщина с мальчуганом лет 10 — 12. Она диктует письмо для отца мальчика и хочет, чтобы он знал о сыне, чтобы увидел его. Вскоре случается непоправимое и женщина погибает под колесами автомобиля. Мальчик остается один в огромном городе и какое-то время бродяжит на вокзале, а потом бывшая учительница решает заработать на нем деньги. Не буду делать акцент на всех деталях, но получается так, что учительница и мальчик отправляются на другой конец страны, чтобы найти отца мальчика. Что из этого получилось в конце и какая трансформация произошла с хитроватой учительницей, зрителю предстоит увидеть.
Игра актеров на высоком уровне. Очень правдоподобно играет главная героиня. Ее действия настолько реальны, что при просмотре вы как-будто проживаете всё вместе с ней. Очень талантливо представлена роль мальчика — правдиво, незамысловато, с четкой передачей всех чувств и эмоций, страданий и редких моментов счастья. Игра актеров настолько правдива, что ты переживаешь и радуешься вместе с ними, сочувствуешь, негодуешь, путешествуешь. На мой взгляд, это признак наивысшей грани актерского таланта.
Отдельное спасибо хочется сказать режиссёру. В фильме очень точно и глубоко отражена сложность социальной ситуации современной Бразилии, трудности жизни простых людей современного мегаполиса и маленьких деревушек. В фильме показаны проблемы с преступностью, тотальная безграмотность и нищета, социальная незащищенность обычных людей. Показана Бразилия в ее разнообразных составляющих.
Фильм «Центральный вокзал» тонкая, временами грустная картина о жизни современной Бразилии, о добре и зле, о том, как человек может измениться в лучшую сторону ради другого. Вы ни на секунду не пожалеете о ее просмотре и будете очень долго помнить главных героев.
10 из 10
19 августа 2013
- Нет, нет, нет… я убиваю водителя автобуса.
- Водителя автобуса? Какого водителя автобуса?!
(к/ф «Темный рыцарь»)
Смерть рядом, она может настигнуть нас внезапно. В мире полно людей, готовых свой автобус отправить на красный. Нет никакой уверенности в том, что мы доживем до завтра. Но покуда мы живем, мы должны жить так, чтобы люди, на судьбы которых мы влияем, не стали несчастными. Ни при нашей жизни, ни после смерти. Существование нынешних лжесемей не допускает подобных рассуждений. Один раз выпадает из рук игрушка. Один раз сбивает летящий на красный автобус. И совесть будет мучить того, у кого выпала игрушка. Совесть, к сожалению, мучает не тех, кто виноват. И лжесемья рушится — а мальчик Жозуэ верит, что может обрести счастье со своими родными. Верит, верит, продолжает верить. А знать не может — в Бразилии плохой уровень образования. Даже не плохой, а «неоднородный», как это называется. Кто способен пойти учиться в частную школу, тот будет хорошо образован. А в обычные школы идут преподавать за гроши и, естественно, не могут быть хорошими педагогами, даже не в связи со своими педагогическими способностями, а в связи с тем, что, не имея гроша за душой, человеку хочется свою обиду на жизнь вылить куда-то. А кто как не дети для этого лучше всего подходят. Жозуэ не знает, и знать при таких условиях не может. А знал бы — не верил бы подобной ахинее. Что в итоге будет за судьба? Вроде бытия тем самым… водителем. Автобуса ли? Грузовика ли? А может, танка?
На самом деле, водить автобусы тоже неплохо. Это не самолет. Самолетом пилот не управляет ни на 100% ни на 50% даже. Ну, это водители автобуса так думают. И да, самое блестящее в работе водителем автобуса это то, что, по-видимому, если ты не будешь водить — никто не будет водить!
Кто же убедил Жозуэ в том, что ему необходима встреча с отцом, которого он никогда не видел?.. «Центральный вокзал» не дает никаких ответов. Мальчик Жозуэ — персонаж вообще непонятный. Казалось бы, кто только не снимал фильмы про великую детскую душу. А Уолтер Саллес снял такого простого, уличного мальчика, в роли такого же простого уличного мальчика — и ни разу его нельзя понять. Видимо, такова сама сущность детской мечты — ее сложно понять, ее сложно добиться, и в пути за ней ты становишься взрослым, сухим человеком, подчас забывшим саму мечту. Дети своих родителей часто обожествляют. А когда ребенок перестает обожествлять своих родителей, или даже начинает их вовсе ненавидеть — родители должны задуматься.
«Центральный вокзал» — фильм незаконченный и не начатый, и в данном случае это правильно. Фильм, скажем так, длится 113 минут, но мы можем еще минут 300 представить в своем воображении, ибо и история маленького Жозуэ, и история Доры, и история отца Жозуэ, наконец — это все Саллес не снял, и не должен был снимать. А 113 минут это всего лишь финальное столкновение всех этих не снятых историй. И это финальное столкновение — неоконченная история. Жив ли Иисус? Придет ли? Или он навсегда покинул эти края? Или давно умер? Мальчику нельзя просто так понять, но… он хочет видеть хорошее в человеке до тех пор, пока не узнает о том, что он плохой. Отвлекись от этого, юнец, произнеси скороговорку.
Дора — близкий пока еще не мне, но людям постарше персонаж. Понятное дело, она никогда не была богата. У нее вульгарная подружка, с которой она обсуждает письма, которые рвет и выбрасывает, вместо того, чтобы отправить. И сразу же мы видим то, что человека в здравом рассудке должно возмущать сразу же — омерзительное стереотипное мышление. Дора смотрит свысока на чуть более несчастных, чем она. Она умеет писать, они нет. Она имеет какое-то весьма спорное образование — они нет. Но при этом существует в мире, и в самой Бразилии огромное количество людей, более счастливых, нежели она.
Основная идея фильма — ищите своих близких людей, цените и не бросайте. Тривиально? Отнюдь. Ибо фильм не идеализирует лжесемьи, что мы можем видеть в более попсовых (я не говорю «массовых» или «произведениях поп-культуры») произведениях искусства. «Центральный вокзал» такой же массовый, как и «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, как «Магнолия» Пола Томаса Андерсона». Эти фильмы можно даже поставить в один ряд — только «Центральный вокзал» куда менее масштабен в виду своей незаконченности, недосказанности. И да, он раньше вышел. «Магнолия» своего «Золотого медведя» получит как раз через два года. Впрочем, это фильмы совершенно разного масштаба повествования, но как раз потому, что Пол Томас Андерсон решил в фильме про один день рассказать историю каждого своего персонажа. А Уолтер Саллес все, что зритель может додумать сам — отрезал. И правильно сделал.
Фильм заслуженно получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.
11 августа 2013
Своеобразный парафраз на тему «Дети капитана Гранта» и других роуд-муви, навроде «Кикуджиро». Маленький Хосе остался без матери и найти отца ему может помочь странная женщина Дора, которая пишет письма для неграмотных на Центральном вокзале Рио-Де-Жанейро.
Жанр уже понятен — роуд-муви. Не ново. Да и других художественных откровений вроде бы не приходится ждать, что вообще-то недостатком не является.
Зато в достатке другого — колоритный социальный фон, пронзительная история, прекрасная актерская игра. А за это мы тоже любим кино, даже больше, чем за эстетизм, сумасшедший монтаж и буйство красок. Правда, определенный драйв, драма, страсть в фильме присутствуют (Бразилия! Никуда не денешься), но стремление обрести семью и преодолеть одиночество (пусть и не всегда успешно) — универсально. Поэтому фильм приглянулся «оскаровским» академикам, справедливо отметившим номинацией актрису Фернанду Монтенегро. Жаль и крайне несправедливо, что статуэтка досталась не ей. Тем более что в момент исполнения роли актрисе было за 65 (!) лет, а играла она отнюдь не бабушку.
8 из 10
10 июля 2012
Я уже давно общаюсь с одним парнем из Бразилии. Конечно, мне интересно узнавать о культуре их страны от человека, который там живет. Он лучше знает, что у них популярно. Для меня Бразилия ассоциируется с футболом, красивыми моделями, карнавалом и кофе. С их кинематографом я практически не знаком. Смотрел пару фильмов, но ни один из них не врезался в память. Вот он и посоветовал мне посмотреть эту драму, которую считает лучшим бразильским фильмом.
Я скажу даже больше. Это один из лучших фильмов вообще, которые я когда-либо видел. Очень увлекательный сюжет. Бывшая учительница Дора подрабатывает на вокзале в Рио, записывая под диктовку письма. К ней обратилась женщина с маленьким мальчиком, которая хотела отправить письмо отцу своего ребенка. Короче говоря, мать погибла в результате аварии, а 9-летний Жозуэ так и остался на вокзале. Сначала Дора хотела на нем заработать, но после все-таки решила помочь мальчугану найти его отца. Так и начались их совместные приключения.
Я просто влюбился в этих персонажей. Главная героиня сначала кажется вздорной пожилой женщиной с очень скверным характером. Во-первых, она попросту обманывала людей, даже не отправляя их письма, что уже некрасиво, как минимум. Во-вторых, меня вообще поразило, как она легко выменяла ребенка на новый телевизор. Но потом ее персонаж все больше открывался с другой стороны. Характер у нее, конечно, несладкий, но все-таки эта женщина с добрым сердцем.
Мальчуган тоже не лыком шит. Своенравный парнишка. За словом в карман не полезет. Вообще за этой парочкой с удовольствием наблюдал. Тут много драматических грустных моментов, но есть и веселые, от которых невозможно не улыбнуться. Например, когда Дора отчитала его за воровство, а сама украла из магазина еще больше, чем ребенок. Я бы к драматическому жанру добавил бы еще комедию и приключения, поскольку их тут было много. Каждый раз с этой парочкой приключалось что-то новое в пути.
Ну, а концовка просто не может не растрогать. И основная прелесть фильма именно в актерах, сыгравших главные роли. Фернанда Монтенегро достойна самых лестных отзывов. Очень жаль, что она не получила Оскар за эту роль, хотя была номинирована. Винициус де Оливейра тоже отлично сыграл. И ведь это его дебют в кинематографе! Весьма убедительный образ. За музыкальное сопровождение отдельный комплимент композиторам.
Кстати, думал, что уже не буду писать отзывы о фильмах, но такое кино вдохновляет. Мое мнение не самое авторитетное. Однако, вдруг кто-то захочет прочитать этот отзыв и откроет для себя потрясающий фильм, который незаслуженно забыт, но определенно достоин вашего внимания. Шедевр. Высший балл.
10 из 10
7 апреля 2012
Дора зарабатывает на жизнь тем, что пишет письма для неграмотных. Каждый день она приезжает на центральный вокзал Рио-де-Жанейро и ставит свой столик. Написать письмо стоит доллар, а если необходимо его еще и отправить, то такая услуга обойдется в два доллара.
Дора пишет очень много писем… вот только не все их она отправляет. Именно письмо однажды свяжет жизнь Доры и девятилетнего Хосе. Мать Хосе хотела отправить письмо отцу ребенка, но погибла в результате несчастного случая. Дора, нехотя, решает помочь мальчику найти отца…
Очень любопытно смотреть бразильские фильмы, которые живописуют жизнь простых жителей этой страны, совсем не похожую на ту «сказку», которую все привыкли смотреть по телевизору из бразильских сериалов или рассказов о бразильских карнавалов и великолепных пляжей. И если знаменитые «Генералы песчаных карьеров» и «Город Бога» показывают криминальный мир Бразилии, где гангстерами становятся уже с малых лет, то «Центральный вокзал» — немного другая история. Здесь показана жизнь обыкновенных бразильцев, чья жизнь находится на пороге бедности. И как раз Дора — яркий представитель этой прослойки. Учительница-пенсионерка, которая вынуждена подрабатывать на вокзале. Она циничная и озлобленная. Вначале я так и думал — «вот же какая старая карга». Она запросто выкидывает в мусорное ведро письма, перед этим вдоволь поиздевавшись вместе со своей соседкой над их содержимым. А помимо того, что в фильме показана беднейшая прослойка населения, есть и довольно шокирующие эпизоды обыденной жизни бразильцев — молниеносный приговор охранниками полицейскими вора, укравшего в лавке или же продажа детей.
Но я думаю, Вальтер Саллес решил показать зрителям не историю о жизни бразильцев, а сентиментальную историю о двух одиночествах, которые ищут свое место в этой жизни, с их небольшими радостями, приключениями и надеждах на светлое будущее. И надо сказать это ему удалось. Хоть сюжет и отдает «сериальщиной», но это идет ему на пользу.
Если вернуться к «сериальщине», то стоит отметить отличную актерскую игру Фернанды Монтенегро, которая долгое время играла (и играет) в бразильских сериалах, среди которых нашему зрителю, скорей всего, более известен «Земля любви, земля надежды». Отлично сыгранная роль, заслуженно отмеченная номинацией на премию «Оскар» (еще у фильма в активе номинация на эту же премию в категории «неанглоязычный фильм»). Ну и не полным список похвал будет без упоминания хорошей и правдоподобной игры Винисиуша Ди Оливейра, того самого девятилетнего мальчика. Если верить режиссеру, то он нашел его в аэропорту, когда тот предлагал почистить ему обувь и даже отказывался от проб, думая, что за них надо платить.
28 марта 2011
Ох, и почему я люблю Бразилию! с 2006 года когда я там побывала не могу ее забыть! Это не страна, это жизнь которая должна так течь: легко, искристо, непринужденно. Где чужая женщина на вокзале может сначала продать ребенка за две тысячи долларов а потом мотаться с ним по всей Бразилии, разыскивая его отца.
Бразильские трущобы напоминают мне наше советское обшарпанное время, можно сказать ностальгия по доброй жизни, по улыбчивым соседям. Бразильцы очень добрые и отзывчивые, конечно среди них есть и жулики, но уж куда без них. И даже мужчины там смотрят сериалы, еще похлеще женщин, но Бразилия это не только сериалы, это уже давно зарекомендовавшая себя самостоятельная киноиндустрия, и если вы немного пороетесь найдете просто жемчужины бразильского кино.
Очень понравились пейзажи, природа просто фантастическая, и небольшая церквушка где с изображением Иисуса люди вешают портреты своих родственников или просто за людей которых хотят помолиться. Это просто путешествие натуралиста туда куда мы вряд ли можем попасть.
А история великолепная, трогательная, открытая. Дора к концу приключения понимает что если бы на не ввязалась в эту авантюру, то потеряла бы всю свою жизнь. Иногда что кто — то или что то появляется нам на пути мы пытаемся отмахнуться, но на самом деле под носом у нас просто сокровища, в которых мы ищем себя, познаем других и учимся жить!
9 августа 2010
Письма, застывшие в вечности
Отчего-то трудно подобрать начало. Эта история пронзит мое сердце сразу же, как только я увижу «живые» лица простых прохожих, бросившихся начитывать свои письма. Маленькие трагедии промелькнут, а после утонут в бушующем море большого города — Рио-де-Жанейро, в стране, где жестокость и религиозность скрутили такой тугой узел, что не продохнуть. И вот в этом городе встретятся двое — и начнется большое путешествие — навстречу друг к другу и к себе самому.
Дора — стареющая пенсионерка, разочарованная, равнодушная, злая и одинокая, как и большинство нас, зарабатывает тем, что пишет письма для неграмотных отправителей. Только вот доходят ли их письма до адресатов — это решает сама Дора.
Хосе — девятилетний мальчик, оставшийся один в страшном и неуютном городе, лелеет одну мечту — встретиться с отцом, чей образ до того идеален, насколько и неправдоподобен.
Этих двоих сведет судьба. Циничная Дора, разбуженная дотошным червячком по имени Совесть, отважится на подвиг. Только сама она еще не знает, что беря ответственность, пронести ее нужно до самого конца. И в душе распустятся цветы такой причудливой и необыкновенной формы, но почувствовать их может каждый.
Это гениально. Это просто. Это непередаваемо. Когда Дора едет в автобусе и пишет письмо Хосе, эта старая и озлобленная гора просит не забывать ее, что мечты все сбудутся и что папа вернется, потому что он еще ребенок, он должен в это верить, и она стала ребенком, плачущим, пишущим на одном дыхании письмо всей жизни… Куда оно прилетит, до куда доберется? До ваших сердец и встанет жестким комом в горле. Потому что по-другому быть не может. Иначе вы труп.
А в конце зазвучит прекрасная музыка и сквозь ее переливы послышатся голоса. Десятки голосов, начитывающих письма всей жизни. Они лягут где-то там — в вечности, отпечатанные невидимой рукой воспоминаний. И однажды заветные конвертики встретятся. И не будет рано. И не будет поздно. Будет самое оно.
8 августа 2010
Она зарабатывает тем, что, сидя на вокзале, незнакомые люди диктуют ей письма, она записывает и отправляет их. Все эти безграмотные и надеющиеся на нее одну бедолаги ждут писем от мужей, жен, вообще от тех, кому они пишут. И вот мальчишка с матерью подошли — тоже мать диктует письмо в надежде, что ее непутевый спутник жизни одумается и они хотя бы встретятся для начала. Но озорной мальчишка угадывает и тут же ей в лоб говорит, что никуда она письма не отправляет, а просто выбрасывает их.
По роковой случайности здесь же, на этом полном людей вокзале паренек остается сиротой буквально в считанные секунды. Он — никому не нужен, как и эта женщина с письмами — тоже никому не нужна. Задиристый мальчишка и взрослая женщина одинаково несчастны — никому до них в этом мире нет дела, у них нет настоящего и нет будущего. С этого начинается фильм.
Нет, эта драма — не очередной голливудский «слезоточивый газ», напротив, все жестко, жестоко и реалистично. Как дальше жить? И жизнь ли это вообще? В два счета мальчишка и свиду жестоковатая женщина (что можно подумать вначале фильма) просто необходимы друг другу, они не выживут друг без друга (но это уже станет ясно ближе к середине). Все диалоги Доры (Фернанда Монтенегро — номинация на Оскар в 1999 году) с Хосе (Винициус де Оливейра) реалистичны, по-взрослому рассуждающий ребенок, «у которого уже был секс» (чем он хвастается перед Дорой), очень правдоподобны и порой чересчур. Нам покажут не Рио-де-Жанейро в карнавальном конфетти, а простую жизнь простых людей. Обшарпанные автобусные остановки, радость покупки дешевого платья, уставшую от жизни героиню Фернанды Монтенегро и таких же людей вокруг нее. И где здесь счастье? В чем оно? А может это оно и есть, когда встречаются два ненужных миру человека и становятся друг другу нужными, постепенно «прилипая друг к другу».
Главное — найти отца мальчишке, Дора умом и сердцем уже стала его матерью, и что дальше? (спрашивает сама себя). Что я могу дать этому задире, когда у меня у самой ничего нет — я забыла, как это: любить и быть любимой, он растопил мое сердце — но дальше я не смогу быть ему матерью, я ею никогда не была, и они отчаянно ищут отца мальчишке, дожидаясь на безлюдных развалюхах-остановках следующего по расписанию.
Будет и праздник (временный), они попадут в небольшое совместное путешествие по жизни, но главное, чтобы мальчишка не забыл, что это Дора первая попросила водителя дать парнишке порулить в автобусе.
Без всякого преувеличения скажу, что «Центральный вокзал» — это бриллиант в бразильском кинематографе. И неважно, что я, затаив дыхание, ждал чуда от Американской Киноакадемии — ну взяли бы и вручили целиком и полностью заслуженный Оскар Фернанде Монтенегро. Хотя, главное, конечно, все-таки, чтобы люди умели находить друг друга в этом мире и дарить хоть капельку любви даже в таких непростых ситуациях. И я верю в то, что мальчишка добежит до автобуса, доедет или долетит — я верю и надеюсь на это.
24 июля 2010
Давно уже слышала про этот фильм, все никак не доходили руки посмотреть. Наконец выкроила вечер, села и посмотрела. Все оставшееся время не могла думать ни о чем другом кроме этого фильма.
Фильм цепляет сразу, с самого начала. смотрится легко, но вместе с тем назвать его «легким фильмом» не поворачивается язык.
Фильм поражает своим реализмом, режиссер просто рассказывает нам эту историю, никак не комментируя ее со своей со тороны, не давая ей никаких оценок. это право остается за зрителем. Здесь нет лишних сцен, лишних слов, лишних движений. Все выверено и все на своем месте.
В связи с этим хочется отметить потрясающую игру актеров. Мальчик — просто умница, то как он передает все эмоции своего персонажа не может не вызывать восхищения.
Фильм определенно не оставит равнодушным, каждый найдет в нем что-то для себя. Считаю, что смотреть обязательно и ставлю
10 из 10
29 марта 2010
Какие мысли возникают, когда Вы слышите словосочетание «Бразильское кино»? Держу пари, Вы представили индустрию теленовелл, гигантскую фабрику «мыльных опер», экспортируемых во многие страны мира. Посмотрев «Центральный вокзал», Вы откроете другую сторону национального кинематографа — эпоху «нового бразильского кино», иначе говоря движение «андеграунд», богатое многочисленными премиями самых престижных международных кинофестивалей.
Пройдя тяжёлый путь, сквозь непонимание и нежелание многими принять не лощёный киношно-сериальный мир, а суровую реальность страны, где 22 % населения проживает ниже уровня бедности, бразильское кино обрело новую силу и социальную значимость. Именно с «Центрального вокзала» началась эпоха лиричного и очень искреннего бразильского кинематографа.
Это очень грустная история о том, как десятилетний мальчик, неожиданно потерявший мать, остаётся один на один с людской жестокостью и голодом. Вскоре он попадает в руки циничной старушонки Доры, скрывающей за внешне добрыми помыслами, желание нажиться, пусть даже таким низким способом — продать Жозуэ торговцам детьми. Но даже самая чёрствая душа способна на сострадание, об этом и повествует «Центральный вокзал»
Размеренное и местами выдающее комедийные ситуации роад-муви постепенно переходит в социальную драму, охватывающую не только отношения Жозуэ и Доры, но и множество других историй: от надиктованных неграмотными бедняками писем, до интересных дорожных встреч. В этом фильме дорога — лишь повод, на фоне которого развиваются тонкие диалоги между героями, происходят их маленькие трагедии и радости.
Безусловно, выдающаяся роль досталась одной из самых сильных актрис Латинской Америки — Фернанде Монтенегро. Актриса воплотила на экране очень интересный образ женщины, отчаянно цепляющейся за собственную жизнь и при этом совершенно не признающей такое право за другими. Её перевоплощение к концу ленты довольно предсказуемо, но тем не менее вызывает неподдельное восхищение, да и номинация на Оскар, за лучшую женскую роль, только подтверждает этот факт.
«Центральный вокзал» — это крайне достойная и трогательная художественная картина Уолтера Саллеса и сейчас остается невероятно правдивой лентой о взаимопомощи, доброте и бескорыстии.
9 из 10
6 октября 2008
Престарелой Доре никакого дела не было до своих клиентов. Сидя в переходе Центрального вокзала Рио (де Жанейро), она торопливо писала их письма на бумаге, иногда подправляя текст известными штампами оборотов речи, получала гонорар и тут же обращалась к следующему.
Вернувшись вечером домой, Дора вместе со своей подругой Иреной перечитывала наивные рассказы, решая, отправить ли их сразу в корзину или спрятать в переполненный ящик комода, чтобы, когда-нибудь потом всё-таки бросить конверт в почтовый ящик.
Точно также они посмеялись над письмом одинокой женщины, обращавшейся к своему мужу Иисусу с просьбой приехать повидать своего подросшего сына по имени Хосе. Съязвив, что муж-алкоголик сбежал от своей супруги, женщины решили, что это глупое письмо можно отложить до лучших времён.
Проехавший на красный свет автобус, распластал маму мальчика на асфальтовой мостовой. Замешкавшийся на переходе парнишка, крича, рвался под днище автобуса-убийцы, но чьи-то крепкие руки, закрыв глаза, оттащили его подальше в сторону: кричи, не кричи — всё кончено.
Что ждёт осиротевшего Хосе в переполненном Рио? Ночёвка на бетонном полу, голод, кражи… Чем заканчиваются вокзальные кражи? Если поймают — расстрелом на железнодорожных путях. Девятилетнему ребёнку тут просто не выжить. Выжить не просто.
Симпатичного Хосе задумали отправить на усыновление в штаты, однако сделка сорвалась, и бывшей учительнице пришлось вместе с отчаянным мальчиком отправиться на поиски его пропавшего папаши. Начавшаяся таким образом дорожная история составила основную часть этой интереснейшей картины.
В чём изюминка Хосе? Это абсолютно искренний и открытый ребёнок. Поступая по-детски, он каждый раз говорит правду о том, что видит и о чем думает. Расчетливой Доре с ним нелегко, ох как нелегко. Парнишка из категории тех, кто расшевелит и заставит биться даже самое чёрствое сердце. А сердце Доры ещё многое помнит.
Фернанда Монтенегро (Дора) — отличная актриса. Однако успех фильма был бы невозможен без блистательного Винисиуса де Оливейра. Это феноменальный ребёнок, к работе которого применимы только самые высокие оценки. И характеристика «чудесный», в данном случае, не кажется мне чрезмерной.
Переживая вместе с неунывающим мальчиком множество перипетий долгого и нелёгкого пути, Дора пересматривает многое из того, что составляло существо её одинокой жизни, меняя устоявшиеся взгляды на людей и человеческие отношения. Мудрость и настойчивость мальчика разрушает её жизненный опыт, побуждая искать новые решения старых проблем.
Поиски длятся долго и безуспешно. Похоже, что этим двоим уже никогда не найти следов ускользающего Иисуса и двух старших братьев Хосе — Исаака и Мойши. О них писала мать в том давнем письме. Имена — символы. Осколки былой семьи? Или…
19 февраля 2008