32 августа на Земле
Un 32 août sur terre
6.5
6.5
1998, мелодрама, драма
Канада, 1 ч 28 мин
В ролях: Эммануэль Билодо, Паскаль Бюссьер, Р. Крэйг Костин, Жоанн Коте, Фредерик Дезаже
и другие
Молодая женщина по имени Симон попадает в автокатастрофу. Чудом оставшись невредимой, она переосмысливает жизнь, оставляет работу и решает завести ребенка. На роль отца девушка выбирает своего лучшего друга Филиппа. Он соглашается, но при условии, что зачатие произойдет в пустыне Большого Солёного озера.
Дополнительные данные
оригинальное название:

32 августа на Земле

английское название:

Un 32 août sur terre

год: 1998
страна:
Канада
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Андре Тюрпен
композиторы: , , ,
художники: Жан Бабен, Сюзанн Хэрел
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 мая 1998 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постер фильма «32 августа на Земле», 1998

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «32 августа на Земле», 1998

Это вам не 500 дней лета

...даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной

(с) Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»

За рулем автомобиля уставшая девушка. Она борется со сном, пытаясь не закрыть глаза. Интенсивно сменяющиеся монтажные планы сгущают атмосферу неконтролируемости и скорости. В итоге девушка все же закрывает глаза и при помощи магии кино мы перемещаемся в 32-е августа.

32-е августа начинается с последствий случившейся автокатастрофы. Вместе с героиней мы изучаем окружающее пространство: и тут у нас и перевернутые кадры – тотальная дезориентация (где мы?), отсутствие общих планов – удушающая замкнутость кадра, отсутствие закадровой музыки - потустороннее безмолвие, жесткие джамп-каты времен «новой волны» - сгущение и дезориентировка еще и временной целостности. Все ведет к тому, что не только героиня стучит по стеклам автомобиля: теперь и зрителю хочется выбраться из этой тесноты.

Нашу героиню зовут Симона, и эта катастрофа – экспозиция первого полнометражного фильма одного из самых прославленных канадских режиссеров наших дней. Дени Вильнев, излюбленный жанр которого научная фантастика, начинал с деконструкции классических сюжетов мелодрам (в особенности, конечно, французских). «32-е августа на Земле» не самый его известный и обсуждаемый фильм, но он как минимум позволяет проследить, как постепенно развивается талант этого режиссера и обретается собственный почерк.

Основная история фильма ни то гротеск, ни то подростковая комедия со взрослыми: главная героиня после катастрофы решает забеременеть от своего лучшего друга. Он влюблен в нее по уши, но осознает, что все это как минимум аморально, так как у него есть девушка, а Симона к нему по большей части равнодушна. Не придумав ничего лучше, он соглашается на столь любопытную авантюру, но предлагает это сделать в пустыне…

До поездки в пустыню нам удается познакомится с Симоной поближе. Ее резкий уверенный характер сочетается с постоянным желтым цветом в кадре (что часто символизирует стремление к независимости, освобождению), ее короткая стрижка может отсылать к феминизму и опять же внутренней свободе. В одной из комнат Филиппа (лучшего друга Симоны) нам далеко не мельком дают увидеть постер с отсылкой к документальному фильму про Джин Сиберг. (Jean Seberg: American Actress). Сиберг – это символ новой волны, символ той свободы, которую подарили Годар и компания кинематографу – не удивительно, что наша героиня и внешне пытается походит на образ знаменитой актрисы (тут же мы, кстати, видим и пустынные дюны, которые так нравятся Филиппу).

Поскольку Канада не так сильно богата на пустыни героям приходится отправиться в соседнюю страну в Солт-Лейк Сити. Пустыня в Солт-Лейк Сити конечно же солончаковая и имеет в основном белый цвет и сплошные равнины. Это не то, что хотел увидеть Филипп (ему скорее понравится на Арракисе), но это то, что хотел показать нам Вильнев. Бесконечное белое пространство и на этом фоне наши герои. Но в кадре персонажи разъединены – между ними строится визуальное расстояние, да и на фоне безжизненной белой пустыни ни о каком зарождении жизни речь конечно же не идет.

Единственная позитивная и смысловая зацепка в данном фрагменте – ощущение счастья, о котором говорят герои. Оно проявляется здесь в основном в метафорическом плане: образ пустыни позволяет наконец перейти к дальним и общим живописным планам – предоставить героям свободу.

Сутки в фильме постепенно сменяются, 33, 34 и тд. Но все это не имеет значения. Нас изначально помещают в мир без конкретного времени (часы у водителя, спасшего Симону в начале фильма, сломались) и без конкретного места («на Земле»). И все же день в пустыне заканчивается.

Филипп и Симона вынуждены снять небольшой номер в японском стиле (напоминающий современные капсульные отели), который, кстати, тоже напоминают показанную ранее пустыню. Такое же белоснежное пространство, в котором единственной краской является желтое платье Симоны. Тут же, если захотеть, можно увидеть и небольшую отсылку к одному из любимейших фильмов Вильнева «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика: когда Филипп имитирует невесомость в этом капсульном номере, похожем на часть космического корабля.

Пустынное путешествие, закончившиеся исключительно духовными изменениями героев заканчивается, и мы возвращаемся в Канаду, где Филипа с неясной целью и непонятно кто жестоко избивает. Вынужден ли этот эпизод позволить Симоне увидеть, что она якобы теряет, или просто вставлен с целью подведения эмоционального градуса до финальной точки сложно сказать. В фильмах Вильнева часто присутствует та или иная перекличка со смертью: рассыпающая после аборта жизнь Бибиан в «Водовороте», жестокие расстрелы в «Политехе», последствия смерти матери двух близнецов в «Пожарах» и ужасающая правда ее жизни, осознанное принятие смерти своей дочери в «Прибытии» и тд. В «32-ом августа» герои в пустыне находят почерневший труп человека – достаточно условная вставка смерти.

Так может смерть в этом фильме все-таки не просто дополнительный элемент. Может он ключевой? Вполне логичным смотрится вариант, что наша героиня в начале фильма умирает – именно поэтому время начинает течь по-другому, именно поэтому находится наконец-то время для попыток обрести свои внутренние свободы и прочее. Или же это была кома, в которую наша героиня вошла до определенных чисел сентября. Тут уж решать зрителю. Концовка же фильма, в которой намечаются какие-то итоги взаимоотношений главных героев, по сути, хэппи-энд, но который не очень вяжется со всеми предыдущими событиями.

Динамика фильма строится на резком монтаже, внезапном встраивании музыки в поворотные моменты сюжета и в целом какие-то большие сюжетные вырезки. Помогает в этом немного Эдгар Райтовский стиль склеек-шторок – ключевой элемент комедийности фильма. Герои перемещаются и совершают действия не в результате сильных рефлексий, а благодаря опять же магии монтажа.

«32-е августа» можно вписать в список очередных фильмов о женской повестке, об актуализации темы сексуальной свободы, о безрассудстве и потешности поиск себя, но в цельную картину это все же не ложится. В таком маленьком фильме такие пласты не склеиваются, не ведут себя единым целостным высказыванием, это пока что небольшие штрихи, развитие которых мы увидим у Вильнева в дальнейшем.

12 мая 2022

Неумолимый сентябрь

Последние работы Дени Вильнёва побудили меня поинтересоваться, чем занимался режиссёр в начале своей карьеры. Это вторая полнометражка, первая не показалась мне стоящей внимания.

По сюжету добавить практически нечего, если не открывать концовку, которая вполне может повлиять на ваше впечатление и даже изменить всё до наоборот. История начинается 32 августа с катастрофы, которая открывает новую эру в жизни Симон (Паскаль Бюссьер). 33 августа Симон встречается с лучшим другом Филиппом (Алексис Мартен) и в его жизни также наступает новая эра. 34 августа они прибывают в пустыню Солт-Лейк Сити, где Симон хочет забеременеть от Филиппа…

Крайне сложно рекомендовать такие фильмы, потому что одним он покажется заунывной историей двух недотёп, которые бездарно проживают свою жизнь, а другим — романтической историей с философским подтекстом и небанальной драмой. Я больше отношусь к первой категории, потому что понимаю, что эра двух безнадёжно влюблённых недотёп будет длиться, пока длиться август. Найдутся такие, которые бы хотели сделать этот август бесконечным, но я знаю, что сентябрь всё-равно вскоре наступит, ибо время и шестерёнки этого мира неумолимы.

Есть ли особый смысл в этом фильме или нет — не могу точно ответить. Исключительно под настроение.

4 из 10

10 апреля 2016

Мелодрама 32 августа на Земле впервые показанa в 1998 году, премьера вышла более 26 лет назад, его режиссером является Дени Вильнёв. Кто снимался в кино, актерский состав: Эммануэль Билодо, Паскаль Бюссьер, Р. Крэйг Костин, Жоанн Коте, Фредерик Дезаже, Эстель Эссе, Venelina Ghiaourov, Ричард С. Хэмилтон, Marc Jeanty, Эвелин Ромпре, Иван Смит, Серж Терио, Lee Fobert, Стефан Лефевр, Пауле Байяржон.

Страна производства - Канада. 32 августа на Земле — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.