Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
История японского кино от Нагисы Осимы |
английское название: |
Nihon eiga no hyaku nen |
год: | 1995 |
страны: |
Япония,
Великобритания
|
режиссер: | Нагиса Осима |
сценарий: | Нагиса Осима |
продюсеры: | Боб Ласт, Эйко Осима, Колин МакКейб |
композитор: | Тору Такэмицу |
монтаж: | Томоё Осима |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 февраля 1995 г. |
на DVD: | 29 ноября 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч |
«История японского кино» представляет собой вынужденно беглый из-за недостатка времени очерк, в котором история собственно кинематографии Страны Восходящего Солнца тесно переплетается с жизнью японского общества.
Внешнему наблюдателю такой подход может показаться странным и даже разочаровывающим, но Нагиса Осима не собирается ограничиваться ролью экскурсовода, создавая живую и динамичную картину большой страны, затрагивая такие темы, как милитаризм и государственнический патриотизм, доведшие Японию до катастрофы во Второй Мировой войне, протестные настроения послевоенной молодежи, японские 60-е, ничуть не менее острые, чем в США или Европе, проблему отношения к эротике в стране, положение национальных меньшинств.
Осима рассказывает нам не столько о кино (об этом можно прочесть в книге того же Тадао Сато «Кино Японии», доступной онлайн на русском языке), он с помощью кино, демонстрации эпизодов из фильмов Мидзогути («Осакская элегия»), Одзу («Родиться-то я родился»), Макино («Дзирайя»), Садао Яманаки, Китано («Сонатина»), Саи, своих собственных и многих других, создает поверхностную из-за краткости, но тем не менее притягательную историю перерождения общества от архаики к современности. Он делает это на примере перехода от экранизаций представлений традиционного театра начала XX века к серьезному и глубокому искусству, которое и прославило Японию на крупнейших мировых кинофорумах.
8 из 10
16 января 2013
Принцип Осимы в этой работе — чувствовать себя частью японского кино. Он выбирает из множества знаменитых и полузабытых кинолент эпизоды, он словно облачён в «кимоно» бэнси и неспешно повествует о том, какие темы волновали японских режиссёров, на какие исторические события они откликались, отчего случались революционные повороты, какие роли достались цензорам и критикам, чем восхищались японские зрители.
На какую объективность взгляда претендует этот экскурс великого художника?
Во-первых, Осима строго хронологичен.
Во-вторых, по ходу фильма он предупреждает, когда переходит в повествовании к своему Я. И это его «Я, Нагиса Осима», его деликатные «разрешите мне» говорить от своего имени, напоминают, что разговор в фильме ведётся, прежде всего, о кино как очень молодом искусстве, что в Японии, что за её пределами.
Осима подчёркивает тот факт, что японское кино родилось всего-то на годик позже европейского.
Будучи режиссёром, сбежавшим от тем чисто японского кино, разрушителем островных табу, он рад тому, что японские фильмы утрачивают национальные черты как некий колорит и погружают зрителя в кипение противоречий современной жизни.
Выделяя в столетней истории японского кино три «золотых века», Осима обращает внимание, как кино становится не японским, а просто искусством. Да, замечает Осима, нашли в кино отражение и традиционный уклад, своеобразие японцев, но мир вокруг изменился, сам японский дом-быт стал другим. К примеру, в Японии теперь живёт много резидентов из разных стран, в режиссёры попадают даже школьники, не говоря уже о комиках, актерах, — и это положение вещей Осима считает естественным процессом персонализации кино.
Хорошие фильмы, а это и есть история, создают личности. Современный процесс кинопроизводства с 80-х годов даёт реальный шанс делать хорошее кино вне конвейеров больших студий. Осима приветствует такие тенденции и завершает свой комментарий, поднимая занавес горизонта, за которым светлеет новое кино и его новые имена, не обязательно японские, не обязательно с солидными бюджетами.
Юбилейный обзор важнейших для истории японского кино событий — внутри и вне фильмов, — возможно, несколько портят пресные стилистические повторы русского перевода. Но фильм, что замечательно, остаётся п р о с м о т р о м к и н о в м е с т е с Н а г и с о й О с и м о й, который ни разу не говорит о внешнем влияние на японское кино. Об этих японских чарах, по-моему, интересно задуматься.
28 января 2009
Никогда не причислял историю к точным наукам, потому что её, как правило, пишут люди под воздействием других людей или субъективных обстоятельств. Но друзья-историки убеждают меня в обратном: в истории есть имена, судьбы, факты, даты, цифры…
Купил диск «История..» с искренним желанием получить ответы хотя бы на часть интересующих меня вопросов об истории японского кино:
- субъективная, но четкая градация вех в развитии японского кинематографа и определения, по которым эти вехи отличаются друг от друга;
- 4—5 имён кинодеятелей, которые, по мнению автора, внесли основной вклад в ту или иную веху и их самые выдающиеся работы;
- анализ влияния кинематографа на общество и наоборот;
- влияние мирового кинематографа на развитие кино в Японии;
- влияние отличительных особенностей японской культуры и образа жизни, включая театры Но и Кабуки, японской истории, поэзии, самураев, эпохи технологического развития страны и т. д., на японский кинематограф;
- хотя бы немного, ну самую малость, статистики о японском кинематографе..
Вместо этого, Осима предлагает нам весьма эфемерный и несистемный рассказ, где он почти в самом начале извиняется за то, что повел его от первого лица, но забывает извиниться, что добрая треть времени рассказа занимают кадры из его же фильмов. Это не скромно, и не объективно.
Определённую информацию фильм всё же даёт, включая разделение японского кинематографа на три «золотых века», правда, без их определений (что делает такое разделение бесполезным), упоминание эпохи «розового кино», документального кино, и два слова (буквально!) относительно японского аниме. Остальные мои вопросы остались без ответа. Да и что там говорить, если даже такие мировые фигуры, как Кэндзи Мидзогути, Акира Куросава (за исключением упоминания фильма «Расёмон»), Ясудзиро Одзу, Хаяо Миядзаки, Сёхэй Имамура и др. даже не упоминаются в этом фильме.
Заключительные слова Осимы меня вообще убили: «…первые 100 лет японского кинематографа отражают его детство. Во втором столетии [по мнению Осимы] оно освободится от чар Японии и расцветет как просто кино». Вот это да… А как же национальный колорит? Я вообще удивлен, как это Осиме, безусловно талантливому художнику, но вечно сексуально озабоченному упырю, ориентированному на Запад, доверили сделать рассказ об истории японского кино?
Итог: «История…» тянет на хорошую студенческую курсовую работу среднего университета. По ТВ посмотреть можно, но покупать или не покупать диск из серии «Неигровое кино» (50 мин.) — решать Вам.
5 из 10
8 августа 2008