Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.9 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Алиса |
английское название: |
Alicia |
год: | 1994 |
страна: |
Испания
|
видеооператор: | Хоан Бабилони |
жанры: | ужасы, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 8 мин |
В 1924 году выходит первый манифест сюрреализма Андре Бретона. Ссылаясь в первую очередь на Фрейда, манифест возвышает подсознание над всем остальным человеческим существом: только там, в глубине человека, находятся истинные помыслы и желания. Таким образом, сюрреалисты призывали не бояться своих тайных помыслов, и своим творчеством пытались вытянуть из человека его настоящее «я» — реакцию, движимую не логикой, а иррациональным, подсознательным процессом.
В кинематографе сюрреализм развивался не с такой интенсивностью, как скажем в живописи и скульптуре. Однако картины Луиса Бунюэля и Жака Кокто — являются шедеврами мирового кинематографа. Такие фильмы как «Кровь поэта» (1930) или «Андалузский пес» (1929) даже не стоит пытаться понять логикой. Если вдруг Кокто находил два кадра, которые могли, хоть как-то быть объяснены логикой, он их резал, изменял и переставлял местами. Восприятие такого искусство всегда сопряжено эмоциональными позывами, которые могут проявляться даже в физическом ощущение, зачастую не всегда приятном.
Испанский короткометражный фильм 1994 года «Алиса» (реж. Жауме Балагуэро) уже своим названием пробуждает из воспоминаний историю об Алисе из страны чудес. Сказка Льюиса Кэрролла, наполненная необъяснимыми логикой событиями и персонажами, всегда вдохновляла творцов безумного. Однако «Алиса» Жауме Балагуэро — это 8 минут жутких сцен, не имеющих ничего общего с детской сказкой.
Такой артхаус в принципе создается с одной идеей — шокировать зрителя. Цель режиссера — накрутить как можно больше жутких сцен, и чем они ужаснее, тем лучше. И если в фильмах Жака Кокто и Луиса Бунюэля за сюрреалистическими сценами, которые нельзя объяснить умом стояла эстетическая красота, то в «Алисе» последнего нет совсем.
В таком кино невозможно с точностью сказать, о чем фильм. Образы могу иметь несколько значений ровно столько же, сколько не иметь смысла вообще. Кровь исходящая их женщины на лик Иисуса, резко падающая стрелка весов, трубка в шее — все говорит о том, что речь идет об абортах, порочащих род человека. Отвратительное существо, на коленях которого лежала Алиса — это образ самого аборта, и в конце фильма на нем идет затемнение в виде креста, как символ смерти.
Однако можно в этом фильме увидеть внутренние переживания подростка на стадии взросления. И многое, и много другое…
В конце фильма звучит музыка из классических фильмов прошлого. Что еще раз нам напоминает, что кино — есть кино. Это искусство далеко не всегда понимается умом, и мы должны его принять и любить таким, какое оно есть.
29 августа 2014
Восьмиминутный фильм, мэтра испанского кино, /жанра ужасов/ Жауме Балагеро. Снятый на 35 миллиметровую плёнку фильм «Алиса» принёс автору, Главный приз на кинофестивале в Сиэтле.
О чём фильм?
А о чём фильм земляка Балагеро, великого Сальвадора Дали «Андалузский пёс»?
Правильно не о чём. Это «сон разума, который порождает чудовищ», сказал другой не менее великий испанец Франциско Гойя.
Можно сказать, конечно, что фильм Балагеро провокационно эротичен не то на грани, не то за гранью дозволенного. Можно то же сказать и про де Сада, написавшего «120 дней Содома», но боюсь это будет не совсем, /как бы это правильно сказать/, не совсем умно. Ибо воздействие на мировую культуру, несомненно. Почти так же и с фильмом Балагеро.
Девочка подросток, Алиса, так же как её тёзка из книги Льюиса Кэрола спит и ей снится странный сон. Сон в стиле Бунюэля и Дали, да с сексуальным уклоном. С мужиками в латексе и противогазах, электродрелью и голой бабой.
Сюжета, как такового нет, есть только форма, впрочем, и этого вполне достаточно.
24 апреля 2014
Вопрос: а что это было? Первая, вообще самая первая работа Жауме (или Хайме?) Балагуэро — короткометражка «Алиса». Любители псевдодокументального хоррора знают этого режиссёра по серии «Репортажей». Но что хотел сказать Балагуэро в самом начале — не понятно. «Алиса» вызывает самые неоднозначные эмоции.
Бывают такие произведения арт-хаусного плана, когда ну совсем нельзя ничего другого разглядеть за отталкивающим, крайне противным действием на экране, а вот оказывается, «шедевры» обладают невероятным сюжетом, есть в них что-то прямо гениальное, как утверждают фанаты жанра. Если у Дэвида Линча за сумятицей сюрреализма действительно может скрываться и жуть, и красота, и грёзы, и реальность, и история — то давайте-ка не строить из себя таких же великолепных, давайте взглянем правде в глаза: если хочешь что-то дать зрителю, используй простую форму и не выделывайся. Короткометражка обладает кое-какой атмосферой, есть в ней что-то от старого кино, но, что бы там ни имелось в виду за картинкой, смотреть было неприятно. Месячные девочки, которую ведут куда-то два человека в противогазах… То, что потом — отвратительно. И конечно, что вы, в этом есть большой глубинный смысл, эстетика, куда простым смертным-то понять.
Мне надоели попытки не именитых режиссёров выложить душу в крайне неубедительных образах мучений, испытаний, снаффа и прочего. И подделываться под чёрно-белое кино не надо. Весь смысл здесь — в бессмысленности смысла, что бы вы там ни подразумевали и скрывали за очевидным, безвкусным и мерзким.
1 из 10
3 сентября 2013
Ранняя короткометражка Хайме Балагуэро, создателя Репортажей, снята в довольно радикальной манере. Цинизм и эксцентрика сплелись воедино в этом произведении, чтобы создать кровавую аллюзию на тему взросления девочки Алисы.
Любое взросление сопровождается радикальной перестройкой внутреннего «Я», что выливается в страх. Для подобной перестройки необходим некоторый переломный момент. В данной картине это первые месячные Алисы. Хайме описал языком кино подсознательные страхи взрослеющей девочки. Короткий фильм наполнен различными сексуальными и религиозными фетишами, которые могут свидетельствовать о начинающей пробуждаться сексуальности девочки.
В комнату, в которой сидит бедняжка врываются люди в латексных костюмах и противогазами (сексуальный фетиш номер 1), ее ведут к страшному оплывшему жиром чудовищу, которое похоже на Венеру Виллендорфскую (символ плодородия и материнства). Далее это чудовище и мужики в латексе начинают издеваться над Алисой, сначала просто тиская, потом используя дрель (сексуальный фетиш номер 2).
Постоянно мелькающие атрибуты религии — библия, кресты, намекают на религиозную закомплексованность девочки. Она не готова принять свою сексуальность, потому что находится под гнетом религиозных догм, смысл которых — подавление сексуальности. Алиса сопротивляется, пытаясь вырваться, но взросление необратимо и потеря невинности (читай — наивности, сексуальной и психологической) это нормальная стадия взросления человека.
За достаточно неприятным видеорядом скрывается вполне адекватный смысл. Поэтому я считаю эту картину не только хорошим дебютом многообещающего режиссера, но и маленькое произведение искусства. Конечно, это произведение не массовое и широкой аудитории я бы его рекомендовать не стал…
7 из 10
16 июля 2010