Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В стране Бобберов: Обед с господином Грызли |
год: | 1993 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Аида Зябликова |
сценарий: | Аида Зябликова |
видеооператор: | Константин Инешин |
композитор: | Михаил Меерович |
монтаж: | Татьяна Моргунова |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 20 мин |
- Летальный напиток! Выпьем — и улетим… в другую страну.
- А родина?
- Подождём, пока всё образуется, и вернёмся.
Девяностые — особенное, удивительное время, сочетающее хтонический ужас реальности и условия беспрецедентной творческой свободы в области медиа; и если кинематограф отсутствие цензуры и бюджета скорее подкосило, то аниматограф проявил себя в самом разнообразном свете — начиная от попыток создать пародийную анимацию для взрослых («Вертеп» или менее очевидные «Вампиры Геоны») и заканчивая сериалами — недолговечными и самыми… неординарными.
Прохор Иванович! Мы очень ценим Ваш героизм, но очень скоре придётся Вас закопать!
Если искать какие-то аналоги в западных шоу, то «В стране Бобберов» можно назвать отечественным преломлением шоу Джима Хэнсона с увеличенным рейтингом и спецификой советской анимации — одновременно узнаваемо-бытовой и абстрактно-отстранённой. Конечно, это не яркие и безобидные «маппет-шоу» — это, скорее, «Скала Фрегглов»: Бобберы — маленький ушасто-хвостатый народец, который… ну, в принципе, на этом их особенности и обрываются, потому что характеры этих Бобберов узнаваемо-советские. Есть пьющий учёный-интеллигент, гигантская матрона, выполняющая роль материнской фигуры, есть буквально сосед-алкоголик, только он привидение… И даже тонкий и звонкий манерный эстет Уильям немножко отдаёт изображением богемы двадцатых — классово чуждой, конечно, но уже не такой заклеймённой в девяностые. Формально «В стране Бобберов» есть героический сюжет про создание героя и битву с чудовищем… но свой хронометраж «Бобберы» тратят вот вообще не на него. Не говоря уже о том, что вторая (и последняя) серия заканчивается на том, что добродушная семейка Бобберов скармливают своего малыша-героя пришедшему на обед чудовищу.
Да какой из тебя отец?! Ты привидение и к тому же пьёшь!
При том, что в девяностых (да и раньше, честно говоря, тоже) анимация не всегда могла похвастаться качеством, «Бобберы» поражают отличной постановкой. В эпоху тотальной нищеты можно было ожидать деревянный цилиндр, обтянутый носком, как это было в «Знаменитом утёнке Тиме» (в обеих версиях), но — это действительно куклы, очень подвижные, с богатой мимикой и почти не провисающими нигде движениями. Работа впечатляюще филигранная, выглядящая одинаково выгодно как в первом мультфильме, тёмном, мрачном и зернистом, так и во втором — более светлом и ярком, где, казалось бы, дешевизне и халтуре не удастся скрыться.
Но ведь и сценарий не подводит! «Бобберы» — штука странная и неожиданная; она может показаться сумасшедшим бредом вне контекста своего десятилетия и если прикладывать к ней ожидания от советских кукольных мультфильмов. Он причём сохраняет некоторые их особенность, например, замкнутое повествование, узкий набор персонажей на маленьком количестве локаций, бытовая манера общения героев… но при этом мультфильм очевидно рассчитан на более взрослую аудиторию, способную оценить их локальный хаос, флегматическое спокойствие посреди раздираемого чудовищем мира и ора местного оракула о грядущей погибели… Да, это очень девяностошный мультфильм, уникальный реликт своей уникальной эпохи.
Даже жаль, что фильмография Аиды Зябликовой такая маленькая.
4 апреля 2020