Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Травма |
английское название: |
Trauma |
год: | 1993 |
страны: |
Италия,
США
|
слоган: | «A new dimension of fear» |
режиссер: | Дарио Ардженто |
сценаристы: | Т.Е.Д. Клейн, Франко Феррини, Джанни Ромоли, Дарио Ардженто, Alister Berry, Рут Джессуп |
продюсеры: | Дарио Ардженто, Крис Бэкхам, Т. Дэвид Пэш, Андреа Тиннирелло |
композитор: | Пино Донаджо |
художники: | Билли Джетт, Нэнс Дёрби, Жаклин Джейкобсон Скарфо, Лиса Эванс |
монтаж: | Беннетт Голдберг, Дарио Ардженто |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 7000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 марта 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Пригороды Миннеаполиса охвачены мороком ужаса. Неизвестный маньяк, получивший прозвище «Охотник за головами», творит здесь свои черные дела, заливая улочки густой патокой крови. Странным образом в этот кровавый вихрь оказывается втянута молодая девушка Аура, которой предстоит опасная игра на выживание.
Фильм «Травма» снят в 1993 году знаменитым итальянским режиссером и сценаристом Дарио Ардженто и данная картина является одной из немногих сугубо американских работ выдающего мастера жанра ужасов. Впрочем, «Травма» — это скорее классический итальянский хоррор, перенесенный на американскую землю и сочетающий в себе черты как продуманного и интригующего джиалло, так и слэшера с учетом всей жанровой атрибутики, потому зрителя в этой ленте ждет как сложная сюжетная головоломка, так и кроваво-стильные сцены насилия. К тому же «Травма» является одним из наиболее мрачных фильмов Дарио Ардженто, оператор Раффаэле Мертес эффектно создает в фильме тягучий ужас и атмосферу саспенса, не забывая и акцентировать внимание на сценах насилия, выполненных в духе классических итальянских хорроров и снятых весьма реалистично.
Актерская игра в картине просто превосходна. Главные роли в картине великолепно исполнили Азия Ардженто(Аура) и Кристофер Райделл(Дэвид), создавшие ярких и харизматичных персонажей. Среди второстепенных героев особенно сильно выделяются персонажи, отлично сыгранные Фредериком Форрестом, Джеймсом Руссо и Брэдом Дурифом.
Идеальным дополнением к картине стал и саундтрек, написанный композитором Пино Донаджо, полный мелодичности и напряжения.
Я рекомендую этот отличный фильм всем поклонникам качественных фильмов ужасов и ценителям творчества Дарио Ардженто.
10 из 10
26 февраля 2013
На мой взгляд, зрители, которые кое-что (или всё) пересмотрели из творчества Дарио Ардженто, так или иначе, делятся на тех, кто предпочитает его в разные периоды. То есть, ранний, средний и современный период. Лично мне более всего по душе начальный этап до 90-х, вот посему рассматриваемый фильм «Травма» не вызвал желания удостоить его самой высокой оценкой. Однако кино хорошее, триллер получился — это бесспорный факт, но именно «рука Ардженто» несколько размыта в своих мазках, краски чуточку занижены тут и там, в остальном претензий нет. Разве кроме одной, где в серьёзной истории без всякой мистики будет продемонстрирована нелепая сцена с говорящей отдельной от тела головой, а ведь это несуразно — без единения с лёгкими, откуда гортани воздух получать ради создания звуков?..
В общем, как триллер с каверзным сюжетом, финальной интригой, прекрасной удручающей атмосферой, и хорошим актёрским составом этот фильм претендует и получает вотум на стоящий просмотр, но по сравнению с ранними творениями Ардженто он, несомненно, кажется блеклым, но не в катастрофическом плане, а только занимая нишу твёрдой «четвёрки».
Первоначально хорош актёрский состав. Азия Ардженто играет загадочную проблемную совсем ещё молодую девушку с анорексией, у которой скрытный убийца поубивал семью. Этому персонажу веришь, сопереживаешь и испытываешь какую-то постоянную тревогу за её безопасность. Так же хорошо выставлен для зрительских подозрений доктор лечебницы в исполнении Фредерика Форреста, которого помнят большей частью по эпизодическим ролям, но в интересном кино, например «Апокалипсис сегодня» в амплуа механика на катере или «С меня хватит!» — тот самый злой на всех и вся помешанный продавец-фашист. Будет Пайпер Лори, на счету которой до этого были работы в популярных триллерах, таких как «Кэрри» и «Твин Пикс». У Брэда Дурифа роль совсем небольшая, но он играет достоверно, подчёркивая, что бывают плохие фильмы с ним, нежели он плох в неудачном опусе. Здесь же кино вполне стоящее.
Кинокартина здорово передаёт тяжёлую гнетущую атмосферу с вездесущим подвохом, причём не обязательно от наличия убийцы и опасной загадки, а даже от иррациональных аспектов для очевидного ужаса: дождь — как символ очередного обязательного убийства, некий налёт сумасшествия в связи с антуражем лечебницы, болезнь у главной героини, которая подвергает её психику и жизнь балансировке на грани, музыка композитора Пино Донаджо, летающая камера оператора.
Конечно, ещё удалась упомянутая вначале финальная развязка, которая вышла непредсказуемой, до этого часто путающая ошибочным подозрением от одного к другому.
Однако всё же смена Европы на Америку, думаю, не повлияла самым благоприятным образом нынешнему творению. Знакомый пугающий воздух, призрачный шлейф внутренней подозрительности и маниакальный взгляд извечно загадочного мира Ардженто, чрез его плывущую иногда детальную призму камеры, как-то неуютен в Западных декорациях, он упрощается, неудачно урбанизируется в несвойственной дешевизне обыденных зданий, когда ранее укреплялся именно за счёт величественных античных музейных колон, старинных театров, мощёных площадей и барельефной отделке фасадов домов. Это делает кино схожим на многие иные американские триллеры, разбавляя былую художественную самобытную чёткость итальянского режиссёра.
Помимо этого завуалировано само экранное насилие. Тут дело не в моей личной тяге к подобному наблюдению, а в связи со своего рода визитной карточкой фильмов Ардженто, где кровожадные сцены очень неспешны и показательны, порой используя игру на особой варварской тонкой нотке разрушительной красоты. Здесь же всё слишком — снова, как и всюду — сглажено и занижено в простоте. Конечно, руки убийцы в чёрных перчатках, но они торопливы и не разливают насыщенных кроваво-красных луж, а действуют несвойственно стремительно, особенно «теряется прежний Ардженто» в сцене гибели азиатки: только жалкая пара мгновений начавшейся тревоги, операторский наезд в кричащее лицо и сразу же затемнение камеры с переходом к другим персонажам и ходу повествования. Ранее режиссёр себе подобное не позволил бы, вот так пропускать мимо излюбленные моменты в плане мизерной порции нагнетания атаки и неясные многоточия, кои опустошают зрительскую память на яркие кадры. Это ещё раз американизирует данный фильм, пускай — повторюсь — он и неплох.
Вот суммарно и выходит, что то ли не нарочно, а должно быть, специально перебазировавшись из родной Италии, местами растерялся знакомый запал и режиссёрский самобытный взгляд Ардженто, того, кого зритель помнит из ярких опусов, созданных до наступления девяностых. Особенно это выражается в игре с насыщенными красками, кои не выцвели до нуля, но померкли на полутона.
Вместе с тем, на мой взгляд, «Травма» получилась хорошим триллером, но влияние американских аспектов сильно, оно приглушает особую итальянскую школу, «родившую» режиссёра, заставляя его чуточку опустошить свой привычный художественный арсенал, вкрапив нечто новое и далеко не обязательно неудачное большим счётом, а просто помогая держаться в рамках психологического рассказа западного континента.
7 из 10
3 апреля 2012
Дождь. Целлофановый пакет зацепился за ветку и шуршит на ветру. Крик. Свет машинных фар нырнул в подворотню и выхватил из тьмы лезвие ножа. Стон. Хрип. Лужа крови у обезглавленного тела. Руки в черных перчатках аккуратно и прозаично убирают шепчущую чье-то имя голову в кожаный саквояж. Руки убийцы. Руки Дарио Ардженто. Еще одна жертва. Еще одна лента. Еще один палимпсест.
«Травма» первый американский фильм Ардженто, снятый не только с использованием традиционных жанровых приемов, но и долей чисто европейского утонченного и изысканного сумасшествия. С поклоном классическим «Безумию» и «Психо». Серо-мокрой атмосферой. Запахом жасмина и камфорного спирта. Хлопком стянутой с руки резиновой перчатки и тальком на белой, как у мертвых коже.
В главной роли дочь режиссера. Ася пока не «холодна, умна, порочна», но нежна и мила. Позади пандемониум. Впереди кровавые поцелуи. А сейчас жестокое безумие. Убийца, приходящий с дождем. И болезнь, разъедающая душу. Не прекрасно-опасная, как синдром Стендаля, но низкая и отталкивающая. Но помощь близко. Молодой художник, прямо из объятий Шарон.
«Травма», как мать «Синдрома», но дочь «Феномена». Насекомые, убийцы-аксолотли, научные обоснования на грани фантастики, странные и нелепые. И финал, как сцена из жизни «гнезда кукушки». Черты, которые связывают «Травму» и «Феномен» много крепче, чем узы брака поседевших вместе супругов.
Пол был бы рад, если бы Габриэлла посмотрела этот фильм до встречи с ним. Отрезанные головы разговаривают и обличают, как раны трупа, кровоточащие рядом с убийцей. И могут рассказать много интересного, например, что рваная постановка и крутящаяся камера это не недостаток, а дань жанру. Или, что к желтому прекрасно подходит багровый.
2 апреля 2012
Как оказывается, в копилке чисто режиссерских заслуг Дарио Ардженто не так много фильмов, не считая сценаризма и продюсерства, поэтому чистые его работы, пожалуй, стоит отсмотреть все, хотя бы для того, чтобы отобрать и выявить лидеров среди его картин.
Очередным оказался «Травма» — целостный, крепкий середняк, в очередной раз демонстрирующий чисто декоративные изменения и элемены в общем взгляде на неизменную стилистику. Серия убийств, весьма изощренным способом, естественно таинственная и пугаяющая заодно с интересной завязкой сюжетной линии на страдающей анорексией, которй помогает избежать очередной попытки самоубийства внутренне красивое, в итоге не выведенное на первый план чувство — романтическая линия удалась на славу. Новый друг как положено проводит свое расследование, кончающееся в очередной раз весьма неожиданно. На этот раз загадка и равзязка оказались для меня откровением. Но именно это, а также грубовато подаваемые подсказки и порой слишком напористо впихиваемые сюжетные действия и повороты при не самых гладких стыках, позволяют снизить за них оценку.
Зато этот фильм Ардженто, усилиями восхитительно сыгравшей пары главных героев (одна из них дочь режиссера) и замечательной операторской работы почетно занимает место самого красиво снятого. Плотная, атмосферная, очень цветная и изысканная картинка, немного не похожая на бледноватую южноевропейскую манеру. Приятные (как это не парадоксально звучит) сцены убийств стильные и в меру возбуждающие страх, отличают картину даже от более поздних. Ария, играющая Ауру притягивает взор, а в паре становится той частью фильма, за которой хочется следить дальше и дальше, за нее начинаешь сопереживать. Она безумно мила и правильна в своей роли. По ней можно отследить не всегда четкий психологизм ситуации, подсвеченный хичкоковскими мотивами, впрочем, как всегда.
В сухом остатке: уютный, домашний (думаю в кино такое не посмотришь с удовольствием), цепляющий триллер, ценность которого даже не столько в запутанных сюжетных переливах, сколько в создаваемой атмосфере. По подаче сценария, как раз нарекания остаются.
19 июня 2010
«Травма» Ардженто очень неплохой фильм, даже больше — очень хороший фильм. От просмотра были получены исключительно положительные впечатления, излишней логикой он, естественно, не страдает, впрочем, как и большинство фильмов подобного жанра, но градус напряжения держит исправно.
Весь фильм разворачивается на фоне злодеяний серийного маньяка-убийцы, прозванного «охотником за головами», так как сей персонаж сначала парализует жертву, и затем обездвиженному несчастному отделяет голову от туловища посредством занятного механизма… а голову забирает как сувенир. И действует почему-то только, когда идет дождь, это, видимо, ради более романтичного настроя. Полиция как обычно не в силах его поймать, и каким-то плавным образом участь поимки перекладывается на плечи девочки-подростка Ауры. Родителей Ауры как раз и убил охотник за головами, но мало этого — так за ней еще и охотятся врачи из психиатрической клиники, так как Аура страдает анорексией (к слову, эта анорексия показалась подозрительно похожа на булимию, впрочем — не суть). Сбежав от всех и вся, она встречает Дэвида, который проникается к ней симпатией и всеми силами пытается помочь, а убийца меж делом не дремлет…
Не смотря на то, что в «Травме» в общем-то, нет никаких особо примечательных деталей, смотрится она с большим интересом, благодаря грамотной подаче сюжетной линии и превосходной атмосфере. Личность и мотивы убийцы как заведено в фильмах Ардженто раскрываются лишь в кульминационной концовке, но насчет личности убийцы не так трудно догадаться, хотя интрига все же неплохая, а вот мотивы удивили.
Девушку Ауру сыграла превосходная Азия Ардженто, дочь самого маэстро, и стоит отметить, что в этой роли она мне чрезвычайно понравилась, просто прелестна. За ее героиней интересно наблюдать, сопереживать, а также отлично справился актер, игравший Дэвида (Кристофер Райделл) — весьма приятный персонаж, а в тандеме они просто замечательны. На актерскую игру особо жаловаться не приходится, лишь некоторые сцены убийств выглядят слегка карикатурно, уж очень старательно жертвы хрипят и лупят глаза, но это можно пережить.
Обстановка и декорации настраивают на тихий спокойный домашний ряд, одновременно с примесью неясной тревоги, будто туча заслоняет солнце на несколько мгновений, ощущение покоя с чувством того, будто сейчас произойдет перелом и совсем не в лучшую сторону. Немного чувственности, немного психологизма, тема мести, страшная тайна узкого круга людей, и двое бредущие за разгадкой тайны. Все же, с атмосферой в фильме все хорошо.
Что бы ни говорили, но «Травма» мне определенно понравилась, действие протекает спокойно, но удерживая внимание зрителя, притом, что жанрово фильм можно отнести к неплохим триллерам. Ужаса там чуть, особой революции тоже ни в чем не наблюдается, но «Травму» я определенно пересмотрю.
8,6 из 10
11 июня 2010