Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Береги свою косынку, Татьяна |
английское название: |
Pidä huivista kiinni, Tatjana |
год: | 1993 |
страны: |
Финляндия,
Германия
|
режиссер: | Аки Каурисмяки |
сценаристы: | Сакке Ярвенпаа, Аки Каурисмяки |
продюсер: | Аки Каурисмяки |
видеооператор: | Тимо Салминен |
композитор: | Вейкко Туоми |
художники: | Туула Хилкамо, Кари Лэйн, Юкка Сэлми |
монтаж: | Аки Каурисмяки |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 января 1994 г. |
на DVD: | 29 января 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 2 мин |
Нуарный документ корифея финского кино Аки Каурисмяки.
Должно быть образчик бытовой комедии сотканной из провинциальности, черт характера и национальной самоидентичности. Финны, как социальная лакуна скандинавской размеренности ищут себя внутри калейдоскопа положений. Тут как на ладони ретроградность и печать эпохи советского наследия. Даже не смотря на то, что Финляндия является самой американизированной страной Европы.
Два недотёпы отправляются в случайное путешествие на автомобиле Волга. Один пьёт слишком много кофе, второй злоупотребляет водкой. Интеллектуальная прозрачность и заурядная внешность интригуют зрителя не менее статичности кадра. Встретив на пути попутчиц, жительницу Казахстана и её эстонскую визави, герои решают продолжать путешествие вместе.
Действие фильма разворачивается в 60-ые. Персонажи в кажущейся апатичности всё равно симпатизируют друг другу. Рукой художника проведена черта между прохладностью мужской половины и тёплой, пастельной податливостью женских персонажей. Недаром в интервью режиссер говорит: «Главное в этом фильме – культ молчаливости финских мужчин».
Не менее важный пласт - музыка. Плейлист соткан из фольклора, разномастных бит-номеров и даже классического сёрфа. Всё это прекрасно знакомит с культурой финского мироощущения.
Да. Этот фильм о главном, он о любви. Которая становится освобождением от гнетущего одиночества для любителя водки и от кабальных взаимоотношений с матерью для почитателя кофе. Любовь и симпатия внутри этого кажущегося странным действа раскрывается словно бутон ближе к финалу, заставляя снова и снова возвращаться к фильму, как к терапии от любого вида хандры.
11 октября 2023
«Береги свою косынку, Татьяна» — не лишенная обаяния комическая зарисовка из жизни финских маргиналов и советских туристов, выполненная в типичном для Каурисмяки стиле «смеха сквозь слезы». Сталкивая представителей разных культурных миров, режиссер неожиданно показывает их подобие и даже двойничество, обусловленное не схожим социальным статусом, а экзистенциальным соответствием.
Один персонаж зациклен на кофе, другой — на алкоголе, но оба они отчуждены от мира, не находя в нем места, и если один делает решающий шаг, разрывая с прежним миром, то второй возвращается на круги своя, к прежнему жизненному укладу. Роуд-муви, как всегда, и у Каурисмяки в частности, становится поиском себя в мире и своего места в нем, обретением своих корней, преодолением тягостного одиночества и социального отчуждения.
Но в отличие от певца этого жанра Вендерса, Каурисмяки более пессимистичен, он мало верит в межличностных диалог, показывая людей, у которых с общением не просто реальные проблемы, но болезненно замкнутых на себе и своих маниях. Преодоление личностной закрытости есть для его героев почти подвиг и комически рифмуется с ухаживанием за любимой женщиной, тот, кто оказывается на него способен, изменит свою жизнь навсегда, тот же, кто не сможет, останется ни с чем.
Редко в каком ином своем фильме Каурисмяки столь внимательно воссоздает ретро-стиль ушедших 50-х в изящном черно-белом изображении и рок-мелодиях того времени, постановщик поистине создает свой неповторимый, узнаваемый мир, отмеченный сильным привкусом провинциализма и маргинального обаяния. Порой стилевые задачи подминают под себя повествовательные и оказываются методом создания густой, запоминающейся атмосферы, за которой стоит не нарратив, но лишь его очертания, но это не лишает фильм Каурисмяки очарования, но лишь придает его ему еще больше.
Каурисмяки — мастер создания атмосферы неприкаянности, социальной ненужности, столь понятной в социальной неустроенной России, в которой интеллектуальные и творческие силы в целом не востребованы общественным окружением. Этот мотив «лишних людей», со времен Онегина, Печорина и Обломова запечатленный русской классической литературой, остался наиболее устойчивым художественным архетипом русской ментальности и в 20-м, и в 21-м веке, удивительно, что он востребован мировой эстетической средой современности, в том числе и кино. Маргиналы и аутсайдеры овеяны дымкой очарования, зрительской и читательской эмпатии, что говорит о том, что тема «лишних людей» служит не только наглядным обвинением несправедливости социального строя, но и свидетельством экзистенциального трагизма жизни во все времена.
28 июня 2016
Достаточно известный финский режиссёр Аки Каурисмяки, сняв этот фильм, пригласил зрителя в свой собственный маленький ностальгический чёрно-белый мирок 60-х, которого больше нет, в котором отсутствует ложная красивая романтика, но есть правдивый умиляющий романтизм. Ушли те наивно увлечённые «рокеры» в кожаных куртках, расклешённых брюках с намыленными коками волос, выползающие наружу в мужчинах средних лет по выходным, как в случае нынешнего механика автомобилей. И то, когда к нему нагрянул другой меланхоличный молчун-ровесник, чудом высвободившийся из-под гнёта матери и нескончаемого пошива на дому детских платьиц. Рейно и Валто. Один пьёт залпом алкоголь, бессчётными бутылками, не пьянея и не буяня, второй не может совладать с извечной дремотой, поглощая литрами кофе — символично показательно угрюмые снаружи, но неизменно мягкие внутри. Друзья-приятели, по-подростковому бравирующие меж собой небывалыми байками о выбитых зубах, но тут же затихающие от неловкости при встрече с противоположным полом. Автор рисует по памяти детских лет финских мужчин с особым менталитетом, напоминающих внешне постаревших робких мальчишек, однажды рванувших в бесцельное сумасбродно-сладкое приключение-путешествие на «Волге» вдоль полупустой дороги, подальше от округи, походящей на глухую деревушку в безвременье при пяти домах и одной сонной собаке под ногами. Там их ждёт вовсе не откровение, не мудрость роуд-муви, а шанс только повзрослеть, чтоб не возвращаться обратно никогда, либо добровольно поддаться фатуму.
Женщина в этом фильме трактуется режиссёром как символ перемен. При этом она тоже не меньший ребёнок в бесконечном пути, ищущий душевной пристани, осторожно подступающая к мужчине, пытающаяся совладать с наслышанным клише, что «все мужики сво…». Эстонка Татьяна и русская Клавдия. Женщины — слишком некрасивые для западной глянцевой мелодрамы, но искренне желанные в честной истории любви, единственно способной сломать крепкую скорлупу вокруг немолодого замкнутого мужчины, который никогда не пьянеет, фанатеет от рока настолько тихо, что это незаметно, а машины чинит, комично вынимая прямо руками все «лишние» детали из-под капота. Любви, заставляющей легко сказать другу «пока», а избраннице непривычное «я остаюсь». Настоящим чувствам не нужны громкие трагедии, Каурисмяки — творцу уровня Фассбиндера или Джармуша — не нужно запутанных драм. Важны только люди, взыскательно чудаковато-простые из самых исконных народных низов, кусочек настоящего мира и работающая камера подле них. Ему даже не всегда необходимы слова и диалоги, катастрофически второстепенно вносящие мизерные коррективы в поставленный рассказ. Порой, чтоб метче изобразить проникновенную сцену зарождения чувств требуется убрать все клишированные пылкие поцелуи, рифмованные признания, взгляды глаза в глаза на фоне хрестоматийного камина. Хватит совместных молчаливых посиделок на уютной бетонной трубе сбоку автострады, осторожного женского склонения головы на плечо и неловкого мужского объятья. И, конечно, украшающей музыки, обрамляющей мелкие лоскутики да размашистые мазки панорамных пейзажей или немые, но «говорящие» мизансцены, когда одинаково органично совмещаются рок-композиции от «The Renegades» и классика Чайковского.
Исчезла дорога с финскими шестидесятниками, не ездят уже «Волги» с «чудо-техникой» в виде автомобильного термоса для горячего кофе, редко снимаются и доходят до большинства зрителей истории о любви обычных персонажей, где какая-нибудь Татьяна может бесповоротно вскружить голову чудаковатому механику из деревушки, лишь сняв с себя косынку. Но осталась приятная сердцу целлулоидная тропинка попасть ровно на короткий час с парой минут в ушедший вовсе не рай, но туда, где живут настоящие немного забавные земные люди.
7 из 10
29 августа 2013
Ужасный, ужасный фильм. Ужасный не в смысле плохой, а в смысле — абсолютно безнадёжный, для героя нет и не ожидается ни малейшего проблеска надежды. Это просто невыносимо!
Вообще это несправедливо. С какой стати они так разделили пары: полноватая заводная Клавдия должна была «запасть» на Рейно, а худенькая тихая Татьяна тогда осталась бы с Валдо.
В фильме много музыки, и музыка эта совершенно разноплановая, относящаяся к разным стилям. Но любой музыкальный фрагмент всегда кстати: будь то выступление «рокеров» на вечере в городке или же по телевизору, «Ой, мороз-мороз», которую тянет водитель автобуса, исправляя поломку, модные рок-н-ролльные мотивчики, звучащие в придорожном баре или из автомобильного проигрывателя, фольклорная «Аннушка» в ресторане и, особенно, Пятая симфония Чайковского в финальной части фильма.
Музыка очень удачно иллюстрирует душевное состояние героев, будучи либо полностью созвучной настроению человека, либо звуча диссонансом по отношению к происходящему.
Ну разве это комедия?! Ну, если только трагикомедия.
7 из 10
11 сентября 2010
Я очень давно искал фильм, который бы показал мне ПРОСТУЮ ЛЮБОВЬ. Я нашел его. Он идет всего один час. Этот фильм снял финский режиссер Аки Каурисмяки. Он называется…
«БЕРЕГИ СВОЮ КОСЫНКУ, ТАТЬЯНА» (я люблю этот фильм)
Данный фильм находится внутри меня. А про такие фильмы мне очень трудно писать. Потому что у меня не получается передать то что я чувствую по отношению к фильму.
Я смотрел этот фильм на данный момент всего два раза. Я до сих пор не могу поверить, ну как возможно снять такой фильм. Аки Каурисмяки удивительный режиссер. Режиссер, которого абсолютно легко узнать. Режиссер, который балансирует между гениальностью и простотой.
Мне один знакомый как-то сказал, что фильмы Каурисмяки очень похожи на фильмы Эмира Кустурицы. Не знаю, может быть, он и прав. Но я знаю точно одно, если многие персонажи в фильмах Кустурицы выглядят очень безумными, то в фильмах Каурисмяки люди показаны очень простые и такие родные. Я считаю, это главная черта фильмов Каурисмяки, которая отличает его от других режиссеров.
«БЕРЕГИ СВОЮ КОСЫНКУ, ТАТЬЯНА» не стал исключением. Весь фильм держится на четырех главных героев. Они все разные, но объединяет их одно, они все такие близкие и родные. И Рейно. И Валто. И Клавдия. И конечно Татьяна.
Я хотел бы сказать спасибо всем актерам, которые сыграли в этом фильме. Но особенно хотел бы отметить гениального финского актера Матти Пелонпяя (вы наверно его помните по фильму Джармуша НОЧЬ НА ЗЕМЛЕ). Удивительный был актер. Настоящий актер. Актер, которого, к сожалению уже нет с нами. Актер, который навсегда останется в моем сердце. Я не забуду вас никогда.
Везде где бы я ни смотрел, написано, что этот фильм комедия. В этом фильме действительно есть пару смешных моментов. Но для меня он всегда будет трагикомедией.
Друзья этот фильм о том, что мы все разные. Мы не видим любовь вокруг себя. Мы редко видим любовь, которая окружает нас. Это фильм о том, что если ты хочешь что-то сказать, говори, не бойся. А это сделать очень трудно. Уж я то знаю.
ЭТО ФИЛЬМ О ПРОСТОЙ ЛЮБВИ, КОТОРАЯ КАК МЫ ЗНАЕМ, СБИВАЕТ НАС С НОГ.
Спасибо.
P.S. Название этого фильма как никогда подходит под его содержание.
В конце всегда любовь.
10 из 10
25 мая 2009