Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Охота на бабочек |
английское название: |
La chasse aux papillons |
год: | 1992 |
страны: |
Франция,
Италия,
Германия
|
режиссер: | Отар Иоселиани |
сценарий: | Отар Иоселиани |
продюсеры: | Пьер-Андре Бутан, Патрик Лот, Мартин Мариньяк, Этторе Росбок, Лилия Смеккия, Морис Тиншант, Лучиано Глур, Ги Селигман |
видеооператор: | Вильям Любчански |
композитор: | Николоз Зурабишвили |
художники: | Эммануэль де Шовиньи, Серж Бойер, Филипп Дюма, Натали Гондар, Herv Lasseron, Шарлотта Давид, Дени Бюссон, Жан-Ноэль Делаланде, Клод Факон, Rmy Jouvain, Джералдин Превер, Бернадетт Сэйнт Лубер, Марк Баллиф |
монтаж: | Жослин Руис, Nathalie Alquier, Урсула Уэст, Отар Иоселиани |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 1992 г. |
на DVD: | 31 января 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Бросив взгляд на фильмографию Отара Иоселиани, я дошел до фильма Охота на бабочек. Словно опираясь на свой возраст, автор вновь поднимает тему смерти старого света, на смену которому приходит непонятная, местами страшная, местами безумная современность.
Пожилая аристократка доживает дни в своем французском дворце, вокруг вертятся выходцы из Японии, жаждущие совершить выгодную сделку по покупке ее недвижимости. Католический священник ищет, где опохмелиться. Молодые люди с удовольствием вступают в ряды кришнаитов. Старые порядки уже не выглядят чем-то хорошим, последние дни скупы на события. Герои тонут в бесконечной ностальгии и скуке. А молодость - будь то религиозная или капиталистическая - всегда ярче, но ни чем не лучше. Повторюсь, ранее обозревал фильм Иоселиани со схожей тематикой, история может уже не быть актуальной. Все, что может от нее остаться - художественная ценность. Как раз в этом фильме этой пресловутой ценности - вагон, взрывающийся вместе со скучающим в горе алмазов арабским политиком.
Выстроенные автором образы находят внутренний отклик, а притчевая мораль не раздражает, ставит жирную точку на не старом, а устаревшем, аристократическом свете. Продав дворец японцам, советские наследники аристократки покупают квартиру в городском центре и устраивают из нее советскую коммуналку. Это ли не вечный показатель скупости людских взглядов на окружающий мир?
27 октября 2023
Как же эстетически приятно смотреть на интерьеры начала 20 века! По ходу сюжета понимаешь, что это все расхищается... Так и в жизни-приходит что-то новое механизированное против рукотворного. Противостояние старого и нового, и в итоге побеждает новое без души, сделанное на предприятии из ДСП. Для меня очень приятно было наблюдать за старыми интерьерами - если бы у меня был загородный дом, то постаралась бы его обставить хотя бы с элементами начала 20 века.. Если по сюжету, то наследницу, живущую в коммуналке в России конечно можно понять...кто из нас не вспомнит людей (небогатых), которые выиграли в лотерею и приумножили, - что-то не вспоминаются такие... Был эксперимент над блохами - они не могли прыгать выше банки стеклянной. Когда банку убрали, они по мышечной (или какой-то там памяти) тоже не могли прыгать выше. По большому счету тут тот же вопрос - если ты привыкла жить в коммуналке, то тебе не до замка, но тогда откуда такие замашки аристократки? Иди дальше! Что ей помешало?
9 сентября 2023
Две престарелые графини доживают последние дни в родовом имении: играют в крикет, ловят рыбу в собственном пруду, репетируют в местном самодеятельном оркестре и опекают табор местных кришнаитов. Милую, умиротворённую патриархальность не нарушают даже разгуливающие по дому призраки русских офицеров. Сбой происходит вместе со смертью хозяйки дома. Многочисленные родственники умершей, съехавшиеся на похороны, даже и не пытаются скрывать, как жаждут заполучить наследство. Но оказывается, хозяйка завещала старый замок старушке Элен — своей дальней родственнице из России, прибывшей на погребение вместе с деловой дочкой…
Восток теснит умирающий Запад, падший ниц перед торжествующим господством агрессивных пришельцев. Вытеснение патриархальных традиций, всё более очевидное преобладание материальных ценностей над духовными, смешение культур и их нивелировка — вот круг вопросов, затрагиваемых в ленте грузинского классика. От фильма к фильму он испытывает всё большую ностальгию о порядочности прекрасного прошлого, которое, среди прочего, воплощает здесь курсирующее по каналу судно «Аталанта», некогда давшее название кинематографическому шедевру Жана Виго.
Переместившись из центральной Африки в провинциальную Францию Отар Иоселиани вновь остался верен себе, обратившись к главной своей теме — разрушения традиционного уклада. Череда бытовых зарисовок о жизни небольшого французского городка исполнена трагического обаяния и горькой иронии. Но корни ленты подпитывает и русская почва, поскольку фильм можно рассматривать как парафраз на тему «Вишнёвого сада». Иоселиани как будто берётся пофантазировать в относительно сводной форме о том, что было бы, если бы Лопахин приобрел имение Раневской…
15 июня 2014
- «О дивный новый мир, — повторил он. — О дивный новый мир, где обитают такие люди. Немедля же в дорогу!»
Олдос Хаксли, «О дивный новый мир», глава восьмая
Французская провинция. Старинное поместье. Гордая аристократичная старушка, которой суждено доживать свой век в одиночестве. Прогресс.
Прогресс, который не щадит никого, прогресс на грани с варварством. Французские аристократы сменяются японцами с их пластиковыми окнами, наследница достопочтенной старушки продает обветшалое фамильное гнездо ради тонн модной одежды, а в тихий и утонченный мир главной героини грубо вторгается корысть потомков.
О дивный новый мир… В нем нет места для несчастной старушки — зато всегда найдется место для жадных потребителей и тех самых японцев, которые уже, следуя примеру бывшей обитательницы замка, разъезжают на велосипедах и покупают французскую выпечку.
Мудрая, пронзительная и невероятно печальная притча с оттенком горечи, в неспешной манере повествующая о вырождении великой нации — одно поколение сменяет другое, а культура сменяется бескультурьем.
Что ж, добро пожаловать в новый мир.
26 июля 2012
У этого фильма не просто найти сквозной сюжет, он демонстративно не тороплив и скуп на интригу. Где-то во французской провинции живет пожилая аристократка, у нее старый обветшалый замок и огромное количество приживальцев, включая небольшую коммуну кришнаитов. Вокруг замка ходят японцы, жаждущие приобрести поместье для каких-то своих чисто японских целей. Практически весь фильм мы наблюдаем за странной патриархальной и отнюдь не меркантильной жизнью нескольких пожилых людей…Чтобы в конце увидеть тот мир, что придет им на смену…
Фильм Отара Иоселиани «Охота на бабочек» на самом деле повествует о том, как старый мир уступает место миру нового, в котором уже нет места прежней сентиментальности, но есть место расчету. У старого мира нет шансов, не зря то тут, то там в фильм вклиниваются звуки радио, которые сообщают о том или ином катаклизме, вызванного современным прогрессам. И этим старушкам нет места в современном мире и потому они должны либо уйти, либо пасть его жертвами…
Конечно, подобное «нашествие варваров» прискорбно, но и сам режиссер дает понять, что с этим нельзя ничего поделать и японцы обязательно будут покупать французские булки в маленьких лавочках провинции, так как раньше это делали пожилые аристократки.
24 февраля 2009