| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.8 |
IMDb
|
7.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Наследство, или Едрёнавошьгутентаг |
| английское название: |
Dědictví aneb Kurvahošigutntág |
| год: | 1992 |
| страны: |
Чехия,
Чехословакия
|
| режиссер: | Вера Хитилова |
| сценаристы: | Вера Хитилова, Болек Поливка |
| продюсеры: | Павел Солк, Иржи Йезек |
| видеооператор: | Эрвин Сандерс |
| композитор: | Иржи Булис |
| художники: | Збынек Глох, Daniela Flejsarov |
| монтаж: | Ян Маттлач |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 декабря 1992 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч |
Уже в постсоциалистической Чехии Хитилова снимает вроде бы вполне непритязательную комедию, но с двойным дном «Наследство, или Блин, ребята, гутентаг», недвусмысленно показывающую как в новой капиталистической действительности переплавляется советская ментальность в нечто невообразимо уморительное и нелепое. Мы в 1990-е думали, что это происходит только с нами, ан нет, и с чехами тоже. Деревенский пьяница и неудачник, лентяй и бабник узнает, что стал наследником громадной суммы денег, но в буржуа он так и не превратится. Раб не может стать богачом, всюду он будет нести с собой свою ментальность хамоватого люмпена. Позднесоветская реальность, особенно эпоха «застоя» разучила людей в странах соцлагеря работать и отвечать за свои поступки, и они внесли это духовное «наследство» в новую действительность.
Фильм Хитиловой процентов на семьдесят держится на их совместном с Болеславом Поливкой сценарии и его работе в главной роли (возможно, лучшей, так и не превзойденной им в его карьере): мне представляется, что большинство его реплик – результат виртуозной импровизации. Герой Поливки Богуш – вроде бы вместилище всех негативных черт, воспитанных социализмом в человечестве, в то же время он не жаден и вообще «рубаха-парень», желающий всю жизнь превратить в праздник непрерывного потлатча. Он – в общем-то прекрасный человек, только безответственный и ленивый, наивный транжира и юбочник. История Богуша так показательна для начала 1990-х в России, что даже удивительно, что сняла ее постановщица из Чехии. Сколько таких историй «из грязи в князи» мы знаем! Однако, она лишена жути и злобной насмешки, свойственной «Турбазе Волчьей» и «Копытом сюда, копытом туда».
Это достаточно добрая комедия о не вписавшихся в рынок и отторгнутых им: видно, что сама режиссерша не питала особых симпатий к буржуа (иначе пан адвокат не получился бы столь скользким и неприятным, чуть что сразу же забывающий о дружбе, когда у кого-то заканчиваются деньги), но и рабскую ментальность бывших «хомо советикус» они видит насквозь. «Наследство…» работает с фактурой непрекращающегося праздника где-то на стыке Муратовой и Кустурицы: шаржировано, огрубляя представленные ситуации до анекдотов, но без мизантропии и цинизма, даже с уклоном в поэзию (разговоры Богуша с Богом и явления ангела).
По данному фильму очень хорошо видно, какой путь прошла Хитилова как режиссер: от авангардных формальных поисков и защиты молодежного образа жизни от партийных и обывательских нападок до реалистической карикатуры, то и дело улетающей в космос онтологических обобщений. По этой причине три поздних ее фильма так характерны в плане подведения итогов всей фильмографии и жизненной философии этой постановщицы. «Капканы, капканы, капканчики» и «Приятные минуты без гарантии» в этом смысле развивают эту типичность.
13 января 2025