Белые ночи
6.1
6.5
1992, драма
Россия, 1 ч 32 мин
В ролях: Анна Матюхина, Вадим Любшин, Галина Польских, Николай Ерёменко мл., Виталий Усанов
и другие
Начало 90-х. Митя — простой водитель грузовика, влюбленный в Петербург, во время очередного рейса встречает молодую девушку. На расспросы Мити Настя рассказывает свою историю. Несколько месяцев назад у них с тетушкой снимал комнату богатый мужчина. Поддавшись его обаянию, Настя провела с ним ночь, после чего тот исчез, на прощание бросив: ровно через три месяца он будет ждать её возле одного из питерских соборов. В указанное время мужчина не явился. С тех пор Настя каждый вечер приходит в одно и то же место, в надежде когда-нибудь встретить его. Тронутый до глубины души, Митя обещает девушке любой ценой отыскать возлюбленного.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Белые ночи

год: 1992
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Эдуард Розовский
композитор:
художник: Лариса Шилова
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Белые ночи», 1992

Мечтатель

Сентиментальный роман 'Белые ночи' Фёдор Михайлович Достоевский написал в 1848 году. В 1860 году повесть подверглась значительной переработке - годы каторги наложили свой отпечаток на мировоззрение писателя. Первую экранизацию осуществили Григорий Рошаль и Вера Строева в 1934 году. С тех пор удивительный по своей эмоциональной пронзительности роман экранизировался в мире более 30 раз. Леонид Квилихидзе обратился к повести Достоевского в непростое для России время - время даже не перемен, а коренных переломов. Новые реалии не просто не укладывались в сюжетные рамки повести, эти реалии выглядели абсолютно инородными для тонкой душевной канвы 'сентиментального романа'. Человек, как известно, не выбирает своё время - он просто живёт в нём. Леонид Квилихидзе совместно со сценаристом Владимиром Валуцким, сняли картину, в которой попытались сохранить неповторимую атмосферу повести. Начало фильма производит самое приятное впечатление. Всё как у автора: 'Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды!' Мечтатель-шофёр Митя (Вадим Любши) встречает на пустых улицах Настю-Настёну-Настеньку (Анна Матюхина).

Камера оператора акцентируется на глазах Мити - они горят внутренним светом. Речь его льётся водопадом, погружая зрителя в странный, почти сюрреалистический мир юноши. В этом мире особая роль отводится архитектуре Ленинграда. Здания, улицы, скверы, памятники будто оживают в словах героя, унося сидящих в кабине юношу и девушки в мир грёз и мечтаний. Романтика свойственна молодости. В 20 лет легко опоэтизировать даже серые унылые коробки зданий. В свете бьющей фонтаном молодости, серость и однообразие превращаются в многоликость радужных струй. И причина здесь вовсе не в Белых Ночах Петербурга, а в том, что юность требует самовыражения в любви. И хотя Настя уже при второй встрече попросила Митю 'не влюбляться' - ни слова, ни просьбы не властны над сердцем Мечтателя. Наблюдая за добрым лиризмом встреч двух молодых людей, охотно начинаешь верить, что никакие 'вихри враждебные капиталистических перемен' не способны вторгнуться в мир, сотворённый мечтательным шофёром. Но именно в этот момент появляется красавец Николай Ерёменко, и размечтавшегося зрителя в буквальном смысле 'приземляют'. В оригинальной повести избраннику сердца Настеньки Достоевский отвёл всего несколько слов, объяснив, что по причине крайней бедности он не мог ответить взаимностью на чувства девушки, пообещав вернуться через год.

В работе Квилихидзе всё до наоборот. Материальная сторона в буквальном смысле выжгла едва проклюнувшийся росток мечтательности в душе девушки. 'Видик', 'шмотки', ресторан оказались намного важнее эфемерных радужных замков Мечтателя. Сегодняшнее, сиюминутное удовольствие одержало победу над призрачным счастьем с человеком, способным вербальными средствами материализовать свои фантазии, но не способного принести 'на блюдечке' материальные блага. Пытаясь удержаться в духе повести, создатели фильма резко меняют тональность повествования после того, как Настя сделала свой выбор. Удивительная поэтика начала картины трансформировалась в ямы, колдобины и грязь на вымерших улицах. Безоглядная юношеская восторженность превратилась в мрачные коробки зданий с выбитыми окнами-глазницами. Оператор намеренно акцентируется на этих, словно оскаленный рот умирающего, разверстых окнах, чтобы зритель понял всю глубину трагедии Мечтателя, которого обманули в его самых светлых помыслах: 'Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя мгновенье в соседстве сердца твоего?..'

Хоронить мечту всегда тяжело. Добрый Мечтатель Митя, прекрасно разбираясь в русской поэзии, в самый гнетущий час своей жизни мог вспомнить цитату из Николая Гумилёва: 'Солнце, сожги настоящее во имя грядущего, но помилуй прошедшее!' В настоящем у него - пустота. Грядущее - туманно. И лишь прошедшее на короткий миг озарило его призрачным светом Надежды...

16 февраля 2023

Драма Белые ночи на экранах кинотеатров с 1992 года, премьера состоялась более 32 лет назад, его режиссером является Леонид Квинихидзе. Список актеров, которые снимались в кино: Анна Матюхина, Вадим Любшин, Галина Польских, Николай Ерёменко мл., Виталий Усанов, Игорь Наджиев, Павел Корнаков.

Страна производства - Россия. Белые ночи — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.