Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Верный Руслан (История караульной собаки) |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Хмельницкий |
сценаристы: | Владимир Хмельницкий, Георгий Владимов |
продюсеры: | Владимир Хмельницкий, Юрий Немченко |
видеооператор: | Наталья Компанцева |
композитор: | Владимир Быстряков |
художник: | Евгений Питенин |
монтаж: | Аделина Хмельницкая |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 50 мин |
Фильм обязателен к просмотру всем, кто так или иначе любит сравнивать людей и собак. Ну собственно, в чем их обычно сравнивают? В верности. И вот именно о всех сторонах собачьей верности очень ясно показывает этот нехитрый сюжет.
Собака друг человека или собака слуга? Это, как нетрудно понять, не одно и то же. Дружба подразумевает свободу и даже возможность несогласия в те или иные моменты. Выдрессированный на слепое подчинение пес, дружить не умеет. Он даже от смерти спасает не по любви, а по инстинкту верности.
За внешним порядком и культурой Руслана, который олицетворяет в себе тысячи подобных ему псов и, что самое печальное, людей, живет поломанная душа и перекособоченная шкала ценностей. И пойди разыщи того врача, который поправит эту консерваторию.
Я посмотрел этот фильм почти случайно, искал не его, а книгу, по которой он был снят. Просто не знал, что она отражена в кино. Но уверен, что не надо жалеть времени, стоит и кино посмотреть и книгу прочесть. Потому что вопрос затронутый Георгием Владимовым не медлит с ответом самому себе — кем прожить отпущенный срок. Другом или служебным псом.
Уж слишком сильными были в моей жизни впечатления от человека, который всех окружающих его людей мечтал видеть дрессированными верными псами. И не менее весомыми стали впечатления от тех, кто таковыми псами быть согласился. Служебными, заточенными конвоировать стадо. Счастливыми по своему, но не умеющими жить вне зоны.
Жестокость жизни в том, что подобно отслужившим псам в книге и фильме, за решетку в поле выкидывают людей, которые стали не нужны, или оказались неспособными выполнять службу. И точно так же, как стая собак оставшаяся без хозяев, не понимала как им жить в обычной жизни, ломались большинство хороших людей, оказавшихся так или иначе вне сферы контроля их хозяина.
Это жестокая правда о невидимой стороне собачей верности, которую некоторые «хозяева» ждут от своих пока еще друзей.
Посмотрите этот фильм и никогда не сравнивайте людей и собак.
9 из 10
8 июля 2015
Эти слова сказал как-то Руслану его самый верный и любимый друг — Инструктор. У Руслана больше не было друзей среди людей. Да и сам инструктор недолго был человеком. Не выдержал и превратился в собаку после того, как на его глазах застрелили его любимого пса, начавшего рвать на морозе шланг, из которого заливали «каток» для зэков. Или — с помощью которого их самих превращали в ледяные скульптуры. Лаял и рассказывал про то, как обманывают люди собак, про то, что есть такие края, где можно жить на свободе по законам братства…
Меня давно ничто так не потрясало. Когда читал в свое время одноименную книгу Владимова, лет 18 назад это было, плакал, как ребенок, каким почти что и был тогда. А когда сейчас посмотрел случайно отрытый где-то в сети фильм, не плакал, а рыдал просто — слишком многое прожито за это время оказалось, слишком многое стало понятным уже по-другому — гораздо острей, больней, обнаженней.
Для людей в жизни Руслана многое было важным — выпить, поесть, купить за бесценок фамильную реликвию — часы, смастерить шкаф… А для него важней всего были служба и верность. Все остальное просто растворялось в этих двух проявлениях его собачьего долга. Да, он мог иногда позволить себе роскошь валяться на поляне и, зарывшись носом в полевые цветы и душистую траву, потихоньку пьянеть от их аромата, нежась под ласковым летним солнцем. Или торжествовать, впервые завалив на охоте олененка. Или, зайдя случайно в храм, застыть потрясенным вдруг открывшимся в его пропитанной ладаном полумгле светом иного мира. Но не более того.
И вне закрывшегося за ненужностью лагеря вся его жизнь по-прежнему была служением. Нашел бывшего зэка и стал его охранять — до «лучших» времен. Даже крошки себе в его доме не взял — не положено.
Не мог он относиться к жизни, а тем паче к работе, как к игре. Только всерьез. Это всерьез и сгубило его по слову Инструктора. Если можно так сказать — сгубило…
По мне так лучше и не выжить — но всерьез. Потому что если не всерьез, то ведь это вообще — не жить… А в фильме такое и возникает чувство, что, кроме Руслана, и не жил никто. Так, фоном прошли, потому что просто не знали, зачем и для чего появились.
Горький фильм, очень тяжелый. Но после него гораздо легче жить. Если только пытаешься это делать всерьез…
29 ноября 2009
В одно утро все изменилось. Непривычная тишина резала уши. Не было больше никого, ни часовых, ни заключенных. Только хозяин хмуро вел Руслана куда-то, поправляя ремень автомата на плече. В один миг закончилась служба караульной собаки, превратив ее в простую бездомную псину. Оттепель. Лагерь расформирован. Что осталось Руслану? Не привык он побираться и попрошайничать. Вся жизнь его была наполнена смыслом служения человеку. И Руслан самостоятельно продолжал нести службу, даже когда его уже не принуждали к этому, не мог он просто оставить свой пост.
Чем интересен этот фильм, поставленный по одноименной повести Георгия Владимова, так это тем, что смотря его глазами собаки, проживая вместе с ней воспоминания лагерной жизни, а затем и жизни за воротами лагеря, невольно начинаешь терять грань между событиями в жизни собаки и в жизни людей. Проживая очередную историю о собаках, ты понимаешь, что это была история о людях, и наоборот. Удивительно, но среди собак, как и среди людей, есть свои поэтические и мечтательные натуры, забывающие о службе, увидев красивый цветок, живущие непонятными мечтами и «поэзией безотчетных поступков». А среди людей есть такие, кто понимает собак больше, чем себе подобных, и оттого трудно им мириться с жестокостями человека власть имеющего, до того трудно, что отторгают они мир людской и становятся собаками.
Глазами Руслана предстает нам не просто эпоха, а ее неприглядная и стыдная правдивость, так искусно замалчиваемая многие годы. В образе пса мы видим человека, который остро ощущает свою ненужность, ущербность и неприспособленность к жизни в антигуманном обществе, годами формировавшемся в условиях авторитаризма и жесткой дрессировки. Прекрасные человеческие качества, оставшись невостребованными в этом лживом мире и не желая подчиняться «Закону проволоки», умирают. Как и собака, простодушный, обманутый нами зверь. Душа Руслана — отражение всей жизни общества, виновного в том, что сотворили и чего предпочитают не замечать.
Это история больше чем о лагерях и о караульной собаке. Такая история не может закончиться не трагически. Потому что трудно самим себе признаваться, каким образом из замечательных, положительных черт характера, вырабатываются абсолютно отрицательные. Как получается злобное, невменяемое существо. И повисает в воздухе истошный крик Инструктора: «Господа, вы убили человека, что вы сделали?».
Оттепель… Наступила ли она в сердцах и душах людей, одновременно с оттепелью в стране?
«Возвращаться ему было не к чему. Убогая, уродливая его любовь к человеку умерла, а другой любви он не знал…» (с)
19 марта 2009