Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Умирать не страшно |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Кулиджанов |
сценарий: | Наталья Фокина |
продюсер: | Григорий Рималис |
видеооператор: | Сергей Онуфриев |
композитор: | Владимир Корчагин |
художники: | Александр Попов, Элеонора Маклакова, Инна Ратникова |
монтаж: | Мария Родионова |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
В сценарии оскароносного немецкого фильма «Жизнь других» много сходства — от сюжетного до героев, прежде всего, главного героя — с фильмом Кулиджанова «Умирать не страшно».
Конечно, реалии стран и время разное в фильмах. Но даже некоторые сцены, как сцена в кафе, буквально взяты из фильма Кулиджанова.
Фильм Кулиджанова — несправедливо забытый, недооцененный шедевр. 1991 год. Кинотеатры еще его показывали. Но как-то уже было не до него, не до кино. А такие Мастера как Кулиджанов еще были живы, еще работали, делали высокого качества фильмы!
Мне кажется, сценарист немецкого фильма — а это режиссер Доннерсмарк — был впечатлён фильмом Кулиджанова.
Я уверена, что он его видел.
Посмотрите внимательно: среди источников вдохновения ну точно был фильм Кулиджанова.
Да, режиссер, он же сценарист, человек не старый, в 1991 году был совсем молодой.
Но именно в 1991 году Доннерсмарк чуть ли не год провел в нашей стране, в Ленинграде. Учился.
Думаю, он хорошо знает фильм, который как раз шел в кинотеатрах.
Мне понравился Ульрих Мюэ, играющий сотрудника Штази, проникшегося симпатией к своим «объектам наблюдения».
Я почему-то думала, что он также застрелится как герой Юрия Беляева (потрясающая актерская работа Беляева!) из фильма Кулиджанова.
Слабо ему. И вообще удивительно, что ему, «наблюдателю» из Штази, по сюжету даже книгу посвятили. Это после всех процессов в Германии против Штази и его сотрудников? Еще бы наградили!
1 декабря 2020
Страшные 30-е годы. Ксения, мать двоих детей, отказывается стать осведомителем. Героиня добрая, позитивная — даже не верится, что такие бывают. Что дальше по сюжету — можно догадаться (достаточно элементарных знаний истории), хоть и хочется верить в хорошее, до последнего. Но какое там хорошее…
Разбитые семьи, исковерканные судьбы. И какая-то нелепая цитата следователя о том, что «у нас страна счастливого детства». Интересно, они сами осознавали кощунство своих слов? Или просто как попугаи твердили заученное, не задумываясь — правда, неправда. Потому что задумаешься — и можно сойти с ума, это же театр абсурда. Да, и еще попытка помочь, спасти Ксению от ареста. Бессмысленная, хоть и благородная. Но от системы не убежишь — она везде.
Фильм смотреть однозначно, чтобы помнить. Он даже не про одну судьбу, он про то время — тяжелое, удушливое, безнадежное. В такое время умирать не страшно, страшно жить. Хочется склониться перед теми, которые даже тогда смогли не просто выжить, но и остаться людьми.
10 из 10
30 декабря 2015
Фильм — открытие для меня. Я посмотрела его впервые в 91 году, когда еще свежи были в памяти уроки истории, где нам говорили, что «беляки» — это предатели, а помещики — угнетатели народа. В фильме же рассказывается, как русские люди предали себя, свою веру, забыли о совести…
Когда к бывшему помещику приходит его крестьянин, он плачет, рассказывая, что случилось с его родной землей.
- А, ведь, ничего, кроме добра, я от тебя не видел; поместье твое сожгли, могилы осквернили…
- А рыба то еще осталась у нас в пруду?
- Так и пруда не осталось.
Но в то же время фильм по-доброму рассказывает об их семье: отце, дочери и двух внучках — об этом островке любви и заботы друг о друге в море грубости и хаоса, охвативших страну.
Хочется пересматривать его снова и снова, помнить то время, чтобы оно никогда не повторилось!
10 из 10
17 марта 2009
Отличный фильм! Только что посмотрела по каналу культура, и сейчас еще нахожусь под впечатлением от увиденного. Хочу сказать, что этот фильм необходимо посмотреть тем, кто хочет помнить свою историю.
Фильм рассказывает о семье русской интеллигенции в послереволюционной России.
Оказавшись в безвыходной ситуации, они не теряют свои принципы, устои, и пытаются вести нормальную жизнь. Все меняется в тот момент, когда главной героине приходит повестка явиться к следователю на допрос. Потеряв мужа, которого точно также увезли в ночь, и которому она долгое время носила передачки, Ксения (или просто Киса) понимает, что сейчас и ее участь решиться. Но у нее есть двое детей, а также старый и больной отец, что же будет с ними?
На допросе следователь проникся судьбой молодой женщины и решает ей помочь. «Вспоминайте меня», говорит он ей. Она его и так не забудет. Киса возвращается домой, не забыв помолиться в церкви, с надеждой на хорошее будущее. Даже в такое тяжелое время, она пытается радоваться простым мелочам, например хорошей погоде: «Посмотри, как астры цветут!», или музыке, но нуждаясь в помощи окружающих, она отталкивает ухаживания своего знакомого, так как он уже женат. Все это показывает нам, что будучи в самом трудном положении, она не готова забыть свое происхождение и моральные принципы. Именно это-то меня и восхищает в ней.
И тут когда вроде бы ничего не предвещает беды происходит самое главное событие — приходит ордер на арест ее отца…
Фильм вызывает бурю эмоций и оставляет нас, зрителей в неведении, относительно судьбы всех главных героев. Смогли ли они не потерять связь друг с другом, какая судьба ждет девочек?
Кроме того, в картине очень запоминающаяся музыка, легкая, уходящая (как мне показалось) во времена балов, которые безвозвратно ушли и которые иногда с ностальгией вспоминает отец главной героини.
Очень реалистичный фильм, рассказывающий правду, ни капельки не приукрашенную, живую, нашу.
10 из 10
16 марта 2009