Тёмные аллеи
1991, мелодрама
СССР, 1 ч 30 мин
16+

В ролях: Ольга Богачева, Александр Мартынов, Ирина Акулова, Вадим Любшин, Анна Быстрова
и другие
Супружеская пара едет в Крым на отдых. Не доезжая до Подольска, поезд останавливается. Главный герой рассказывает супруге, что недалеко от этого места в дачной усадьбе, в юности, он жил на каникулах. Подробности его первого романа заполняют паузу вынужденной остановки поезда.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Тёмные аллеи

год: 1991
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Владимир Лучук
композитор:
художник: Ольга Богачева
жанр: мелодрама
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама

Отзывы критиков о фильме «Тёмные аллеи», 1991

Я считаю Бунина одним из самых лучших русских писателей. И его произведения находятся для меня на одном уровне с произведениями других любимых авторов. Обращая свой взгляд в сторону фильма «Тёмные аллеи», нужно понимать, что он являет собой посредственность и высшую степень вульгарности. Это не Бунин. Это больные и здоровые фантазии сценаристов, которые превратили маленький и довольно невинный рассказ «Руся» в грязное нечто.

Главный герой никакой. Игра актёра, изображающего его в юности, убога и отвратительна. Сразу бросается в глаза неумение выдавить какие-либо эмоции и заставить зрителя в них поверить. Руся и пожилой главный герой были поубедительнее.

Но самое мерзкое не это, а то, что в угоду современному зрителю, в фильм напихали массу ненужных пошлых сцен. Сняли бы что-то по своему собственному сценарию. Зачем прикрываться фамилией Бунина? В его рассказе не было всей этой грязи, как не было и бесноватой мамаши, и нелепой развязки любовной хистори.

В итоге вместо тонкого и романтичного произведения перед нами поверхностный и вульгарный фильм, наполненный не только плохой актёрской игрой и жутким монтажом, но и грязью. Ещё одна странность: сцены обрываются, словно неумело слепленные куски, а обоснования поступков героев нет (хоть напридумывали они там кучу всего).

Произведения Бунина всегда пропитаны ранней осенью. Кажется, что перед тобой расстилается сад, заваленный позолоченной листвой, на веранде пыхтит пузатый самовар, в воздухе стоит аромат антоновских яблок и костров.

Если вы хотите оставить светлое впечатление о творчестве Бунина — не рекомендую смотреть безобразный фильм 91-го года «Тёмные аллеи».

2 из 10

15 июля 2019

«Любовь застенчиво таишь…»

«Нет, мертвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье, что тени их, незримые для глаз, в полночный час к нам ходят на свиданье.» Эти строчки из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Призраки» могут служить наиболее точным эпиграфом к картине Вячеслава Богачёва, потому что его фильм, как мне кажется, прежде всего, — о призраке юношеской любви. Той любви, которая бывает единственный раз в жизни, и которая определяет всё наше дальнейшее существование. Любовь эта может быть счастливой или несчастной, но она, однажды осчастливив, уже никогда не оставит сердце в покое.

Я не согласен с названием фильма по той простой причине, что каждый рассказ из чудесного сборника Ивана Бунина «Тёмные аллеи» достоин отдельного фильма, и уж тем более достоин оригинального названия. В основу киноистории легли два рассказа писателя: «Руся» (1940) и «Митина любовь» (1924), который не входит в сборник рассказов о любви. В данном случае, я бы жирной чертой разделил-разъединил-разграничил то, как подали зрителю два этих совершенно разных произведения. На мой взгляд, режиссёр сделал ошибку, пытаясь «приклеить» к очень короткому, но вдохновенно-яркому рассказу «Руся» «выдернутый» из «Митиной любви» текст.

Иван Алексеевич Бунин по праву считал «Тёмные аллеи» своим лучшим произведением. О любви великий писатель писал часто, но всегда по-разному, по-новому. Его рассказы чувственны, но не эротичны в современном смысле этого слова, вкладывающего в него, прежде всего, физический аспект. Бунин никогда не акцентировал внимание читателя на «физиологии процесса», пытаясь его максимально опоэтизировать. Достаточно привести выдержки из рассказов, лёгших в основу данной картины: «Под сарафаном у неё была только сорочка. Она нежно, едва касаясь, целовала его в края губ. Он, с помутившейся головой, кинул её на корму. Она исступлённо обняла его.» («Руся»)

«Было всё то же, что и раньше: страшная сила телесного желания, не переходящая в желание душевное, в блаженство, в восторг, в истому всего существа. Она откинулась и легла навзничь.» («Митина любовь») В таком описании заключается магия недосказанного и прелесть завуалированного. К сожалению, создатели фильма смогли удержать планку настоящего бунинского мастерства только для «Руси». Если отбросить всё постороннее, что «приклеилось» к ней, то получим чудесный короткометражный фильм, в котором с исключительной точностью передан дух рассказа: волшебство юности в образе Руси (Ольга Богачёва) и восторженное преклонение Димы (Вадим Любшин) перед объектом обожания.

Что же касается «сопутствующей» истории, то она выглядит совершенно инородной, опускаясь до «физиологии в чистом виде». Подобный «чувственный экстаз» я могу объяснить двумя причинами. Первая — на дворе 1991 год. Свобода творчества не знает границ, но, к сожалению, не знает и разумного предела. Поэтому там, где только можно — на экране появляется нагота, а нужна она по сюжету или нет — вопрос второстепенный. Второе — надеюсь, именно это ставилось во главу угла при создании картины — нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Испытав однажды всё блаженство таинства под названием «первая любовь» — его уже невозможно повторить.

Его можно хотеть, желать, алкать. Можно мечтать о нём, можно вспоминать о нём. Можно даже максимально приблизиться к нему. Но коснуться — никогда. Подозреваю, что именно этими аргументами объясняется вся почти бордельная вакханалия в разных купе поезда, в котором едет не столько повзрослевший, сколько эмоционально и морально постаревший Дмитрий Алексеевич (Александр Мартынов). Его усталый равнодушный взгляд ярче любых слов говорит о том, что нынешняя его жизнь — всего лишь бледная тень, всего лишь бестелесный призрак тех незабываемых событий, о которых можно говорить только по-латыни — Amata nobis quantum amabitur nulla! (Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!)

9 декабря 2016

Мелодрама Тёмные аллеи впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Вячеслав Богачев. Кто снимался в кино, актерский состав: Ольга Богачева, Александр Мартынов, Ирина Акулова, Вадим Любшин, Анна Быстрова, Мария Солодовникова, Любовь Фруктина, Федор Валиков, Инна Ефремова, Мария Глазкова, Ирина Полянская, Анатолий Лиховецкий, Сергей Морозов, Михаил Нейгум, Екатерина Карасийчук.

Страна производства - СССР. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.