Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тото-герой |
английское название: |
Toto le héros |
год: | 1991 |
страны: |
Бельгия,
Франция,
Германия
|
режиссер: | Жако ван Дормель |
сценаристы: | Дидье Де Нек, Паскаль Лоне, Жако ван Дормель, Лоретт Ванкерберген |
продюсеры: | Marcia Falkenberg Lerner, Майкл Шварц, Лучиано Глур, Пьер Друо, Дэни Гес, Филипп Дюссар |
видеооператор: | Вальтер ван ден Энде |
композитор: | Пьер ван Дормел |
художники: | Ан Д’Юи, Анна Ван Бре, Хьюберт Пуль |
монтаж: | Сюзанна Россберг |
жанры: | фэнтези, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 228 153 |
Мировые сборы: | $1 228 153 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 мая 1991 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
История, показанная в первые минуты фильма, шокирует, но больше возмущает… Пожар в роддоме, новоиспеченные мамаши в панике и суете пытаются спасти себя и своего ребенка… Но почему только своего ребенка? По непонятным ни Зрителю, ни самой мамаше, она выбирает «своего» малыша – тянет руки к одному, но нет… не тот, надо брать другого… остальные пусть горят…
История человека, который всю жизнь был трусом. Всякий раз пасовал перед соперником физически чуть сильнее него… или убегал, даже не попытавшись принять удар… Не придумав ничего нового, трусливо бежал даже тогда, когда встретил и полюбил женщину… не смог совладать с эмоциями на ситуацию, которую рисовала его однобокая, но буйная и вряд ли здоровая фантазия, зародившаяся и застрявшая в голове маленького мальчика… мальчика и уже взрослого человека, который завидовал соседу и без сожаления культивировал это чувство… завидовал новой игрушке, красивому дому, полной семье и благополучию… Будучи ребенком, он выдвигает претензию мальчику-соседу и заявляет о своем праве на обладание его игрушкой, его домом, его родителями… и ничего о чувствах к тем самым родителям… холодно и расчетливо… родители лишь инструмент получения сытой и беззаботной жизни…
Месть. Вся жизнь нашего героя будет посвящена, нацелена и разменяна на это разрушающее чувство…
Финал и смелый поступок героя – ну наконец-то… Поступок, который, мне кажется, больше от безысходности и осознания своей никчемности. Для меня финал понятный и правильный и ожидаемый.
28 апреля 2024
«Тото-герой» — довольно поздний дебют профессионального клоуна Жако ван Дормаля. Постоянная работа с малолетней аудиторией и личная родовая травма обозначили главную тему всего его творчества — детство как образ жизни.
Помещая сюжет в стилистически разнообразное повествование, Дормаль показывает нам человека, который не повзрослел. Старик, будто мальчишка, представляет себя героем бессмысленного нуара о мести. Затем также по-детски легко прощает своего обидчика и самоотверженно, молодцевато защищает его. По Дормалю, на поступок способно только дитя. Но самое важное — никто не может любить так, как ребенок. Жако вообще нет равных в показе детской сексуальности, как и в работе с юными актерами. Они — главное доказательство волшебства и незаурядности таланта ван Дормаля. Посему настоятельно рекомендую ознакомиться.
9 из 10
18 ноября 2015
Если вы не видели ни одного фильма ван Дормеля — начните с Тото.
Наверное, каждому приходилось о чем-то жалеть — и даже о том, что зависело не от него. И многие задавали, пусть даже самой вселенной, вопрос — Почему?
Например, главного героя сей картины перепутали в роддоме — такая вот уверенность существует у него с ранних лет. Видимо, он хотел себе совсем другой судьбы: больших машин, богатых родителей. Но так уж получилось, так уж было угодно Высшим силам, если хотите. И так начинается его жизнь, которую нам покажут на разных стадиях — вот главный герой еще ребенок, по-детски обижающийся на жизнь. А вот перед нами взрослый, уже зрелый человек, ставший пленником этой навязчивой обиды на жизнь и ищущий в толпе эхо прошлого. А вот старик, мечтающий о мести. Мысль как паразит пожирает человека.
Правда, сия картина не только о человеке, пожираемом своим горем, пусть и надуманным — она о том, что судьбу не выбирают, а принимают. И далеко не всегда богатство = счастью. Можно даже сказать, что соперник главного героя по жизни — это некое его отражение, отражение в зеркале, которое рано или поздно, но даст ответ на главный вопрос. Но этот вопрос звучит уже не как «почему?», а как «что с этим всем делать?» И ответ нам таки дадут, правда, пища для размышлений после останется — куда без нее.
А сама история грустная, печальная — но снятая легко, ярко, разнообразно. Восьмидесяти минут кажется очень мало, но и в этот хронометраж автор умещает много чего — у него такие естественные, настоящие дети, и отсутствие всякой пошлости, и такие органичные иллюзии, вплетающиеся в реальность, и много поднятых тем — жизнь, смерть, любовь, судьба, месть, мечта. А финал — какой здесь потрясающий финал! Жаль только, что этого всего — опять же — мало. Как не хотелось прощаться с данным чудом.
26 октября 2015
Для тех, кто не знает бельгийского режиссёра Жако ван Дормеля, я поясню, это человек снявший фильм Mr. Nobody (2009), получивший в российском прокате название Господин Никто. К сожалению или счастью данный фильм мне совершенно безразличен, хотя в России и странах СНГ фильм пользуется дикой полярностью (можно хотя бы взглянуть на количество оценок на КП и IMDb, перевес которых за русскоязычными пользователями), нередко доводилось слышать от знакомых, что Господин Никто чуть ли не лучший фильм 21-ого столетия и т. п А теперь о Тото, не хочу много писать о всякой попсятине с Джаредом Лето в главной роли, мой организм слабо переваривает такое кино, пускай и очень красиво снятому.
«Тото-герой» — это дебютная лента ван Дормеля, снискавшая в Каннах награду за режиссерский дебют и приз молодёжного кино. Фильм предлагает взглянуть на историю жизни Тото, считающего что вся его жизнь это насмешка судьбы, из-за того что его перепутали в роддоме и он не стал героем, крутым секретным агентом. Фильм сделан на помеси жанров, сочетающим американский нуар, абсурдно сюрреалистическую фантазию и психологическую драму ставящую в центре сюжета противостояние двух героев, чьи линия судьбы переплелась волею случая. Стилистически фильм схож с творчеством Кшиштофа Кесьлевского, а именно «Двойной жизнью Вероники», вышедшим в том же году. Тото тоже ведёт двойную жизнь реальную и вымышленную, телом и душой отдаваясь двум своим главным увлечениям, плотской и духовной любви к своей «родной сестре», и планах мести тому, кто украл его жизнь. Ненависть к тому, кем он никогда не станет и жизнь прошлым, заставляют Тото идти на крайние меры.
8 из 10
24 августа 2015
По своей сути предлагаемый фильм здорово мне напомнил гоголевскую «Шинель». Только вот вместо мечтаний о дорогой вещице наш главный персонаж на протяжении всей своей жизни лелеет мечты о мести и восстановлении социальной справедливости. Шутка ли, ведь он уверен что его в детстве подменили местами с соседом, который теперь пользуется его более богатым состоянием. Это переживание переходит в непрекращающуюся паническую атаку, разъедающую личность Тото. Чтобы поддержать функционирование психики он переносится в сладкую негу мечтаний о гангстерской суровой расправе с подлецом. При этом, условный подлец оказывается вовсе не таким уж и счастливым человеком, ибо деньги в современном обществе значат совсем не все. Фильм превращается в карнавал страстей маленького человека, будто лет на десять опережая неврозы среднего класса Европы.
Впрочем, благодаря стильному монтажу, изящному набору ретроспекций и флэшбеков, лента была обласкана критиками. Жако ван Дормель не потерялся на кинематографическом небосклоне и более чем через десять лет снял очень схожее кино про «Господина Никто». Думаю, что если бы его лента была более понятна в год выхода, то благодаря соответствию концепта и изящной формы, фильм получил бы висты не меньшие, нежели «Европа» Триера. Но, настоящее признание к бельгийцу пришло несколько позднее. Ну а фильм про Тото сейчас представляет собой скорее энциклопедию оригинальных технических решений — монтаж и режиссура тут определенно удались.
Оценивая ленту я не могу поставить картине высоких оценок. Слишком уж сама история кажется гротескной. Вероятно автор, увлекшись, переусердствовал с цитатами, например на «Однажды в Америке», забыв о самом повествовании. Ну маленький человек, ну переживает, невроз, на протяжении всей жизни… Мечтает убивать. И что? Что тут такого особенного. Жан Жене вот, к примеру, в своей «Амели» подарил женщинам романтическую историю, надежду на любовь (кстати, а по монтажу фильмы очень похожи). Ну а наш Жако кажется просто сделал отрешенный от реалий фильм. Отсюда и его иллюзорная красота. Ведь при более подробном рассмотрении так и проглядывает надуманность. Как силикон или пластмасса, кому как больше нравится. Красивая бельгийская шинель
6 из 10
5 мая 2014
«Toto le heros» — дебют Жако ван Дормеля в полнометражном кино. И, надо отдать должное, потрясающий дебют. В основе фильма — размышления о жизненном пути человека. Если выражаться точнее — о его жизненном сценарии, так как в фильме рассматриваются те самые механизмы жизни, которые задают направление для жизненного пути; механизмы, которые могут быть во власти людей, но за незнанием о их существовании названные «судьбой».
Судьба — это когда безработный бразилец сварил себе яйцо, отчего в комнате изменился микроклимат, а вместе с тем он изменился и на другом конце земного шара, где пошёл дождь и смыл чернила с заветным номером телефона возлюбленной. Судьба — это пожар, в котором родился Тома. Не случайно, что не показано было его настоящее рождение и настоящая мать — суть этого рождения в выборе, который сделает ребёнок. Младенцы не чувствуют времени и первая подбежавшая женщина кажется главному герою близким человеком. И если она ушла, то ребёнок, ещё не имеющий возможности воображать будущую жизнь, думает, что его ждёт смерть. Однако его спасает женщина, которую он уже не считает своей матерью. И жизнь продолжается…
Но у ребёнка уже есть чёткая стратегия — если он не вернётся в свою настоящую семью, то его настоящая жизнь обернётся катастрофой. Его родители вполне нормальные люди, которые о нём так заботились и подарили ему настоящую любовь, за что он им благодарен настолько, что родители соседского мальчика для него особой роли не играют. Но главный виновник (по мнению Тома) — Альфред. Он, якобы, украл его жизнь. Эта уверенность, заложенная с момента выбора, и заставляет Тома развивать странные отношения с сестрой, а так же давать оправдание всем свои неудачам. Вот и всё. Так будет всегда — и потом во взрослой жизни, когда, казалось бы, судьба даёт герою второй шанс, он вроде бы пытается им воспользоваться, но его выбор постоянно даёт различные предлоги для резкого отступления.
Сравните сами: маленький мальчик верит в то, что его жизнь — не его. Это забавно. Престарелый мужчина верит в то, что его жизнь — не его. Забавно? Нет. Как минимум странно, в сущности — не нормально. Жако очень легко рисует проявление схемы бытия, за что отдельный плюс. Ведь, как известно из его биографии, жизнь для ван Дормеля — дар. Потому ошибка в выборе приписана не родителям, а случайности. Ошибка из-за родителей — это ещё более больная и трудная тема, тем более неоднозначная, для того, чтобы разбирать её в кинематографе. Даже к главному герою фильма испытываешь сочувствие, несмотря на то, как он умудрился поломать жизни другим. Между прочим Альфред, который пригрозил Тома не говорить о случившемся, точно сам себе дал обещание не забивать голову чепухою прошлого, и в итоге из задиры он вырос во вполне адекватного и успешного человека.
Ещё одна из ключевых сцен — видение прошлого, удаляющееся вдаль. Возможно, оно значит то, что Тома всё-таки осознал невозможность его возвращения, отчего в финале зрителя ждёт такая неожиданная концовка. Впрочем, вполне предсказуемая для тех, кто знает, что у каждого жизненного сценария есть свой преопределённый конец.
Особое внимание в фильме придаётся различным деталям, которые по своему набору и причудливости можно охарактеризовать как «стилистику». Но толковые режиссёры тем и хороши, что создают стилистику не ради формирования собственного почерка — она должна играть свою роль в фильме. В «Toto le heros» сопровождающие жизнь Тома предметы и символы означают то самое постоянство, которое затормозило развитие его личности. Жизненный сценарий воспроизводится в стрессовых ситуациях за счёт того шаблона поведения, который человек сочтёт лучшей стратегией выживания. Тома жил иллюзиями, что однажды он вернёт свою жизнь, а потому игнорировал прочие шансы, данные ему судьбой. В общем, даже название фильма тонко отражает его суть — рассказ о человеке, жизнь которого иллюзорна. Тото-герой — это несуществующий персонаж, которым Тома никогда не станет, пока не разрешит проблемы, возникшие в детстве.
Этот фильм говорит сам за себя о том, что его режиссёр — талант, которых мало. Его фильм очень многозначен, и не надо заострять внимание на чём-то ненормальном — на фоне всех символов и действий плавно течёт жизнь как она есть — со всеми взлётами и падениями. И плыть по течению, или бороться за то, во что ты веришь — это выбор. Главное вовремя понять свои ошибки, иначе жизнь так и проживёшь в ожидании чуда. А оно рядом. Надо лишь сделать выбор…
9 из 10
24 января 2014
Дебют Жако Ван Дормеля и третий (но надеюсь не последний) из мною просмотренных у него фильмов. Искать общие черты с его последующими работами смысла не имеет, они очевидны. Не часто можно увидеть режиссёра с таким ярким и запоминающимся почерком, его ни с кем не спутаешь, но он при этом не однообразен. И снова музыка Пьера Ван Дормеля, по-братски дополняющая и подсыщающая картину.
Сюжет захватывает с первых секунд, очаровывая «амелиподобной» подачей материала, в частности детских лет героя, стиль распространённый, но не у всех настолько очаровательный. Довольно чётко прорисованная идея, как обычно снабжённая бытовыми подробностями, этим Ван Дормель грешит, неимоверно много деталей, что вроде бы должно сойти за плюс, однако, получается минус. Фильм сложно отнести к какому либо жанру. Драма? Трагикомедия? Смотря с какого ракурса поглядеть.
Идея необычна и интересна, наверно именно поэтому во время просмотра не покидает чувство неестественности происходящего, ни одного нормального, не гротескного персонажа, абсолютно все обладают какими-то странностями, преувеличены и порой напоминают персонажей мультфильмов.
Это фильм о человеке, который так и не вырос, который воспринимал мир и окружающих с позиции своей особой, странной точки зрения, отчего становится и страшно и смешно и обидно. Надуманная обида, Альфред, отношения с сестрой, которая вроде бы и не сестра и детское вечное желание мести. Не хотелось упоминать в этой рецензии о нашумевшей работе Ван Дормеля, «Господине Никто», но если противопоставить эти два фильма, можно сделать очень интересный вывод, если главный герой «Господина Никто» оптимистично заявляет: «Всё возможно, пока не сделан выбор», то «Тото-герой» беспомощно проносит через всю жизнь: «Когда выбор сделан, уже ничего невозможно».
Интересная и запоминающаяся работа.
7 из 10
15 октября 2010
«Эта история о человеке, с которым ничего не случалось. Никогда…'
«Я убью его… Я убью его… Я убью его за ту боль, которую он причинил мне. Я убью его за ту жизнь, которую он отнял у меня. Его должен убить я, убить за то, что он сделал со мной» — Тома. Именно с этих слов и начинается повествование. Но об этом несколько позже. Для начала я вместе с вами хотел бы разобраться, а почему, собственно говоря, мне вздумалось посмотреть эту картину? А все началось с того, что я посмотрел ленту с названием «Господин Никто». Что же, картина эта на меня подействовала самым сильнейшим образом, а попросту говоря, она мне очень понравилась. Режиссер этого фильма Жако Ван Дормель, и я, недолго думая, решил, что мне обязательно нужно посмотреть еще какую-нибудь ленту этого человека (а если понравится и эта, то оценить и все остальные, имеющиеся в фильмографии). В общем, бросил я взгляд на его проекты, а их в его списке оказалась всего 3 штуки: эта, собственно говоря, еще «День восьмой» и недавний «Господин Никто». Решил начать тщательное знакомство с этим режиссером дебютным фильмом «Тото-герой». Кстати сказать, за эту ленту Ван Дормель удостоился на каннском фестивале Золотой камеры за лучший дебют, а это неспроста.
Лента эта начинается неспешно, неся с собой мрачный, темный характер, нагнетая страшную атмосферу, наши уши только и слышат, что: «Я убью его… я убью его… я должен убить его…'. Все совсем страшно, поначалу возникает чувство, что нас с вами ожидает не что иное, как триллер, не иначе. Но присмотревшись, ты видишь бедного, жалкого старичка по имени Тома. А место действия — это дом для престарелых. Нам рассказывается история о мужчине в возрасте по имени Тома. О мужчине, чья судьба, по его мнению, была украдена другим человеком, его жизнь была украдена другим человеком, сама его сущность. У Тома только одно на уме. Что же? Месть, конечно же.
Месть. О ней уже многое сказано, спето, написано, снято. Да, это блюдо, которое подается холодным. Да, мстящий, это единый судья. Но у каждого в жизни своя месть, свои обстоятельства, которые вызывают это чувство, да и вообще, другие сами эти чувства. Жизнь — тяжелая штука, а тяжелее она вместе с судьбой. Многие часто ругают именно судьбу, хотя судьба, это и есть жизнь, а жизнь, это ты и все, что с тобой происходит. Все-таки, жизнь и ее сценарий зависит от нас самих с вами, мы его (сценарий) сами корректируем с помощью своих действий. Все мы связаны друг с другом, а каждое наше действие может влиять не только на нашу сущность, но и на сущность других людей. Все эти слова непосредственно относятся и к мести.
Отчет этих планов мести начался еще с самых пеленок, как бы это не звучало смешно. В роддоме случился пожар, и юная мать подбежала к детским кроваткам, в которых лежали похожие каждый друг на друга дети (а в младенческие годы все похожи, факт), они не просто лежали, они орали, плакали. Мама двинулась к одному дитю, потом к другому, потом снова к первому и взяла его, думать времени совсем не было. Она взяла ребенка, которого назовут Тома, хотя должна была взять того, другого по имени Альбер. Так началась жизнь мальчика по имени Тома в чужой ему семье, он всегда чувствовал, что на самом деле его воспитывают не родные родители, что-то ему это подсказывало. Мальчик рос со своими интересами, детскими проблемами, он очень любил семью, с которой жил. А помимо всего парень планировал месть, тщательно планировал.
Итак, дебютная работа Жако Ван Дормеля мне очень понравилась, это более, чем достойное начало. Очень многие режиссеры не могут похвастаться удачными дебютными картинами, знаете ли, а вот у Ван Дормеля есть все основания этим фактом хвастать. Я с удовольствием посмотрю вторую ленту этого режиссера, которая имеет название «День восьмой». А рассматриваемый мной фильм очень оригинальный, в котором есть отлично развитая идея, мысль с помощью режиссуры. Хороший сценарий, а самое главное непредсказуемый. Эта лента, вообще, наравне с другой картиной этого режиссера «Господин Никто» отличается своей непредсказуемостью. Также в картине есть качественный саундтрек, который написал ныне покойный Пьер Ван Дормель. Еще стоит отметить хорошую актерскую работу. Особенно хочется выделить актера Мишеля Буке, который сыграл Тома в старости. Короче говоря, в этой работе все на должном высоком уровне. А я вам хочу сказать в качестве завершения только одно — смотрите умное кино. Спасибо за внимание.
2 июля 2010
Всем, кому понравился последний на данный момент фильм Жако Ван Дормеля «Господин Никто», советую обратить внимание на его первую полнометражную ленту «Тото-герой». Жаль, что со временем этот фильм забыли, забыли совершенно незаслуженно.
Дебют этого бельгийского режиссера однозначно удался. Аналогичное мнение по поводу этой картины было и у жюри МКФ в Каннах, удостоившего ее создателя Золотой камерой — наградой за лучший дебют.
В самом начале ленты мы видим труп, лицо которого от нас скрыто. Далее действие переходит в дом престарелых. Нам показывают старика по имени Тома, планирующего убийство. Сразу становится понятно, что это месть. Но за что? За то, что жизнь предназначенная ему была прожита другим.
Во время просмотра зритель путешествует по разным уголкам памяти и воображения главного героя. В процессе познания, а также отрицания самого себя участвует не только сознание Тома, но и его подсознание. Перед нами, то его молодость, то детство, то младенчество, а парою и воображаемый Тома — Тото-герой. Но, несмотря на этот калейдоскоп из вымысла и реальных воспоминаний, режиссер не теряет нить повествования, и собирает мозаику воедино.
В молодости Жако Ван Дормель был цирковым клоуном. Видимо именно этот опыт позволяет ему создавать фильмы в которых сочетается несочетаемое. «Тото-герой» пропитан счастьем и горестью, радостью и печалью. Финал, хоть в каком то смысле и трагичен, но даже тут режиссер изображает свою веру именно в положительные качества человека. Дормель будто использует в качестве своего ориентира знаменитую поговорку: «все что ни делается, делается к лучшему».
11 июня 2010