| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.1 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Страховой агент |
| английское название: |
The Adjuster |
| год: | 1991 |
| страна: |
Канада
|
| слоган: | «In search of relative comfort...» |
| режиссер: | Атом Эгоян |
| сценарий: | Атом Эгоян |
| продюсеры: | Атом Эгоян, Камелиа Фриберг, Дэвид Дж. Уэбб |
| видеооператор: | Пол Шарошши |
| композитор: | Майкл Дэнна |
| художники: | Линда Дель Розарио, Ричард Пэрис, Майя Мани |
| монтаж: | Сьюзэн Шиптон |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
1500000 |
Сборы в США:
|
$396 573 |
Мировые сборы:
|
$396 573 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
13 мая 1991 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 42 мин |
Весьма спорная философская притча о поиске эмоций и чувств на примере семьи страхового оценщика имущества Ноа. Кажется, что драма затрагивает опасные страховые случаи, часто всего это пожары, когда оставшаяся в живых жертва ищет помощи. Экспозиция сразу действует «из огня да в полымя», показывая нам вежливость, галантность Ноа в исполнении Элиаса Котеаса (Кейси Джонс борется с пожарами по-иному), которого постоянно вызывают на работу в любое время суток.
На другой стороне семейной чаши жена страхового агента Эра, которая в тайне от мужа ищет наслаждения в закрытых видеосалонах для взрослых. Фильм затрагивает главный эро-подтекст в философии: поиск наслаждений и эмоций. Только египетский постановщик проводит параллель тайных желаний Эры (символично Эгоян её назвал) и жёсткого поиска удовлетворения Ноа.
Главный герой удивляет своим спокойствием. Набрав на страховых случаях новых клиентов, он тайно разрушает их сложившиеся устои: Арианна, Луиза. Герой напоминает персонажа Патрика Бейтмана из «Американского психопата», только без элементов триллера. Постановщик плавно и размерено ведёт нас по жизненному пути героя, постоянно окуная в скрытые желания и явное вожделение. Помимо видеосалона зрителя ждут ещё некоторые сюрпризы.
Третьим странным, психологическим лицом является Бубба, который словно сталкер выходит на след главного героя. Кажется, что сейчас нас окунут в криминал, но нет, только напряжение, только саспенс. Режиссёр в медленном стиле приводит героя Буббу к дому страхового агента, чтобы показать, какое влияние может оказать посторонний, но настойчивый человек на неокрепшую, разномастную, ответвлённую друг от друга семью.
Здесь режиссёр поднимает вопросы не только отсутствия семейных принципов и единства брака, а также показывает, что каждый герой закрыт в своём маленьком мирке, что не смотря на полноценную семью, члены этой семьи не счастливы и постоянно находятся в поисках себя самих. Отсюда и вырисовывается нехватка близости и страсти.
Атом Эгоян показывает, что даже общие проблемы, которые супруги должны встречать вместе, Ноа и Эра встречают по-своему. Демонстрация деградирующего общества воспринимается через Буббу и его жену, чтобы показать, до какой грани готовы дойти Ноа и Эра, чтобы заподозрить неладное и странное. Но всё иначе, чем можно ожидать от героев. Отсюда и закольцованность всего повествования, которое вызывает восторг и неожиданное, верное и чёткое раскрытие персонажей.
Не смотря на интересную интерпретацию симуляции фильму не достаёт динамики. Но это авторский стиль режиссёра.
11 августа 2025
Эгояновская эстетика одиночества, плавности повествования, гнетущего и немного раздражающего музыкального сопровождения – практически ни один фильм этого известного канадца не обходится без этих элементов. «Страховой агент» конечно же не исключение.
Не каждый фильм Эгояна прост в восприятии. Часто за нагромождением скрытно и неочевидно связанных между собой героев и из-за частоты смены сюжетных линий внимание может рассеиваться. Но конкретно в этом фильме, как мне кажется, динамика выстроена таким образом, что сохраняющееся напряжение удерживает зрителя.
Каждая сцена выстроена в связанную историю, в проговоренный напряженный диалог. Поэтому несмотря на то, что в фильме присутствует интрига (о которой даже не догадывается зритель), фильм строится на повышении градуса чего-то неизбежного от эпизода к эпизоду. Опять же, если в сценах и присутствует музыка, то каким-бы не было по смыслу, динамике и своему значению действие на экране – звук будет нагнетающий и устрашающий (уж не обессудьте).
Сюжет фильма сосредоточен на рабочих буднях главного героя, который занимается оценкой имущества сгоревших домов и помощью пострадавшим. Именно его отчужденность и является ключевой темой фильма.
Сравним к примеру, две сцены.
Первая сцена фильма – долгое наблюдение за кистью руки (скорее всего главного героя Ноа), сквозь которую пробивается яркий красный свет. И последняя сцена – спровоцированный пожар в доме нашего героя, на который ему приходится смотреть (словно сквозь пальцы). Даже в эти моменты он отстранён, холоден и безэмоционален.
По сути мы видим блуждания одинокого, потерянного в себе и дезориентированного в окружающей действительности человека, застрявшего словно на какой-то плоской фотографии. Насколько крепкая и дружная у него семья? Как он налаживает контакты с окружающими? Какие у него взаимоотношение с его сыном и тд.? Это не вопросы, которые проговариваются и каким-то образом транслируются в фильме. Все это запрятано в какие-то недосказанности, недомолвки и как раз зашито в то, чего не показано на экране, в своеобразно, можно даже сказать поэтическую пустоту. Но не менее интересен и другой персонаж фильма.
Жена нашего оценщика – Эра тоже занимается достаточно любопытной деятельностью, которая вписывается в палитру изучаемых Эгояном. Можно вспомнить, что режиссер часто обращается к теме визуальных изображений: то как они влияют на самого человека, то как они репрезентированы в нашей реальности и в реальности фильма и тд. И конечно же работа главной героини в роли цензора порнографических фильмов на этом фоне выглядит достаточно уместно. Эра весьма отстранено с определенной холодностью выполняет свою работу. Сцена за сценой, она отмечает где и в каком эпизоде происходит нарушение установленных и проклассифицированных моральных норм. Но отражается ли это как-то на ней?
Практически в первой сцене мы в прямом смысле слышим, как ее работа отражается на ее реальной жизни. Звуковая дорожка всех этих фильмов словно застряла у нее в голова, она не может ни нормально уснуть, ни нормально существовать после этого. Ей приходится надевать определенную сковывающую маску и словно притворятся кем-то и играть эту жизнь. (Что кстати традиционно для эгояновских персонажей). Конечно это связано не только с родом ее деятельности. Посмотрим на всех остальных персонажей. Так ли много в них по-настоящему, как говорится, хорошей актерской игры. Проживают ли они свои эмоции. Разумеется, это бы не вписалось в еще одну ключевую тему Эгояна – одиночество, изолированность и скованность человека.
Этот мотив подчеркивает очередное использование в качестве места действия мотеля (аллегории одиночества), в котором проживают пострадавшие от пожара герои. Именно там происходит общение Ноа и второстепенных персонажей. Именно здесь он пытается быть более раскрепощённым, здесь он спит с пострадавшими любого пола, пытаясь восстановить пустоту своей семейной жизни.
Все это перемежается и с другой не менее важной темой.
Совмещение двух, казалось бы, непохожих сфер жизни - внутренний мир человеческих страстей и холодный мир современных технологий – еще одни ключевые темы фильмов Эгояна. Здесь это разыгрывается на воспроизводстве увиденного экранного или фотоизображения. Ключевой здесь может служит сюжетная линия богатой пары, которая развлекается, устраивая постоянные преферансы и в конце концов разрушает дом нашего главного героя.
Если подводить какой-то итог, то в этом фильме сложно сделать каких-то однозначных заключений. Да в фильме можно найти много сконструированных тем, образов и нестандартных приемов, но драматически фильм лишен таких связующих элементов, как завязка и развязка. Да, присутствует кульминация – сцена со сжиганием дома, но она не служит каким-то окончательным высвобождением для истории. Возможно, это говорит о неуверенности в возможности полноценного и острого высказывания и заделкой на будущие произведения.
12 января 2023
Посмотрев несколько фильмов Атома Эгояна убеждаешься, что и « Страховой агент» снят в общей, похожей, характерной для этого режиссёра манере: собрание «под одной крышей» нескольких слабо связанных между собой историй, которые вдобавок, сами по себе, рассказаны не очень внятно, с возможностью самого широкого их толкования, не исключая и диаметрально противоположные версии. Поэтому мой комментарий претендует отнюдь не на раскрытии истинного положения дел в фильме, а всего лишь на эту возможность: можно понимать фильм так, а можно совершенно иначе, — скудность, фрагментарность, затемненность исходных данных позволяет приходить к совершенно разным оценкам происходящего.
Хотя Ноа (Элиас Котиас) искренне считает, что работает страховым агентом, — вся его деятельность в качестве оценщика чистая фикция, в точь-точь как его бутафорская библиотека в его доме-образце. Он чересчур доверчив и легковерен даже для обычного человека — где ему разбираться в хитросплетениях спорных страховых случаях! Вспомним историю пресловутой покупки подозрительно дешёвого домика, — подозрительно для любого, но не для Ноа, который не наведя справок клюнул на дешёвку, — и приобрёл дом стоящий в одиночестве на заброшенной строительной площадке без всякого забора, практически открытый, — приходите маньяки и бандиты! — и они не замедлили воспользоваться любезным предложением.
Но эта покупка меркнет перед другим номером нашего профессионала по безопасности жизни: сдача в наем дома и отчасти семьи какому-то неизвестному человеку с улицы, представившегося, правда, кинорежиссёром, сунувшим какую-то визитку, — и опять Ноа поверил ему как брату, зачем утруждать себя «ненужной» проверкой, — и так видно что человек хороший, правда немного не в себе, поступающий дико и странно (чего стоит, например, проникновение в спальню, где мирно почивали все домашние Ноа), — но все художники со странностями!
Но не надо думать, что Ноа только числиться в страховой фирме. Всех его клиентов объединяет одна черта: по букве закона они ничего не получают по страховке,- после шока пожара, где погибло все их имущество, а иногда и близкие, их ждёт ещё один страшный удар. Оказывается они не достаточно внимательно ознакомились с условиями страхового договора (вариант, страховые агенты допустили брак при заключении его)… Но компания, руководствуясь исключительно человеколюбивыми мотивами, готова прийти на помощь своим незадачливый клиентам… Конечно это лишь маркетинговый ход — возместить частично и не всем после длительного разбирательства потерянное имущество, да это требует затрат, но зато имидж фирмы не сколько не страдает от подозрительно большого числа жертв собственной невнимательности (или особой ловкости страховых агентов).
Ноа идеально подходит на роль посланца доброй воли: молод, хорош собой, искренне сочувствует переживших трагедию людям, не жалеет сил и времени чтоб как-то вернуть их к нормально жизни, — да люди фирмы знали кого назначить на роль ангела, всеобщего утешителя. Вероятно и им принадлежит идея расширить чисто психологическую помощь Ноа и эскорт-услугами, — конечно не прямо, а путём длительных доверительных бесед, где тактично намечалось об необходимости особо рода помощи пережившим шок людям (косвенно, что так и было, подтверждает разговор нашего героя с владельцем пансионата, где проживают его клиенты, — он довольно смурно и подавлено выслушивает панегирик в свою честь, видимо он и раньше неоднократно встречался с образцами такого пафосно-делового красноречия, и со временем, несмотря на свою доверчивость и легковерие, узнает их истинную цену, да и своя благородная деятельность мало-помалу предстает для него в своём настоящем облике).
Если Ноа пострадал от своей доверчивость, то его жена Эра (Арсинэ Ханджян) попадает в неприятную ситуацию из-за трафаретности сознания окружающих: раз она снимает с экрана на любительскую камеру порнографические фильмы (она работает цензором), то она, конечно, тайная нимфоманка. Данные ей объяснения выглядят смехотворно, — якобы её сестра Сета настолько слилась с её личностью ещё с детства, что ей для нормального существования надо в мельчайших деталях знать чем занималась минувшим днём сестра. Но что здесь неправдоподобного? Вспомним классический рассказ А. П. Чехова «Душечка», — читателям ни сколько ни странно, что героиня подобно Сете полностью растворяется в своих мужчинах, но к тому же буквально не может жить не рассказывая всему городу все их житье в мельчайших подробностях. Никто не сомневается, что она готова отдать, если понадобиться, за них жизнь, но когда один из её мужчин просит держать язык за зубами, то она потеряно ему отвечает, что эти рассказы для неё все, не рассказывать их всё равно что не жить.
Но, возможно, Эра не говорит правды, возможно действительность гораздо печальней и трагичней. Сета, Эра, её годовалый тогда сын Симон первые клиенты Ноа, и по скудным намёкам, этот пожар отнюдь не главное горе в их жизни. Они беженцы, жертвы, как у нас выражались, событий в Сумгаите в феврале 1988 года. Эре повезло больше, — несмотря на мучающие каждую ночь кошмары, она потихоньку возвращается к жизни, и после трёх лет начинает обращать внимание, правда робкие, на мужчин (Ноа для неё прежде всего защитник от ужасов жизни, и когда он прокалывается в этой миссии, они мгновенно покидают его). Но Сета, по всей видимости, так и осталась по ту сторону от нормальной душевной жизни…
Можно выбрать разные модели, чтобы охарактеризовать личность и деяния Бубба (Мори Чайкин), особенно заключительную огненную точку всей его жизни, но мне почему-то вспомнился в этой связи финал фильма «Слон» Гас Ван Сента, где юнный «герой», устроивший вместе с напарником кровавую резню в школе, уже убивший и его (как Бубба свою Мими, чтоб и в смерти не разлучаться, и аду гореть вместе), перед самой смертью, без всякого раскаяния, вдруг понявшего и признавшего, что стал жертвой мерзкого и гнусного обмана.
13 марта 2016
Хотелось б сказать пару хороших слов о фильме известного канадского режиссёра, армянского происхождения Атома Эгояна.
Фильм участвовал во многих международных фестивалях, в частности на московском фестивале в 1991 году получил специальный приз жюри.
И ещё один маленький штрих, фильм из разряда фильмов для взрослых и естественно имеет немного провокационный характер, что не мешает серьёзно подумать над предложенной историей.
Главный герой, истории страховой агент,/оценщик пострадавшего имущества/ Ноа и его семья, жена Эра, сестра жены Сета, сын Симон. На первый взгляд вполне респектабельная семья.
Но чужая семья потёмки, разве разглядишь всё нюансы с первого взгляда.
Ноа, по работе постоянно встречается с клиентами, жертвами каких либо бедствий, /чаще пожаров/, и чаще всего встречи эти заканчиваются сексом. Эра, жена Ноа работает цензором кино в Классификационном Совете, где фильмам присваивают возрастную категорию, а сама тайно снимает фильмы, для взрослых. При чём, снимает эти фильмы для сестры Сеты. Остаётся ещё ребёнок Ноа и Эры, Симон который за всем этим наблюдает и делает свои не совсем правильные выводы.
Вот такая семья, у каждого в голове свои тараканы. То есть все повёрнуты на сексе и все друг от друга это скрывают.
Далее в истории появляются новые персонажи, Бубба и Мими, которым Ноа и Эра сдают свой дом, на этот раз для сьёмок порнофильма, к тому же со сценами насилия. Конечно же, всё это не может, не закончится трагедией.
Эка сюжетец наворочен, так о чем же подумать, исходя из этого, спросит пытливый зритель.
Отвечу. Для начала о вечных человеческих ценностях, таких например, как ценность семейных отношений. Заодно об ответственности своей не только за свои поступки, но и за свои мысли, за свои мечты, реализованные и не реализованные.
Эгоян разворачивает перед нами, отнюдь не тот фильм, в котором упор делается на клубничку. Перед нами разворачивается трагедия человека, не понявшего своего предназначения. Мы видим на экране не столько человеческую жизнь, сколько смерть человеческой души. Смерть мучительную и бестолковую.
И закончу сей скромный опус, дабы окончательно расставить точки над i, словами самого Эгояна.
Хороший фильм рождается из сплава искренности и своевременности.
6 марта 2014