Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Средиземное море |
английское название: |
Mediterraneo |
год: | 1991 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «On a magical Greek island a soldier is about to discover that it is better to make love instead of war» |
режиссер: | Габриэле Сальваторес |
сценарий: | Энцо Монтелеони |
продюсеры: | Витторио Чекки Гори, Джанни Минервини, Марио Чекки Гори |
видеооператор: | Итало Петриччоне |
композиторы: | Джанкарло Бигацци, Марко Фаладжани |
художники: | Талия Истикопулу, Франческо Панни |
монтаж: | Нино Баральи |
жанры: | комедия, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $4 532 791 |
Мировые сборы: | $4 532 791 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 января 1991 г. |
на DVD: | 1 сентября 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
В первый раз «клюнул» не на название (кстати, русский перевод не соответствует оригиналу — «Средиземноморье», а не «Средиземное море»), не на указанный жанр, а на его «оскароносность». Еле-еле досмотрел до конца, изумляясь, чем этот не- примечательный фильмец восхитил Штатовских киноакадемиков (а до них он огреб престижную премию у себя, в Италии) — нет тут ни выдающихся актерских удач, ни интригующего сюжета, ни завораживающей музыки — ничего, по существу, нет, что могло бы, казалось, взбудоражить пресыщенных мастеров Голливуда!.. И вот спустя четверть века я, интересуясь художественным отражением истории ВМВ за пределами нашей страны, случайно вновь натыкаюсь на эту картину, даже позабыв ее содержание… О ба на! Да ведь за незамысловатым содержанием начинает неспешно, но настойчиво проступать глобально волнующая тема — Человек и Война…
Итак, кучку чужеземных солдат в июне 41-го высаживают для наблюдения на небольшой греческий остров Эгейского моря где-то по соседству с турецкой Анталией. И, забытые своим командованием, итальянцы прозябают там в течение трех лет. Где-то на континентальной Европе и в Сев. Африке полыхают чудовищные сражения, гибнет множество вооруженных и безоружных людей, а тут безмятежное солнце и ласковое море, необременительная вахта и мирные аборигены. И если взрывы — то это один из служивых глушит взрывчаткой рыбку для пропитания, и если выстрелы — то это из-за внутренних солдатских разборок. По оплошности теряется оружие, ветшает казенное обмундирование, и в конце-концов бравое отделение во главе с лейтенантом и сержантом превращается в компанию оборванцев, по внешнему виду неотличимых от местных жителей, к тому соединившихся с ними дружескими и даже любовными узами. Да, эти вояки не оголтелые фашисты, как, впрочем, таковыми было большинство в мобилизованных контингентах стран «оси». Тут вина кровожадных политиков и военоначальников этих стран, разнузданно распоряжавшимися жизнями своих и чужих народов.
Фильму удалось ненавязчиво, но убедительно показать, насколько претит война природе человека, призванного строить, а не разрушать, рождать себе подобных, а не убивать их. Конечно, игровой кинематограф войну может осуждать по-разному: например, как в «Тихом океане» — показывая натуралистически всю ее мерзость и жестокость. А можно, оказывается, и так, как в «Средиземноморье» — на далеком расстоянии от пылающих фронтов. А цель-то одна: не смешивать понятия «отнимать» и «защищать», «навязывать» и «договариваться», «грабить» и «торговать». Поэтому героические пафосные фильмы о войне для меня сродни милитаристскими.
25 октября 2020
Иногда хорошее кино запоминается нам какими-то яркими отличительными визуальными образами, неповторимым резко-обособленным стилем, словом, художественным решением, тем, что мы бы могли спустя время назвать настроением именно этого фильма. Эта картина находится на противоположном полюсе от каноничных фильмов-нуар — где никогда за время показа истории не проглядывал дневной свет — там, где всё пространство и все сцены залиты солнцем. Может быть, режиссер не мог иначе изобразить Грецию, родину философии, демократии и оливок без косточек. А может эти силы природы, символ радости и здоровья понадобились ему, чтобы ярче противопоставить им всё ничтожество, грубость и бессмысленность войны в целом и этих сперва грозных, а впоследствии деморализованных солдат. Может быть, всё это вместе и что-то ещё.
В первой половине — режиссер рисует пока еще войну, здорово передавая вещественность и естественность итальянских завоевателей, их быт и течение гарнизонной службы вдали от метрополии. В определенный момент, кажется, что он затянул знакомую уже антивоенную шарманку про тяготы, про абсурд, про убийства от нечего-делать, на ум приходит Норман Мейлер с его «Нагими и мертвыми». Но Сальваторес поворачивает в другую сторону. И запросто начинает показывать саму Грецию, сам остров и внезапно явившихся местных жителей. Всюду солнце, всех оттенков синего цвета морская вода, голубое небо, бежевые скалы. Во второй половине фильма уже можно понять, что никакой войны в этом благословенном крае не будет. Он как будто создан не для неё. И греки, и итальянцы свои для Средиземного моря, для них эта среда естественна и рефрен всего фильма говорит о том, что разницы между всеми жителями средиземноморья нет (помимо Греции и Италии всплывает еще одна знойная страна).
В этой истории много персонажей, каждому из которых уделено свое время на экране. У кого-то история большая и насыщенная (в том числе изменение семейного положения), у кого-то откровенно малая, карикатурная (писать письма жене и стремится домой «самолетом, поездом, автомобилем»), а между этими рамками все остальные судьбы. Получившийся неспешный эпический рассказ о завоеванных островом солдатах в итоге ставит на передний план именно море и солнце, Средиземное море и никогда не покрывающееся тучами палящее южное солнце. Во многом из-за этого, крайне сложно отнести фильм к какому-либо из известных жанров, не комедия, так как по-настоящему смешных моментов не много и они не носят важного сюжетообразующего характера; не военный боевик, так как никаких преодолений и испытаний, знакомых по военным фильмам здесь нет, нет и быстрого, калейдоскопического развития событий; не драма, так как отсутствуют непоправимые потери, горести и большое счастье, никто не переживает настолько сильно свои невзгоды, чтобы можно было вспомнить об этом наиболее почтенном жанре, а в финале и вовсе всё как будто возвращается к начальной точке. Можно сказать, что это некий жанровый сплав, и, как и многие сплавы, он отличается повышенными характеристиками по сравнению с чистыми составными элементами.
6 марта 2016
Победа этой картины в борьбе за иноязычный «Оскар» по итогам 1991-го года стала для многих полной неожиданность. Тем более что соперниками этой итальянской ленты были, во-первых, очень сильный китайский фильм «Зажги красный фонарь» Чжана Имоу, а, во-вторых, «Начальная школа» чеха Яна Сверака, который через пять лет всё же завоюет эту статуэтку, но уже с лентой «Коля». «Оскар» для «Средиземноморья» выглядит странным, поскольку фильм не отличается значительными художественными достоинствами.
Но пусть такой выбор всецело остается на совести американских академиков, чьи решения в номинации «иноязычный фильм» на протяжении 1990-х почти неизменно вызывали недоуменную реакцию у наблюдателей. И, тем не менее, статуэтка отправилась в Италию, немало поспособствовав поднятию заметно пошатнувшегося престижа итальянского кино. Но в ещё большей степени этот успех сопутствовал раскрутке самой картины, сделавшей впоследствии неплохую международную кассу.
Малоизвестный до того режиссёр Габриэле Сальваторес представил на суд зрителей симпатичную романтическую комедию с очевидным антивоенным пафосом. Несколько солдат армии Дуче попадают в 1941-м году на греческий остров в Эгейском море, где задерживаются на целых три года. Однако они не теряют времени зря и вместо бдительного несения военной службы предаются всем радостям бытия. Вдали от родины и войны они находят на небольшом участке суши в Средиземноморье даже не идиллию, а самый настоящий рай.
Каждодневные футбольные сражения с местными мальчишками сменяются походами к проститутке, пиршествами, рыбной ловлей, занятиями живописью и возможностью беззаботно дни и ночи напролет философствовать на самые разные темы. Вот почему, когда уже перед самым концом войны на остров прибывают англичане, далеко не все итальянские солдаты решаются его покинуть. А те, кто всё-таки уезжает на родину «строить новую жизнь, используя большие возможности, появившиеся после падения фашизма», через некоторое время один за другим возвращаются на маленький остров, затерянный в Эгейском море.
21 апреля 2014
Этот фильм начинается с ошибки. Mediterraneo — это не Средиземное море. Это нечто большее: вода, суша, люди, атмосфера. По-русски это — Средиземноморье.
Вообще появление этого фильма на нашем экране связано с множеством если не ошибок, то случайностей. Начать с того, что на большом экране в России он так и не выходил. По крайней мере мне об официальном прокате ничего не известно. Его показывали пару-тройку раз по ТВ, но всегда загоняли куда-то за полночь. Сам Сальваторес — итальянский режиссёр с испанской фамилией — не снимал ничего подобного ни до, ни после. Думаю, если бы ему сказали, что эта его работа станет оскароносной — он и сам сильно удивился бы. Как будто и здесь не обошлось без случайности.
Ещё одна ошибка — аннотация, которая сопровождает картину у нас. (Кстати, легальной копии в России по-моему тоже нет.) После неё пропадает желание смотреть. Думаю, большинство так и поступило… Пересказывать филь можно, но не нужно — только портить интригу. А она есть. Правда, кому-то может показаться, что начало немного затянуто. Возможно. Но тот, кто досмотрит фильм до конца, обязательно будет пересматривать его. И не раз!
А если в двух словах: это фильм о том, что в суровых условиях героем может оказаться не фактурный атлет, а скромный и без физических преимуществ, но сильный духом человек. И ещё: эта картина насквозь пронизана подлинным итальянским духом. Как, впрочем, и общечеловеческим. И война или пресловутая политкорректность здесь ни при чём. В Италии этот фильм почти народный. Его и в Греции любят. Хотите знать почему — смотрите.
Этот фильм заканчивается ошибкой: «посвящается всем, кто бежит», — произносит мужской голос за кадром. Эта калька не имеет ничего общего с авторским замыслом.
PS: БЕГЛЕЦАМ посвящается!
12 октября 2013
Не все итальянцы, принимавшие участие во Второй мировой войне были нацистами. Тем более, не все были нацистскими преступниками.
Именно в этом простом и политкорректном выводе, на мой взгляд, основной месседж, этого получившего широкую известность фильма.
Режиссерский замысел интересен, в адвокаты он призывает природу. Именно на фоне красот средиземноморского острова зрителю приходится делать вывод о небольшом коллективе итальянских солдат.
Впрочем, мне фильм показался несколько фальшивым. Излишняя политкорректность, на мой взгляд вредит этому фильму.
Впрочем, природа, показанная режиссером настолько самодостаточна, что рабочий материал к фильму может может использоваться в качестве рекламной компании для греческих туроператоров
3 из 10
28 марта 2012
Добрый, человечный и хороший фильм! А какой потрясающе красивый! На одном из островов в Средиземном море во время Второй мировой войны высаживается взвод итальянских солдат во главе с лейтенантом. Солдаты входят в местный прибрежный греческий городок и обнаруживают, что он пуст и жители покинули свои дома. Недоумение солдат продолжается несколько дней, пока дети не будят одного из солдат утром, он потрясённый бежит к своим товарищам и сообщает новость, солдаты снова идут за ним и за занавешенной простынёй, которая сушится на верёвке, обнаруживают кипящий жизнью проснувшийся город. Женщины заняты домашними делами, дети бегают по улицам, старики сидят за столиками и пьют вино. Нет только мужчин. Всё объясняет местный священник — мужчин забрали кого в армию, кого немцы побывавшие на острове ранее и отличившиеся своей жестокостью. Потому и прятались жители, снова увидев солдат. Так и начинается жизнь солдат на острове на фоне прекрасных средиземноморских пейзажей и голубого прозрачного моря. И здесь каждый находит своё место, своё призвание, а кто и любовь!
Неудивительно, что фильм сняли итальянцы с их романтической натурой! Только они так красиво могут передать все краски южных природы и моря, и так тонко рассказать о людях, которые остаются людьми, независимо от расы, веры или политических взглядов. И всё это на фоне громыхающей где-то войны!
К сожалению мало таких тонких, умных и добрых фильмов. Всем советую посмотреть!!!
22 октября 2009