Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний бункер |
год: | 1991 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Вадим Ильенко |
сценаристы: | Вадим Ильенко, Юрий Ильенко |
видеооператор: | Вадим Ильенко |
композитор: | Владимир Гронский |
художник: | Владимир Весёлка |
монтаж: | Светлана Кулик |
жанры: | драма, военный |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 25 мин |
Леонид Иванович Бородин с лихвой хлебнул «лиха» на своём веку. Отец — Шеметас Феликс Казимирович, литовец, краснодеревщик, был расстрелян в год, когда родился будущий писатель — в 1938 году. В 1956 году был исключён из ВЛКСМ и университета за участие в неофициальной студенческой студии «Свободное слово». В 1965 году вступил в образовавшуюся в Ленинграде подпольную антисоветскую организацию «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН), программа которой, по словам Бородина, заключалась в трех основных лозунгах — христианизация политики, христианизация экономики и христианизация культуры. В начале 1967 года организация была раскрыта КГБ по доносу, почти все её участники были арестованы. В 1968 году осуждён на 6 лет политлагерей строгого режима. После освобождения обратился к прозе. Второй арест — 13 мая 1982 года. приговорён к максимально возможному по данной статье сроку — 10 годам политлагерей особого режима и 5 годам послелагерной ссылки. Освобождён досрочно летом 1987 года.
Казалось бы, вся биография Бородина заставляла его писать исключительно негатив о строе, который отобрал у него больше 10 лет активной жизни. Однако, это совсем не так. Повесть «Перед судом» по которой снят фильм, ни в коем случае не антисовесткая. Она — о переломанных и перемолотых режимом судьбах. Она — о том, как чистый, верящий в жизнь лейтенант Сницаренко (Алексей Богданович), пройдя через настоящие круги ада, приходит к пониманию, что человек неотделим от своего прошлого и настоящего. Он чувствует себя одновременно и «постаревшим куском прошлого» и человеком перед судом, на неопределённый срок отсрочившим свой справедливый приговор. Именно такова повесть, однако, сценаристы решили «углубить» тему, существенно отойдя в начале картины от оригинала. Непонятно, зачем понадобился весь этот акцент на двуличном изуверстве капитана Калиниченко (Олег Штефанко), которого в повести нет и в помине? Зачем «гнать волну» там, где никакого ветра нет?
Фабула повести предельно проста: за свои поступки нужно платить. Всегда. Даже через много-много лет. В повести нет никакого «красного террора», которым братья (режиссёр и сценарист) Ильенко сильно приукрасили фильм. В повести противопоставляются майор Шитов и лейтенант Сницаренко. Один — Шитов — уставший от «мирной» жизни в окружении националистов и стремящийся поскорее отсюда уехать. Другой — Сницаренко — искренне мечтающий заниматься нужным и полезным делом. Но судьба распоряжается так, что им обоим придётся вверх тормашками перевернуть свою жизнь. Именно в этом главная коллизия и главная драма повести, а вовсе не в том, какие «эти красные» сволочи. Всякого отребья хватало и «там» и «там». Вот только зачем из националистов делать мучеников? Разумеется, до развала Союза такой фильм появиться не мог, хотя сама повесть была написана, когда о развале СССР мечтали лишь самые смелые фантасты из ЦРУ.
«Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами — сумрак неминучий, иль ясность божьего лица…» («Возмездие» Александр Блок)
17 февраля 2020