Рейтинг фильма | |
![]() |
5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пока гром не грянет |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Васильев |
сценаристы: | Иосиф Богуславский, Леонард Толстой, Леонид Фролон |
видеооператоры: | Юрий Уланов, Рудольф Зуев |
композитор: | Игорь Цветков |
художники: | Василий Щербак, Александр Збарский |
монтаж: | Надежда Аникеева |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
2 ч 15 мин |
На все работы Евгения Ивановича Васильева можно смело ставить «знак качества», потому что режиссёр не снимает свои фильмы, — он ими живёт. Оттого и получаются ленты откровенными и честными, как сама жизнь: «Тактика бега на длинную дистанцию» (1978), «Прощание славянки» (1985), «Во бору брусника» (1989). Фильм «Пока гром не грянет» по мотивам повести Леонида Фролова «Не в том дело», — последний в творческой биографии этого талантливого человека. К сожалению последний, потому что такое кино уже не увидишь. Сейчас снимают ЗА ДЕНЬГИ, а Евгений Васильев снимал ЗА СОВЕСТЬ. Снимал не то, что могло принести ему доход или славу, а то, что не снять не мог…
Время действия — канун развала Великой Страны. Место действия — село Калиновка всего в двух часах езды от Москвы. В центре сюжета — конфликт механизатора Лёхи Воронина с председателем из-за «запоротого» во время уборки комбайна. Лёха безусловно виноват, потому что элементарно не следил за уровнем масла в двигателе, но с виной не соглашается, как и с требованием председателя возместить ущерб. Это — завязка, но она — всего лишь фон, на котором мудрый режиссёр рассуждает о своей Родине. О нашей Родине…
При всём обилии известных актёров и множества персонажей, ключевым в ленте является образ, созданный великолепным Михаилом Глузским. Я намеренно не упомянул исполнителя главной роли Лёхи Сергея Паршина по той причине, что его Воронин — это совсем не персонаж, это — собирательный образ страны, которая, прожив непростую жизнь длиной в 70 лет, стоит на пороге выбора: либо умереть, либо преобразиться.
Образ Лёхи Воронина в этом плане показателен — беззаботный весельчак и балагур: «В кармане — вошь на аркане!», «Народ по слюнке плюнет — океан будет!», «Опохмелка — та же пьянка, только с утра!» Вся бравада его проистекает оттого, что он чувствует себя запертым в клетке, из которой всеми силами пытается вырваться. Отсюда и его нигилизм, и бунтарство: немедленно покончить со своим прошлым, а для этого нужно начать с разрушения собственного дома. При этом, Лёхе совершенно наплевать, что строил его не он, а его предки, и что его родные дети совсем не горят желанием покидать родные места.
Персонаж Михаила Глузского — полная противоположность Воронина. Прожив много лет на чужбине, он специально вернулся в Калиновку, чтобы восстановить усадьбу своего деда. В фильме несколько очень проникновенных сцен, которые можно воспринимать лишь как откровение души. Сыграл в них Глузский просто бесподобно. Как и в финале, когда до Лёхи Воронина, наконец-то дошло, что вовсе не «небожители» из ЦК или Верховного Совета решают его судьбу. Свою судьбу решает он сам. Если только захочет этого…
3 февраля 2014