Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Однажды в Китае |
английское название: |
Wong Fei-Hung |
год: | 1991 |
страна: |
Гонконг
|
слоган: | «Never was a Hero needed more...» |
режиссер: | Цуй Харк |
сценаристы: | Цуй Харк, Эдвард Люн, Эльза Тэнг, Юэнь Кай-Чи |
продюсеры: | Цуй Харк, Роджер Ли |
видеооператоры: | Танг-Чен Чан, Уилсон Чан, Эрди Лам, Дэвид Чунг, Билл Вон, Артур Вон |
композиторы: | Ромео Диас, Джеймс Вон |
художники: | Кеннет И, Брюс Юй |
монтаж: | Марко Мак |
жанры: | боевик, драма, приключения, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 августа 1991 г. |
на DVD: | 13 июля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Как же трудно создать хороший исторический боевик… Это же надо придумать сюжет, персонажей и диалоги, которые будут соблюдать баланс между будничностью и пошлым пафосом. Раздобыть бесчисленное множество материальных атрибутов конкретной эпохи. Поставить экшн таким образом, чтобы он был адекватен ретроспективе. О создании такого кино даже мечтать страшно, не то что браться за реализацию.
Мало того, что задача сама по себе сложная, так потенциального зрителя ещё и может отпугнуть болезненный опыт. Единственный фильм Цуй Харка, который я видел до «Однажды в Китае» — «Светлое будущее 3», отстойный приквел славной франшизы Джона Ву. Да и более известный гонконгский эпик («Крадущийся тигр, затаившийся дракон») отнюдь не добавляет баллов в корзину доверия к жанру. Тем не менее, в проекте заняты Джет Ли, Юань Бяо и Ши Кван Йен. Так что ваш покорный рецензент, несмотря на все сомнения, таки принялся за просмотр. Очень уж было любопытно, чем порадуют экшн-актёры трёх (!) поколений гонконгского кино.
Могу сказать, что более рваного сюжета я никогда ранее не встречал. Завязка готовит зрителя к конфликту «Вонг Фей Хун против европейцев», но в кульминации эта сюжетная линия меркнет на фоне возникших на горизонте крутого забияки (Ши Кван Йен) и его приспешника Люн Фуна (Юань Бяо). Да, связь между задиристым мастером стиля железной рубахи и европейцами есть, но она раскрыта невнятно, отчего плохиши воспринимаются не как единый кулак зла, а как какая-то разрозненная шайка. Упомянутый персонаж Люн Фун — это вообще какой-то призрак: зритель отчётливо осознаёт его присутствие в фильме только на закате кульминации, но, судя по его поведению, он имеет какую-то стародавнюю связь с Фей Хуном. Что это за связь? И как его занесло в стан врага? Не исключаю, что я проморгал эту корреляцию, быть может, Люн Фун появлялся в первой половине фильма, но в таком случае создатели заслуживают нагоняя за неприметные эпизоды. И вот, в развязке первоначальный конфликт воскресает, и выясняется, что главгадом является не Железная Рубаха, а какой-то ничем не примечательный офицер… Ну никакой тебе драматической последовательности, каша из семи простокваш, одна покрошена, шесть так брошены.
Постановкой экшна занимались какие-то ноунеймы. Нет, я не против открытия новых толковых персон, вот только в своё время «Однажды в Китае» задумывался как дорогой боевик, претендующий на национально-культовый статус. Так что рисковать не стоило, лучше бы пригласили матёрых хореографов вроде Кори Юэня, Саммо Хунга или Тони Люн Сиу Хунга. Что получилось на выходе? Массовая драка учеников Вонга против рэкетиров представляет собой не более чем свалку. До самых 40-х минут зрителю придётся терпеть слабый кулачный экшн, представляющий собой топорное размахивание руками-ногами и холодным оружием. Когда же в бой вступает Джет Ли, качество фильма начинает расти на глазах: с каждой новой стычкой Фей Хуна приёмы становятся всё сложнее. Финальный бой Вонга против Железной Рубахи контрастен, так как ввиду своего неторопливого (в плохом смысле) темпа оказался поделённым на блоки. Из-за специфического плацдарма противникам приходилось в большей степени догонять друг друга, нежели бить. В целом, поединок неплох: наполнен провисами, зато его заключительный этап безупречен, дуэль на приставных лестницах — это крутая идея. Казалось бы, под конец экшн устаканился, ан-нет, бой Люн Фуна против хенчмена лишь подтвердил мою догадку о недостаточной компетентности хореографов данного фильма. Они бы хоть пересмотрели «Зло во благо» и «Драконов навсегда», чтобы знать, как нужно использовать великого трюкача Юань Бяо. Нет, его талант не был применён в этом фильме даже на паршивые 10%. Совокупное качество экшна «Однажды в Китае» оцениваю как среднее (4/5). Драки, в отличие от сюжета, не стали слабым местом фильма, но, повторюсь, лучше бы за хореографию взялся кто-нибудь из упомянутых выше мастодонтов. Призвать к столь важной работе ноунеймов — большая ошибка, которая едва не стала роковой.
Сильнейшие стороны эпика — атмосфера и саундтрек. Режиссёр идеально выдержал стиль конца девятнадцатого века. А уж когда, будучи суровым европейцем, смотришь на практикующих кунфу под проникновенную музыку бойцов, тебя так и разрывают два противоречащих друг другу желания: сломать хребет Китайскому Дракону и преклониться перед его могуществом.
Итак, несмотря на некоторые дефекты, «Однажды в Китае» является шедевром. Это не какая-то там убогая уся с летающими меченосцами и наигранными репризами, а самый что ни на есть образцовый эпик. Приятного просмотра.
8 из 10
26 июня 2018
Лента «Однажды в Китае» ознаменовала собой возвращение костюмных кунг-фу-боевиков, массовое производство которых прекратилось в начале 80-х с приходом трюковых боевиков Джеки Чана и Саммо Хунга, фильмов от студии D&B, шутеров Джона Ву и прочих новаторских для Гонконга картин. В начале 90-х гонконгский классик Цуй Харк решился на реанимацию подзабытого жанра, и перед ним стояла непростая задача, поскольку к 1991 году стандарты качества гонконгского кинематографа претерпели колоссальные изменения, и нужно было продемонстрировать серьёзную креативность, чтобы фильм в стиле «Моё кунг-фу лучше твоего!», не смотрелся архаично на фоне того, что тогда снимали в Гонконге. И Цую Харку это не просто удалось — он создал новый тренд.
Хотя сюжетная линия в вышеупомянутом стиле в фильме присутствует, она является второстепенной, и служит скорее как дань традиции, в то время как построение сценария стало строиться по новому и фильм получился невероятно плотным и насыщенным событиями — помимо основной сюжетной линии, с противостоянием иностранным завоевателям, в фильме присутствует множество побочных сюжетных линий, которые при этом не являются просто поводом для показа очередной драки (хотя будет и такое), а служат полноценным сценарным механизмом и добавляют истории мелкие детали, благодаря чему сюжет получился по настоящему масштабным и захватывающим. Конечно, целиком от чисто гонконгской наивности отойти не удалось, но фильм не скучно смотреть и это уже говорит о многом. Плюс Цуй Харк, как режиссёр старается не скатываться в карикатурное представление персонажей в «черно-белом» свете, и такой поход значительно освежает фильм.
Вторым радикальным изменением стал подход к подаче визуальной части, выражающийся в постоянных попытках сделать фильм похожим на настоящее кино, с красивыми фотогеничными кадрами. Операторы снимает большинство сцен слегка наклоненной камерой и «кадрами с пола» но делают это с чувством меры и благодаря
этому у фильма появляется особый шарм и кадр начинает выглядеть очень стильно (после этого фильма, подавляющее большинство гонконгских боевиков (кроме Джеки Чана — у него только «Криминальная история» «Городской охотник» и «Громобой») стали снимать именно таким образом но получалось не у всех и иногда возникало непреодолимое желание нагнуть шею и прилечь набок). Также делается большой акцент на развевающихся на ветру костюмах героев, кадрах с медленно капающей водой и прочих мелких деталях. Описывать всё это можно долго, но для наглядности проще включить сперва любой кунг-фу — фильм 70-х и сразу после него «Однажды в Китае». Разница будет колоссальна.
И третьим «вау-фактором» стал подход к хореографии боевых сцен. В костюмных кунгфу-боевиках 70-х был устоявшимся стиль хореографии с использованием животных движений, который в 80-х был сметён более скоростными и реалистичным боями с быстрым ритмом и акробатическими трюками. Бои в «Однажды в Китае» похожи на 70-е с их «железными рубашками» и «ударами, не отбрасывающими тени», при этом очень скоростные и изобретательные, как в 80-х. Но вдобавок к этому еще и добавилась работа с тросами. Способность летать у героев кунг-фу фильмов была и в 70-х, но тогда это было больше похоже на советские сказки. Теперь же, герои выделывают нереальные, но при этом невероятно красивые пируэты и немыслимые удары (впрочем, обделенными сторонники чистой техники не останутся, поскольку полёты тут служат для усиления впечатления от отдельных движений).
Актёры великолепно справляются со своими обязанностями, но главная звезда — конечно же Джет Ли, ставший звездой именно после этого фильма. До «ОВК», Джет, будучи спортсменом ушу, был приглашен на главную роль в трилогии «Храм Шаолинь», и хотя все три фильма получились весьма неплохими жанровыми представителями (хотя подобное кино в 80-х было уже устаревшим), и содержали боевые сцены с весьма необычно выглядящими для Гонконга движениями из классического ушу, все же ничем не выделяли Ли, как актёра. Последующие 2 фильма «Рожденный защищать» (его Джет снял как режиссёр) и «Битва драконов» были сняты уже по современным стандартам Гонконга 80-х, но получились хоть и смотрибельными, но совершенно вторичными и не содержали никакой «изюминки».
В ленте «Однажды в Китае», Джет предстает перед зрителем в образе спокойного, мудрого и мастера и врачевателя Вонга Фэй Хуна, сражающегося со скоростью молнии (наконец-то нестандартной технике Джета Ли нашлось применение) и наделяет своего героя поистине бронебойной харизмой. Фильм вошел в число лидеров гонконгского кинопроката 1991 года, и сделал Джета Ли не просто звездой — он стал главным конкурентом Джеки Чана.
10 из 10
16 июля 2017
Не очень хорошо перевариваю кинопродукцию от Гонконга, уж не знаю почему. Поэтому старался отбирать только обязательную к просмотру классику — в случае же с «Однажды в Китае» мне хватило рекомендации пары друзей. Приобретя диск, я все не решался приступить к просмотру, но тут меня как-то резко переклинило — и я погрузился в фильм.
Тут необходимо упомянуть, что мое отношение к фильму менялось в лучшую сторону по ходу всего действия — накал страстей в конце совсем нешуточный. По началу настоящих зрелищных сцен мало — а излишнего пафоса и не всегда понятного юмора через край. Сюжет также может запутать — но все это только по началу.
Дальше фильм раскрывается во всей красе, являя собой зрелище от которого трудно оторваться! Джет Ли в роли человека-легенды Вонга Фэй Хуна потрясающ — его персонаж просто образец мудрости и невероятной силы воли. Динамика если где-то и провисает — об этом вспоминаешь в последнюю очередь. «Однажды в Китае» совсем не стесняется вида крови или убийства важных для фильма персонажей — будьте готовы ко всему(кто смотрел, тот поймет). Саундтрек — типичный для гонконгских постановок.
Отдельное слово о постановке боевых сцен — это самое сильное место картины. Происходящие на экране не кажется фантастикой — благо все занятые в фильме актеры в превосходной физической форме. Чего стоит хотя-бы драка на лестницах — дыхание перехватывало во время просмотра.
Смело могу подарить фильму свои рекомендации — не смотря на то, что без слабых мест не обошлось. Такое зрелище не часто увидишь и в Голливуде…
8 из 10
30 ноября 2011
«Однажды в Китае» название фильма для иностранного проката. В Китае же имя и название фильма «Вонг Фэй Хун» не нуждается в комментариях. Это как в России Чапаев или Невский. Жители Поднебесной чтят своих героев так, как нам и не снилось. Имена людей внесших свой вклад в историю Китая знают чуть-ли не с детского сада, а у нас сейчас многие про подвиг Матросова не знают, да и знать не хотят.
Как пример доброй народной памяти фильм, посвящённый мастеру кун-фу и борцу с западным влиянием Вонгу Фэй Хуну, роль которого исполнил знаток восточных единоборств и по-совместительству хороший актёр Джет Ли. Это один из ранних его фильмов, но уже видно что Джет будет достойным продолжателем дела Брюса Ли, а по-сути и единственным китайским актёром-бойцом, настолько сильно востребованным мировым кинематографом (Джеки Чан тоже известен, но больше как комедийный актёр).
Фильм наполнен китайской спецификой — запредельными прыжками и приёмами, восточными афоризмами, четким разделением на зло и добро. Именно разделение на хороших и злых персонажей одна из основных черт множества китайских фильмов. Положительного персонажа от отрицательного даже слепой отличит.
На первый взгляд простая банальная история — украденная девушка, герой пытающийся вернуть возлюбленную, ничего вроде бы нового. Но именно в легендах о Вонге, изначально сложенных простыми людьми проявляется то, что называют столкновением цивилизаций. Запад-это Запад, Восток-это Восток. Эти две стороны могут сближаться, но крепкой дружбы и понимания между ними быть не может.
Это находит отражение в легенде о Вонге Фэй Хуне: тогдашняя властная верхушка и богатые торговцы активно перенимают западный образ жизни, получают подарки от так называемых американских и английских «бизнесменов» и закрывают глаза на фактическое рабство, царящее на заводах принадлежащих иностранному капиталу. Не замечают властители и того что китайских девушек крадут продают в бордели. Местные бандиты за деньги готовы выполнить любое поручение богатых дельцов.
Но зло не может торжествовать вечно. И приходит народный герой, вооружённый древним боевым искусством, ненавидящий царящую несправедливость и готовый вступить в неравный бой с силами тьмы. Конечно подвиги реального Фэй Хуна со временем стали легендами, и как и положено легендам обросли множеством фантастических подробностей. Но в памяти китайцев он — символ национального духа, добра с кулаками, добра способного постоять за себя и защитить других.
Да, кстати, Китай, страна которая несколько десятилетий назад была разорена войной с Японией и войной гражданской, в последнее время развивается бешеными темпами, побеждает в спорте, производит значительную долю мировой продукциии, восхищает весь мир киношедеврами и ещё много чего. Вот и не верь в возрождение Поднебесной Империи
9 из 10
3 августа 2009