Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Небеса обетованные |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдар Рязанов |
сценаристы: | Генриетта Альтман, Эльдар Рязанов |
продюсеры: | Виктор Глухов, Карлен Агаджанов |
видеооператор: | Леонид Калашников |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Александр Борисов, Сергей Иванов, Ирина Гинно |
монтаж: | Валерия Белова |
жанры: | фэнтези, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Эльдар Рязанов не просто прекрасный режиссёр-постановщик, но ещё умеет идти в ногу со временем и выдаёт драматические картины, приправленные нотками юмора, за маской которого встречается ирония отражающего времени. Прекрасный актёрский состав, сложное время в стране, этап «перестройки». Главными героями становятся жители свалки, которые первые познают ветер перемен.
Лента знакомит зрителя с общим составом заброшенной и угнетённой локации, довольно приятно разбавляя разруху юмором и уверенностью. Предводитель и президент всех несчастных – глубокоуважаемый Валентин Гафт, который уже многое повидал, поэтому прививает фэнтези-теории общего существования и веры в спасение. Трагикомедия вводит сюжетные линии нескольких персонажей, не всех бездомных, но ключевых. Таким образом, благодаря истории одних режиссёр раскрывает второстепенных личностей.
Драма Ольги Волковой жестоко ложится на общий сюжет, обесценивая статус родителей и матери в целом. Кто виноват? Временная эпоха. Картина сочетает в себе маленькие детали: от шокирующего места проживания, одурманенного перегаром и грязью, до пьяного насилия и равнодушия. Людей не волнуют чувства и эмоции, а только возможность заработать да выпить. Встреча с Лией Ахеджаковой раскрывает потенциал режиссёра и дарит самого энергичного и запоминающегося персонажа (у Лии других и не бывает).
Приключения проносят зрителя по «переменным» заведениям, отражая плутократию и подачки для народа. Будь то столовая для бездомных, либо тюрьма с режимом «виноваты все». Абсурд и комедийность заслоняют собой голод, нищету, а шутливые эпизоды очередной раз показывают стремление людей к лучшей жизни.
На фоне всего захолустья восстаёт серьёзный антагонист в виде администрации города и американского корреспондентом. Свалка – как бельмо на лице города. Не важно, кто там живёт, главное – снос под постройку фабрики по производству – и тут Рязанов добавляет иронию судьбы (очередной раз) – контрацептивов. Убрать одних людей, чтобы потом не делать других. Анти-демографический подход!
Эпизод со свадьбой очередной раз подчёркивает, что обделённые люди не ведают горя. Можно создать любую легенду, пригласить гостей, чтобы хоть немного приблизиться к жизни бояр, но прикрытие всё равно недолгое. Лента отлично выставляет чувства и эмоции таким образом, что люди готовы пойти на всё, лишь бы испытать то неведомое или давно отсутствовавшее в них состояние, и неважно, сколько при этом будет сказано неправды и придумано легенд. Главное не упустить момент. Здесь и сейчас!
Разочарования и разоблачения снова погружают персонажей в вынужденную борьбу с обществом, с порядком и с правилами нового времени, таким образом, постепенно возвращая начало повествования и философские высказывания Гафта: «Зачем так жить?» Фильм очень точно цитирует пьесу Максима Горького «На дне». Ахеджакова даже упоминает её по ходу повествования, тем самым обнажая жизнь советских бездомных людей.
Благодаря вниманию к деталям все герои ленты на своих местах. Красиво поставлены эпизоды, отлично вписываются персонажи, а финальная драма оставляет вопросы. Фэнтези отразило реальность или всё же произошла трагедия? Куда деваться людям, которых уже силой выдворяют с места жительства? Жёсткий кнут перестройки подгоняет представителей старого режима. Коммунисты больше не в почёте.
«Небеса обетованные» – это великолепное произведение, позволившее в шутливом стиле оценить обстановку в стране в эпоху перехода СССР к Российской Федерации, отразило людей «новых» и «старых», продемонстрировало конфликт поколений и безразличие. Эльдар Рязанов умело передаёт дух прошлого при помощи великолепно поставленного кино.
16 июля 2022
Время 90-х такое голодное, бедное, беспредельное, веселое, грустное, ностальгическое и ещё много Я могу подобрать слов об этом противоречивом периоде нашей жизни, мне кажется что за 10 лет наша страна прожила целую жизнь, для кого-то эти 10 лет были началом жизни, для кого-то концом, а для кого-то периодом становления, много чего было… отдельно можно только часами рассуждать о таком феномене, как кино 90-х, которое явилось отражением всего того, что произошло этакое зеркало души… такое самобытное и непохожее не на что и несмотря на всю безысходность и серость, зрителя не покидает чувство надежды, вера в лучшее будущее для нашей страны.
Эльдар Рязанов без преувеличения — великий режиссёр, это наша легенда и гордость нашего кинематографа, но увы даже самый искусный художник может исписаться или просто не выдержать веяния нового времени, просто потому что не в силах приспособится к новой моде, это не плохо и не хорошо… это данность. И все же Рязанов успел сказать своё везкое слово и снять последний на мой взгляд поистине шедевр — «Небеса Обетованные». Через призму главных героев, их образы и характеры режиссёр сам передаёт своё переживание и боль, Я говорил об этом ранее — сам художник, как и главные герои картины не смог подстроится под новое время, начать жить с ним в ногу. Вся картина пронизана горечью и болью, по ушедшей Великой Стране СССР, по ее жителям оказавшимся на свалке жизни(опять же как и главные герои картины), по тому времени… В руинах судьбы остались и сами люди, одни на свалке, другие на улице, третьи в бараках и тд, но все же остались и те кто верит в лучшее будущее, со слезами на глазах они ждут этих «обетованных небес». Несмотря на всю драму, происходящую на глазах… Рязанов оставил в своих героях веру, веру в светлое будущее, он не кинул зрителя один на один, но заставил задуматься. И при всем при этом они все же не просто стоят и ждут, а борятся за свою веру и право жить, даже в такое тяжелое время.
Подведём итог, Рязанов отразил свою душу в этом фильме, часть себя. Этим фильмом он дал своеобразный манифест Новому времени, пусть Мы и оказались на улице и наша страна в руинах, мы будем бороться и верить в будущее!
9 из 10
17 октября 2017
Замечательнейший фильм! А какой прекрасный актёрский состав. Вот когда собираются такие таланты во главе с гением, тогда и получается такое волшебное кино.
Каждый герой — это целая история. Про каждого можно написать отдельную книгу. Пройдя сложный путь, они оказались (как считается) на дне — на свалке. Но они остались Людьми (Человеками с большой буквы).
Они оказались «выше своей судьбы». Они поднялись в небеса обетованные твёрдо стоя на земле и твёрдо придерживаясь и веря в свои убеждения, которые человечнее всех законов, составленных когда-либо человеком. Уважение. Вот что они смогли сохранить в своей маленькой стране.
А их оппоненты… Кто ж из нас не без греха? И вот герои оказались жертвами «грехов» деятелей власти (тут можно привести цепочку, указать причинно-следственные связи и т. д. Так как все судьбы взаимосвязаны). Неужели в нашем мире свобода — это только красивое и сладкое слово? Неужели независимость бывает только в книжках и в мечтах? Почему Мы с вами создали такой мир? Самое важное в жизни — это, наверное, быть нужным. Они нужны друг другу. И они идут до последнего, отчаянно защищая себя, своего товарища, свой дом. Потому что это их последнее… Как та булочка, которую выслеживала Катя Иванова. И это сцена напомнила мне одну простую истину: нужно ценить то, что есть, каждую минутку своей жизни. Потому что ничего не постоянно. Сегодня есть, завтра есть, а послезавтра нет. Но делиться с ближним тоже нужно; от этого и булка слаще будет.
- Так, у меня есть вполне приличный костюм. Я в нём защищал диссертацию. Щас я его принесу.
— Да ты что, Соломон! Я же в него не влезу!
- Но я был тогда полнее.
— И выше!
— …И выше…
Выше? Выше? По какой такой лестнице он поднимался, что стал ниже того, кто приказывает переменить пути? По какой такой лестнице он поднимался, что стал ниже тех, кто «выполнял план по милосердию, любовь по разнарядке»?
Почему они страдают? Потому что они верят. В добро. В голубой снег. В честного человека. В Человека!
И люди прекрасной маленькой страны этой умирают за свою веру под печальные звуки скрипки. Они стоят плечом к плечу. В глазах страх и удивление. Но руки сжимаются в кулаки. Они ни за что не смирились. Они борются. Они будут бороться. И никакие танки их не остановят!
10 из 10
23 мая 2015
Можно представить, как восторженно встретили бы подобный фильм, если бы создан он был, например, в Италии. И сколько наград досталось бы создателям. Но несколько предвзятое отношение к России мешает зарубежной критике объективно оценивать наше кино. Да и недопонимание особенностей и проблем, типичных для нашей страны, не позволяет оценить «Небеса обетованные» по достоинству.
Эта лента — набор великолепных гротесков, трогательных, забавных, трагичных. Фильм заставляет добрее относиться к оказавшимся за бортом и сломленным жизнью. Кинопродукция (в первую очередь американская) нацеливает нас делать ставку на победителей. Но правда жизни такова, что часто для финансового успеха человек должен пойти по людям ногами. У персонажей в «Небесах обетованных» есть внутренние табу и запреты, мешающие обворовывать других, наживаться на чужом несчастье. Результат — перед нами компания неудачников. Кто-то из героев фильма пострадал от государственной машины, кто-то от равнодушия или жестокости близких. Сценаристка была бы лгуньей, если бы некоторые ее фрики не оказались на дне по причине собственного легкомыслия, недальновидности. Судьбы у них совершенно разные, но их объединила общая проблема: они не вписываются в современный социум. Но ведь это далеко не худшие представители человечества: не насильники, не убийцы. Негативное отношение к ним — показатель бесчеловечности современного общества. Эти люди много выстрадали, и да — после смерти их ждут небеса, но это не утешает. Альтман сознательно уходит от политики. Она сочувствует и «отмотавшему срок» диссиденту, и убежденной коммунистке. Общечеловеческое оказывается выше идеологий. Великолепны образы порядочного военного, хулиганки старухи. Сцена с надзирательницей, оскорбляющей заключенных во время прогулки, — просто шедевр. Метко, комично. И заставляет задуматься об отношении к людям, царящем в среде сотрудников нашей полиции.
Финал я рассматриваю не как обнадеживающий и усыпляющий нас обещанием небесного воздаяния, а как манифест с оценкой показанных нам людей. Они не попадут в Ад после смерти, они не совершили фатального зла за свою жизнь. Почему же мы выбросили их на свалку, словно закоренелых злодеев и преступников?
10 из 10
12 августа 2014
Многие фильмы Эльдара Рязанова заставляют на некоторое время после просмотра отключиться от всего происходящего и обдумать всё то, что произошло в картине. Данный фильм не является исключением.
Одна из самых замечательных работ, которая смогла совместить в себе и грусть, и тоску, и сострадание, и смех, и умиление.
Насколько грустно и неприятно в первые минуты наблюдать за положением бедных и нищих, которые живут на гроши, собранные на грязном тротуаре, которые живут в грязи и голоде… Но потом приходит понимание того, что эти люди в какой то мере счастливы. Они радуются тому, что у них есть, они радуются тому, что живут. Они есть друг у друга, всегда постоят друг за друга горой и никогда не предадут. Они добры, отзывчивы и бескорыстны.
При просмотре этой картины хочется закрыть глаза на всю неприятность происходящего в реальном мире того времени, так называемой «перестройки» и «милосердия», которое существует только, как говорится, для галочки. Хочется верить в инопланетян, верить в умение летать, верить в чудо…
И глядя в бескорыстные, полные надежды глаза героев, ты сам начинаешь верить, даже в тот момент, когда казалось бы всё уже потеряно, но даже тогда они не потеряли надежды…
И ты сам начинаешь надеяться, а вдруг что-нибудь изменится наконец в этой угнетающей, полной несправедливой жизни в нашем обществе…
Этот фильм дает понять, что всегда нужно бороться, даже когда кажется, что надежды уже нет. Он помогает верить в чудо
10 из 10
12 марта 2013
Каким бы не был пожилой человек во времена своей зрелости, с достижением определенных возрастных пределов его мысли и поступки становятся незамутненными многозначными перспективами. Шелуха суетных метаний давно слезла, к новым требованиям организм не адаптируется. Хорошо, если морозная осень застигает человека в свитом гнездышке, если есть друзья-родные и небольшая кубышка на нехитрые нужды. Но, бывает, поворот судьбы подтирает ластиком арсенал прожитых лет, и извилистая дорога жизни упирается в глухой тупик свалки.
Выброшенные на обочину живут именно там. Горстка ненужных людей смоделировала слепок общества, даже местного Президента выбрали, а целью вместо окончательно не построенного социализма выбрали путь в небеса, на которые вот-вот их должны забрать. Может, инопланетяне, может, какая другая Высшая сила. Но должны. Иначе для чего тогда биться с убежавшей вдаль жизнью за хлебные крошки.
Фильм «Небеса обетованные» — это ипостась старика. Его идею полные сил назовут старческой придурью, кто пожестче — вообще маразмом. Но, какие бы сейчас мы не были красивые, умные и здоровые, через несколько десятков лет практически любой из нас будет либо прятать свои сомнения за свечками в ближайшем храме, либо остервенело хаять эту несносную молодежь (мы ведь такими не были, ноги и живот не оголяли, а старших слушались и почитали), либо (что совсем грустно) старательно связывать концы с концами, пересчитывая копейки для покупки хлеба социальных сортов.
И это очень заметно в персонажах, за которыми мы все видим шлейф былых ролей. Вот бойкая секретарша Верочка сидит на ступеньках с картонкой для мелочи (Ахеджакова). Вот модистка из «Жестокого романса» не может вспомнить, как её зовут (Волкова). Неумолимый председатель гаражного кооператива пытается влезть в куцый пиджачок (Гафт). Всемогущий глава гестапо по старинке пробует командовать людьми в погонах (Броневой). Импозантный руководитель из заграницы робко играет на чужом фортепиано (Басилашвили). Но ещё больше наглядна проекция на роль самих известных артистов. Вячеславу Невинному суждено перед смертью потерять обе ноги, а Александру Белявскому, в кадре лихо разгонявшему бомжей, самому предстоит поставить последний автограф, шагнув из окна пятого этажа.
Когда-то Эльдар Рязанов открывал нашему кинематографу новые имена. В своей последней картине эры закатившего Советского Союза он закрыл эту главу. Дальше гениальный отечественный режиссер пойдет по творческой лестнице вниз, где у подножия остановится на дрянной «Карнавальной ночи 2». Будут уходить и другие: знаковый композитор Андрей Петров, аксакал камеры Леонид Калашников, плодовитый директор Валентин Черных. У каждого нашлись свои небеса. И, может быть, даже обетованные.
Картина получилась своего рода тестом на мировоззрение. Если действия стариков Вы можете понять и объяснить, значит, уже прошли рубикон жизненной мудрости. Если нет, то Вы в счастливой стадии затянувшейся юности. Как говаривал библейский Соломон: «Это тоже пройдёт»
19 сентября 2012
Согласно писанию, Бог сказал Моисею, что вызволит евреев из египетского плена и приведет их в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мёд». Обещание свое он выполнил и привел их в Палестину, «землю обетованную»…
Прежде чем написать эту рецензию, я решили проштудировать сайты Интернета и прочитать отзывы на фильм. Увидела много нелицеприятных реплик в адрес его создателей, и сильно расстроилась. Как можно критиковать «Небеса обетованные»! Критиковать, наверно, легче всего. Вот люди и не жалеют слов. Сама лично считаю, это самый лучший, самый сильный и самый острый фильм, какой только мог придумать гений Рязанова. Писали, что в трагедии юмор неуместен. Писали о плохой игре актёров. Даже было такое, что Рязанов выдохся и его работа «Небеса обетованные» — худшая из всех.
Под всем вышесказанным подписываться не собираюсь. Мало того, на этих нескольких листах белой бумаги буду яростно фильм защищать.
Картина «Небеса обетованные» родилась, когда советская эпоха подходила к концу. Гибель империи была неизбежна. Страна разваливалась на глазах. И никто не знал, что будет после. И мне кажется, Эльдар Александрович решил оставить потомкам наследство — фильм, рассказывающий правду о том смутном времени. Я не думаю, что он сильно приукрасил действительность. Все так и было на самом деле. СССР окончательно не стало в декабре 91 года, а картина увидела свет на два месяца раньше.
На окраине города свалка. Это пристанище для нищих. На самом деле обитатели помойки вовсе не бомжи, а интеллигентные люди. Еще вчера они были музыкантами, поэтами, артистами. А сегодня живут за чертой бедности. Художник Рязанов описал судьбу каждого в отдельности.
Актёры в фильме заняты первоклассные. Лия Ахеджакова сыграла опустившуюся художницу Амфимью Степановну (или по простому — Фима). Когда-то она жила на широкую ногу: пила только шампанское, разъезжала на такси. Но о красивой жизни пришлось забыть, когда сменилась власть. Несчастья, выпавшие на долю ее семьи, и беспечный характер привели Фиму на паперть. «Жертва коммунистического террора», как Амфимья сама себя называет, прогибаться под новый строй не собирается. Она по-прежнему вольный художник. Много пьёт. Говорит то, что думает. Она цинична и добра одновременно.
Самый мой любимый персонаж — брат Фимы, композитор Федя. Его бесподобно играет бесподобный Олег Басилашвили. Биографию Феди мы узнаем по случайно брошенным фразам. Когда-то он сидел в лагерях, обвиненный в шпионаже за то, что сыграл что-то иностранное. Сейчас смешно это слышать. За исполнение чужих композиций сегодня не сажают. Но ведь были времена, когда людей не жалели и отправляли в ссылки. У Феди нет своего жилья. Все имущество прокутила сестра. Он живет по чужим дачам, которые хозяева оставляют на зиму пустыми. Федор — персонаж слабохарактерный. Он влюбляется в пэтэушницу Жанночку, разряженную, как новогодняя елка и вульгарную, как заправская девка. Это любовь в итоге и приводить его к погибели.
Ольга Волкова в образе Мамули просто бесподобно. Я думаю, это лучшая работа актрисы. Она добрая, безотказная, преданная. Всех жалеет: партийных работников, шофёров, садовников и дворников. У самого Эльдара Александровича она ассоциируется и Россией-матушкой. Она накормит и напоит, слова дурного не скажет, и ни в чем не упрекнёт.
Каждый актёр в рязановском ансамбле достоин отдельного рассказа. Валентин Гафт, Наталья Гундарева, Вячеслав Невинный, Леонид Броневой, Роман Карцев, Светлана Немоляева, Людмила Иванова, Нина Русланова, Александр Пашутин, Михаил Филиппов, Сергей Арцибашев. Но в этой рецензии мне хочется уделить больше внимание самому фильму.
Помните эпизод, когда Президент, герой Валентина Гафта, размахивает «клешнями» и пытается взглядом мыслей наслать на докторшу радикулит. В 90-е с развалом страны стали появляться и желающие обворовать эту самую страну. Сомнительные личности выдавали себя за магов и волшебником, способных снять любую хворь, и избавить от всех болезней. Рязанов мастерски посмеялся над этим явлением пост советской эпохи.
Еще, на мой взгляд, Эльдар Александрович хорошо поиздевался над культурой поведения русского народа в целом. Помните сцену на мосту, где Президент разговаривает с Федей. Рядом ходят люди, все они толкаются, выкрикивают нелицеприятные слова, порой не отказываются и от красного словца. Это только в России такое возможно. В других странах обязательно скажут «извините».
Еще мне хочется поговорить, как мастерски авторы обыгрывают положение с нехваткой рабочих мест. «Придется в лапу давать, чтобы получить место», — говорит героиня Лии Ахеджаковой. Только тогда это не сильно афишировалось, а сегодня уже не скрывают, чтобы хорошо сидеть в глубоком кресле, надо хорошо сначала заплатить.
У власти — вчерашние воры, криминальные авторитеты. Помните, герой Валентина Гафта говорит: «Сегодня многие, кто сидел, вышли в президенты.
А кто сейчас президент, еще сядут».
Еще один приём, чтобы высмеять власть — говорящие имена героев. Этот прием известен еще со времен Островского и Гоголя. В фильме злую собаку зовут Лаврентий Павлович. В сознании простого люда имя партийного руководителями Берии всегда ассоциировалось с тиранией и государственным насилием.
Главная проблема советской экономики — нехватка и дефицит товаров дошла до точки кипения. И в конце 90-х и в рязановских «Небесах обетованных». С прилавков исчезло все, кроме хлеба. По всей стране начала действовать система талонов. И это очень хорошо высмеивает мастер в эпизоде, когда две героини фильма приходят в Дом милосердия. Там, как тиражируют все средства массовой информации, их должны бесплатно напоить и накормить. Но у несчастных женщин требуют талоны. Когда талонов не оказывается, их нагло выставляют за дверь. Вот так «пахло» милосердие после развала Союза.
Давно известно, что Эльдар Александрович сам пишет стихи. А потом под музыку композитора Андрея Петрова на свет появляются маленькие шедевры. Раньше Рязанову было стыдно за свое творчество, и он скрывал сей факт написания. Сначала прятался под женскими именами, потом именами английских поэтов. Но к моменту рождения «Небес обетованных» Эльдар Александрович уже ничего ни от кого не скрывал. Его романс, исполненный Еленой Камбуровой, «Господи не охнуть, не вздохнуть…» нужно слушать в тишине, дома, сидя у горящего камина. И внимательно вслушиваться в каждое слово. Попробуйте…
Кульминация картины — самая последняя сцена. Это своеобразный ход, когда в конце фильма паровоз с нищими летит небеса обетованные. Они летят туда, где нет лжи, предательства, коммунизма. Грустный конец. Интеллигенция умирает, а боевики остаются…
Вообще мне кажется, «Небеса обетованные» — один из таких фильмов, который можно смотреть миллион раз. И каждый раз он будет новым и интересным.
(июнь 2011)
5 августа 2012
Давно хочу написать об этом фильме и все не могу сделать переход от мыслей к словам. Он очень для меня важный, личный, а как о таком скажешь? И я, как правило, молчу. Но не на этот раз.
Есть Россия. Все знают, что это такое и как в ней жить. Поэтому ничего удивительного в том, что люди живут на свалке, нет. То, что среди них есть очень умные, талантливые, благородные, тоже вполне объяснимо. Интеллигент с помойки — это еще чуть-чуть и шаблон. Другое дело, что в преддевяностые годы это стало страшной реальностью, масштабом побольше, чем во времена Довлатова.
Вообще весь фильм — калейдоскоп ассоциаций с мировой литературой. Не Двор ли Чудес эта свалка? Разве не судьбу Лира повторяет старуха мать, и разве не она же в молодости повторила судьбу мопассановской служанки, которую передали другому хозяину, как столовый сервиз? А мелодия, приманившая инопланетян, не та ли, что играл еврей в чеховской «Скрипке Ротшильда»?
Я думаю, что все они умерли. Если б это был не Рязанов, а Лопушанский, то голубой снег был бы просто химическим оружием, ядом для этих мешающих застройке бомжей. Но даже добряк Рязанов не смог меня убедить принять финал таким, как он показан.
Старый, отслуживший свое локомотив — грустный памятник всем ненужным людям, их мечтам, идеалам, надеждам. Он стоит, заросший сорняками, и покорно принимает заботу старика-машиниста, который верит в него, а потому — не запускает. Он и повезет души умерших людей к звездам, на небеса обетованные. Поэтому я и плачу. Ведь в том, что «жизнь — тропинка от рождения к смерти» — в этом все против человека, все уничтожено сразу и заранее.
Нет смысла рассказывать, как играли Гафт, Ахеджакова и другие актеры, как пела Елена Камбурова, как, в конце концов, работал сам Рязанов. Лучше посмотреть. И очень хорошо посмотреть именно сейчас. Спустя двадцать лет слова героев картины звучат по-новому актуально. А может, и по-старому. По большому счету ничего не изменилось. Но обращение отставного военного к милиции, с дубинками в руках прущей на беззащитных, ничем не защищенных людей, бьющей женщин, унижающей права человека, к этой бездумной силе — это поразительно перекликается с тем, что происходит сейчас на митингах, шествиях и других акциях протеста.
25 июня 2012
На мой взгляд, «Небеса обетованные» очень личный фильм Рязанова. Тяга показать жизнь интеллигентного человека в новой системе чужеродных ценностей проходит красной нитью в его поздних картинах. А в этом фильме наиболее явно просматривается ее трагическая сторона.
На экране мы видим историю группы бомжей, живущих на свалке. В этом небольшом коллективе есть свой выборный Президент, милиционер, есть свои законы, есть свои способы заработка, американская угроза (покупка земли американским бизнесменом) и даже остро стоит квартирный вопрос. Иначе говоря, с помощью преуменьшения авторы фильма показали этим коллективом наше с вами государство тех лет.
Весь фильм пронизан абсурдными ситуациями, искрометными диалогами, сумасшедшим гротеском и огромным количеством метафор не для всех. Однако былая рязановская легкость пропала. Ее раздавило под грузом ответственности за свою страну и за весь бардак, что происходит в ней. Спасибо хоть, что надежду на спасение героям авторы все-таки подарили. Но она какая-то грустная. Весь фильм люди ждут того, что прилетят инопланетяне и заберут их. Даже параллельно приторговывают местами. Здесь же, на Земле все плохо, плохо, плохо.
Шедевра не получилось, потому что порой, в течение фильма не совсем успеваешь переключиться со смешного на серьезное. Да и слишком черная картинка получилась. Дескать, ну совсем конец России. Только и надежда, что на инопланетян…
Это все тот же Рязанов из «Гаража», но попытавшийся пригласить туда «Дорогую Елену Сергеевну», которая чувствует себя не в своей тарелке.
7 из 10
27 октября 2011
Я не люблю трагикомедии. Если взялись снимать драму (тем более социальную), то юмор здесь, как минимум, не уместен. С самых первых кадров, где Президент рассказывает о контакте с инопланетными существами, мне уже хотелось выключить этот фильм. Но я все-таки досмотрел его до конца.
Сюжет должен был получиться весьма трогательным. Люди с образованием скитаются по помойкам и просят милостыню на улице. Раньше у них было все, а теперь даже свое пристанище им приходится отвоевывать у властей, которые собираются сдать эту землю в аренду иностранцам. У каждого из них своя судьба и свой путь, который привел к такому плачевному существованию.
Но сопереживать таким героям совсем не хочется. Наши обездоленные сетуют на голод и холод, но при этом всегда находят деньги на очередную бутылку. Отсюда и вывод, что не судьба их выкинула на улицу, а они променяли ее на алкоголь. Из всех актеров мне понравилась только Лия Ахеджакова. Она мастерски собирала дань с прохожих. Жалко было сначала Катю Иванову, которую сын побил и выгнал на улицу. Но после ее рассказов о том, как она жалела всех мужчин и после этого рожала от них детей, ее образ уже не вызывал во мне сострадания.
А уж про полеты в небеса на своем паровозе я вообще молчу. Хотелось бы больше реализма. Если и смотреть этот фильм, то только ради Ахеджаковой. Остальное мне не понравилось.
3 из 10
16 апреля 2011
Очень сложные противоречивые чувства рождает фильм… Конечно, трагикомедия вообще очень сложный жанр…
Рязанов сочетает не сочетаемое — смех и поведение благополучного человека с явно трагичными явлениями, «больным» поведением, и «больным» обществом.. Это сочетание с одной стороны режет глаз и раздражает, а с другой, наоборот, усиливает интерес к фильму.
Много гротеска и аллегории.. особенно в конце…
Рязанов снимает в своей манере, но уже не в свою эпоху, а в новую для него эпоху, и хотя этот стиль для такого повествования не уместен, но видимо автор хотел, очень сильно хотел внимание привлечь к этой больной для всего общества теме… теме людей, выброшенных по той или иной причине на «помойку» этой жизни и об отношении к ним. Эти отверженные — сообщество простодушных «маленьких» людей с большой наивной душой, чувствами и волей к жизни…
Это «фильм — крик»
Если оценивать фильм как произведение кинематографа, то можно много спорить и рассуждать как в его пользу так и нет… А я не берусь оценивать фильм таким образом.. Скажу только, что как бы кто не судил, прекрасные актеры, играющие в фильме не дадут никому оценить фильм совсем низко. Смотреть на игру актёров — большое удовольствие (хоть их игра и не «спасает», увы, сам фильм от отрицательных оценок).
А если оценивать картину чувствами, душой — тут совсем другая оценка будет… Фильм заставляет задуматься. Он как зеркало той эпохи и он открывает глаза на то, на что обычно не хочется смотреть, на что смотришь, но не видишь… Заставляет задуматься над многим.
Думаю суть фильма как раз в том, чтобы заставить наше общество задуматься над тем, что происходит с нашим народом… Те люди, которые жили и добросовестно трудились на благо родины, отдавали свои силы, строя и созидая, оказываются выброшенными на произвол судьбы.. Они за всю свою жизнь привыкли к тому, что государство защищало и заботилось о них, как вдруг — государству нет до них дела… В таких условиях выживают молодые, сильные, умные, хитрые, равнодушные и пробивные… Но конечно не эти старики…
Печально то, что в современном нашем обществе не так уж много чего изменилось в лучшую сторону… Люди пенсионного возраста, люди советской эпохи и психологии, совершенно не приспособленные к нынешним волчьим реалиям и законам выживания, влочат по большей части жалкое существование и каждый из них зависит от того насколько ему повезет…
Так что в судьбе этой группы выброшенных людей можно проследить судьбу целого поколения, доживающего свой век в нынешней России…
Но есть еще один смысл в фильме — автор показывает нам не только судьбу и характеры отверженных героев но и их ДУШИ, чистые, добрые, светлые, утонченные… Не смотря на внешний облик героев, их грубость и неряшливость, эта душевная чистота в них хорошо видна. И особенно горько то, что эта чистота не замечается и отвергаются нашим обществом, душа которого, опьянённая вседозволенностью под маской свободы всё более черствеет и грязнеет…
PS: В господстве диких прав совесть звереет. Каждый из нас, живущих в новую эпоху демократии должен взращивать и культивировать в себе свою совесть, чтобы оно было мерилом его жизни и новым ограничителем в условиях нашей демократичной «свободы». Общество ещё долго будет учится различать добро от зла и растить свою душу до уровня души этих героев фильма, которых оно посчитало отбросом и от которых безразлично отвернулось…
21 февраля 2011
С самых первых кадров фильма (Президент, рассказывающий об инопланетянах) и до последних минут меня не покидало ощущение, что наивного зрителя просто дурачат. Я понимаю, что гротеск и аллегория — важнейшие изобразительные средства, но в «Небесах обетованных» и с тем и с другим создатели явно перегнули палку, отчего создалось впечатление дешевого, примитивного фарса. «Совместное предприятие по производству противозачаточных средств», «актриса автономных республик», тронутая маманя, которая совершенно не видит, что ее сын — опустившийся алкаш, не менее тронутая тетушка невесты. Сплошная глупость… Как тут не вспомнить тончайшую аллегорию-антиутопию «Город Зеро» — в самых нелепых, самых абсурдных ситуациях отражена наша повседневная жизнь, и мы узнаем… Мы вспоминаем, что и сами попадали в такие ситуации. При всей нереальности, фантасмагоричности происходящего. Вот и получается, что совершенно фантастичный «Город Зеро» куда ближе к реальности, чем социальная драма Рязанова с претензиями на правдоподобие.
Ладно, покажите мне жизнь деклассированного элемента, покажите людей, которых страна выкинула на обочину, но сделайте это так, чтобы изображаемое на экране было похоже на правду, чтобы героям можно было сопереживать… А кому сопереживать здесь? Побирушке Ахеджаковой, выманивающей у школьников данные родителями деньги, с тем, чтобы прокутить их в кафе? Да никогда интеллигентная женщина (художница, творческая элита) не станет разговаривать на улично-площадном языке, она и в падении сумеет сохранить достоинство. Впрочем, какое достоинство? Ни одна героиня Ахеджаковой сроду его не имела, унижение — ее всегдашний конек. А обсценная лексика, звучащая из ее уст — вообще особый разговор. Ни для кого не секрет, что в фильмах жанра «социальная драма» бранных слов и выражений избежать трудно, но никогда еще я не слышала, чтобы эти слова произносились с таким удовольствием, с таким смаком, как это делает эта тетенька, как будто бы она находит в этой грубости и грязи особое наслаждение.
Могла бы вызвать сочувствие выкинутая на улицу Катя Иванова, да уж очень неубедительно показана и сыграна ее история. С «жертвами политических репрессий» Гафтом и Басилашвили то же самое, но уж кого-кого, а их никак нельзя обвинить в том, что они плохо сыграли. Они сделали все, что зависело от них, и за дырки в сценарии ответственности (глупая свадьба героя Басилашвили с героиней Щукиной) не несут. Не знаю, какие чувства испытывали они сами, снимаясь в таком низкопробном действе, но ровно через год Гафта ждала его лучшая, чистая и благородная роль — полковник Виноградов («Анкор, еще анкор»), роль, за которую можно простить любой «плевок в вечность».
Более цельным (и даже светлым каким-то) получился Соломон — персонаж Романа Карцева, некоторые проблески здравого смысла встречаются у отставника из КПЗ. Симпатию вызывает старушка (бывшая подруга Фимы), которая осуждает ее отвратительное поведение. Нина Русланова очень мила и обаятельна, но ей досталась глупая роль. Обидно и противно за замечательных актрис Щукину и Гундареву, изображающих отъявленное быдло. Кстати, о нем, о быдле. Есть такое весьма емкое и конкретное слово — быдлореализм, то есть, изображение моральной деградации без какой-либо дополнительной смысловой нагрузки. И «Небеса обетованные» — быдлореализм в чистом виде, ведь практически все герои (за редкими исключениями) — либо моральные уроды, либо больные на голову. Да и со смысловой нагрузкой здесь туго обстоит дело. Какова главная мысль фильма? Что в СССР тоже есть бомжи? Или что вся передовая интеллигенция живет на помойке? Глупо, товарищи. И противно. Грязи здесь гораздо больше, чем смысла.
Один из немногих светлых моментов — пронзительный романс «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть». Но его лучше слушать отдельно от фильма, в несравненном исполнении Елены Камбуровой.
1 из 10
23 января 2011
Много подобных фильмов снимали в то время. 90% подходило под определение «чернуха». Замечательные актеры, замечательный режиссер. Но, какой смысл небес обетованных?
Тяжелое безрадостное время, полное уныния. Люди, которых еще советская власть выбросила на помойку, по обыкновению всех групп, отрезанных от общества, организуют свой мирок. У них своя власть, свои законы, свои идеи и мечты. Проходит время, кто-то умирает, приходят новые люди в это сообщество отверженных, те, кого уже новая власть выкинула на помойку.
Но, нет здесь еще молодых, все судьбы жителей помойки — судьбы людей, которые строили страну, воевали как на фронте, так и в тылу, выступали за свободу, еще при «тех».
И, вот, этот маленький мирок — судьба стариков, которых государство бросило на произвол судьбы, у которых отобрали их дома, их историю, их прошлое. Это они создали родину — ее просторы, заводы и поля, они отстояли их в войнах, они думали и говорили, когда другие молчали и прятались.
Но даже советская власть дает старикам возможность дожить спокойно свой безрадостный век, в их нищей свободе. Новым хозяевам — умным, образованным, сытым, равнодушным, нужна даже эта помойка, им нужно все.
Старикам, которые уже и не люди, которые мешают в планах новых хозяев жизни, вежливо предлагают переехать… слово концлагерь лучше всего подходит, может еще — резервация. Не важно как называется, важен смысл, который вкладывается.
И вот самая сильная сцена фильма.
По всем правилам боя — первыми идут (как не называй трактора) все равно танки, проламывая оборону… врага. Затем бряцая по щитам дубинками (еще старого образца, в народе прозванными демократизаторами) наступают плечом к плечу, идут те, у кого основной заповедью является защита жизни, здоровья, прав граждан, интересов общества и государства. Идут защищать жизнь, здоровье и права людей. Нет у тех, кто не нужен новым хозяевам, кто уже не сможет как раб работать на новых хозяев, даже клочка обычной помойки.
И только старый паровоз, как бронепоезд вперед летит с теми, кто смог выбраться.
Зачем мечтать о добрых инопланетянах, о боге, о высших существах, которые в милости своей захотят спасти и вознести на небеса тех, кому нет места на земле. Тех, мимо кого люди проходят каждый день стараясь не замечать, тех у кого когда-то была нормальная жизнь, дом. Тех, кто когда-то маленький сидел в чистой рубашечке на коленях у мамы, а рядом стоял папа и улыбаясь говорил: «Вот вырастешь будешь…»
Не будет красивого снега (зачем оправдывать себя сказками), а, будет взрыв, когда разлетится котел паровоза. И, останки людей и машины, сгребут бульдозерами в братскую могилу, и на всем этом поставят завод по производству презервативов.
Спасибо талантам, что показали идею, которая страшнее любой чернухи. Спасибо людям, которые воспринимают мир какой он есть, но дают остальным возможность помечтать, что кто-то спустится, и воля его будет на земле, как и на небесах.
Две тысячи лет назад, сомкнутым строем, грохоча о широкие щиты железными мечами, шли на аренах цирков римские воины, чтоб убивать первых христиан. А, те, сбившись плотной кучкой, возносили к богу молитвы, готовившись вознестись на небеса обетованные, или надеялись на чудо?
1 июня 2009
Сколь много еще предстоит мне узнать о жизни, когда каждый день, и, даже ночь, взгляд на мир ломается, окрашивается в иные тона, порой вообще исчезает, как неопределенное множество скованных в беспорядочную массу идей. Но, уже та малая толика знаний, чем владею я в сей момент, позволила мне без всякой мысли, одним лишь душевным стержнем увидеть то, что я видел каждый день в людях, и то, чего не видел, или не хотел видеть, а может, просто был слеп в тот момент. Этот фильм открыл мне глаза там, где я их закрывал, позволил лучше видеть там, где я смотрел и дал зрение в той темноте, где я не имел сил видеть. И самое сильное, приятное чувство после просмотра было укреплением мечты о еще живом духе в людях. Укреплением в самую живую мысль!
Я не стал оценивать режиссерскую работу с точки зрения зрителя-кинокритика. Не стал делить картину на плюсы и минусы. Нет! Зачем это? Я жадно выискивал в ней СВОЕ, то, чем должен был насытить меня фильм! Кто ищет, тот находит, но я не всегда являюсь хорошим сыщиком, к чему бы это не относилось, однако в этот раз я завершил свой поиск прекрасной находкой целого клада человеческих ценностей, которые гнетуться злом в чистом виде… Стоп! Такого не бывает. Зло прикрыто всегда оболочкой, формой. Самая надежная форма — человеческая плоть. Вот где разгуляться можно! На завтрак оно придумало пустые посылы лучшей жизни, за обедом каждый оборот вокруг Земли мы жрем политику ни чем от нас не отличающихся, на десерт вкушаем религию — приятного аппетита!
А чистое, жизненное содержание в силу природы нашей вынуждено скитаться размытым пятнышком, без крепкой формы. И, когда оно обретает образ в маленьких, забытых миром людях, мы идем и обороняемся от этого своим равнодушием. А правда глазки режет! Хочешь, не хочешь, а будешь видеть это. Человек создал общество, но не создал в нем понимания. Тогда за жизнь борются те изгои, те отвратно выглядящие бездомные, не замечаемые крупицы народа. А ведь это отражение общества! Зеркало его души, которая скрыта хорошенько под цветастой оболочкой.
Фильм прекрасен свои полетом души, обгоняющим мысль о том, что человечество забыло свои истинные ценности. Когда мысль догоняет дух, то мы видим многие и многие конкретные примеры: бедствующая интеллигенция, ушедшие и потерявшие себя в науке и творчестве, даже те, кто был гниющей частичкой общества, но, в один «прекрасный» миг отвалился, как ненужный орган. Печально, но это свойственный ход развития мощной цивилизации, прогресса идеалов. Может так и надо? Зачем жить в форме, когда нет содержания? Зачем? Форма уходит, растворяется… Содержание живет и будет жить в любой ситуации! Вот вам широкая свалка, разбитые фургоны и старый локомотив — ужасная форма! А чем наполнена? Просто золотом человеческой души! Мне кажется, тут идет и мощная мысль и цепкая ирония, как удар по ошибкам прошлым. Вам тут и «президент» есть, и музыканты, свой транспорт, зоопарк бездомных псов… Какое точное описание настоящей сущности внешнего мира! А за этим скрывается непрошенная истина:
Бог! Где он? Он внутри этих стеклышек зеркала! Это любовь и поиск себя. И даже называть это чем-то, вроде заезженного слова «Бог», так порнографично! Пока масса надеется на прощение за свои делишки и ждет лестницы золотой с облачка, где их ожидает бородатый великан, маленькие замерзшие семена из нее видят, как те уже горят в Аду (на земле их «Ад», на земле…), созданным ими же. И вот эти крупицы ждут, когда нечто заберет их в мир лучший. Они уже потеряли веру, что мир сам к ним придет. Туда можно только попасть. Но как? Когда он уже внутри них, огромный, чистый? Потрясающе! Они хотят, чтобы он через них пришел и заменил наш мир!
И ведь не каждая из этих крупинок человечества идет до конца. Реалии все больше заставляют их сдаться и уйти в тень, самим стать тенью. И, бывает, что идут они не тем методом, путем насилия, путем того же «общества»… Такому все равно нет оправдания. Фильм же будем считать наилучшей романтичной и светлой трактовкой такой ситуации.
Вот только надо ли нам сие? А это — открытый вопрос! И надо еще не забыть, что не на каждый вопрос можно найти ответ.
В результате хочу сказать, что только русская душа может преподнести такое блюдо, где аллегория тесно связана с суровой реальностью (кто-то отстраняется от этого, называя «чернухой») и самоиронией; где фантастический невозможный прием плавно перетекает в задушевную песню, а та, в свою очередь, заканчивается боем. Хочу выразить огромную благодарность создателям картины, но не могу сделать это в словах, ибо фильм вышел одним большим чувством, и выражаю я свое почтение одним большим молчаливым «спасибо», исходящее изнутри.
Пусть уже на Земле мы найдем Небеса и сделаем их обетованными…
P.S. Отдельное спасибо создателям за создание творческого персонажа — Соломона.
10 января 2009
Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. Википедия
Социальная лестница — неизменный атрибут любого цивилизованного общества, мерило человеческого общения и влияния, порождающая классовую борьбу, бунты и революции.
Еще вчера ты стоял у подножья горы, в предвкушении великого и грандиозного, вынашивая в своей голове гениальный план, как добиться всего в этом жестоком и удивительно «упругом» социуме, а сегодня ты уже на вершине мира, упиваясь свободой и видимым благополучием, победив систему и став во главе неё! Но завтра… Завтра эта самая система загонит тебя на самое дно своей жизненной составляющей, лишая вмиг всех званий, привилегий и наград, практически сравнивая с землёй, безжалостно отнимая всё то, что нажито долгим и непосильным трудом, и превращая тебя в «отбросы общества», заставляя опуститься ниже собственного достоинства и влачить свое жалкое существование, живя на помойке с вечно протянутой рукой!
1991 год. Огромная социалистическая держава, пережившая на своём веку немало великих побед и горьких поражений, но не сжившаяся со своей собственной партийно-номенклатурной идеей, как червь, разъедающая систему изнутри, бесповоротно шла к своему грандиозному упадку и неизбежному развалу. Впереди её ещё ждали долгие годы полного хаоса и беспорядка, тяжёлые времена застоя в промышленности и культуре, расцвета криминала и предела сфер влияния, раздача за бесценок бывшим комсомольским и партийным вожакам промышленного достояния и национальных богатств. Её ждали те самые, трагические и навечно врезавшиеся в память танковые залпы по Белому Дому, охваченному огнём, в котором горело её прошлое и зарождалось будущее, и кровавый октябрь 93-го, проведённый в бессонных ночах защиты того самого Белого Дома, ставшего последним оплотом демократии и независимости. Но всё это было впереди, а тогда…
Когда, не побоюсь этого слова, великий советский кинорежиссёр Эльдар Рязанов, подаривший миру такие замечательные картины, как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или с лёгким паром», «Гараж» садился писать сценарий к «Небесам обетованным», он, наверное, и не мог предположить, что его фильм станет своего рода пророческой аллегорией ко всем событиям, развернувшимся в год его выхода на экраны, и к неизбежным последствиям для страны в целом. Он не мог предположить, что жалкие и бездомные бомжи станут едва ли не главным олицетворением зарождающихся грандиозных перемен в душах и умах населения и правительства, а танки в конце фильма наглядно отразят собой витавшее и носившееся в воздухе неумолимое предвидение путча.
Картина была снята в годы предсмертной агонии советской власти и наглядно демонстрирует весь абсурд и маразм той эпохи, не оставляющей за собой практически никакой ценности, кроме того самого среднего класса интиллигенции, состоящего из учителей, врачей, младших и старших научных сотрудников, бухгалтеров и служащих. Той самой прослойки общества, как выразился один небезизвестный человек, питающейся кефиром, но читающей умные книжки, и, собственно, выброшенные этой самой системой на городскую свалку — последнее прибежище и светлую надежду, пусть и сугубо утопическую, доведённых до состояния полной безисходности, но находящие в себе силы, чтобы не только существовать, побираясь на улице и в бесплатных столовках для нищих, но и жить, в полном смысле этого слова, чувствуя крепкое и надёжное плечо рядом стоящего, и находя во всём этом свой глубокий жизненный смысл и место и время для скромных жизненных радостей.
Режиссёр в этом фильме не стал испытывать судьбу и пригласил для участия в нем старый добрый актерский ансамбль, сложившийся ещё со времён «Служебного романа» и «Гаража» в составе блистательных Лии Ахеджаковой, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Светланы Немоляевой и целой плеяды замечательных актеров, занятых в образах второго плана, и не требующих особого представления, прекрасно чувствующих друг друга на площадке, с полуслова понимающих нужную интонацию дирижёра и художественного руководителя этого великолепного оркестра — Эльдара Рязанова. Все образы до единого были сыграны в фильме на пределе таланта и эмоций, являя собой самое лучшее олицетворение классических советских школ актерского мастерства, во многом оказав немалое влияние на его дальнейшую судьбу.
Вышедший на экраны в 1991 году, фильм был в штыки воспринят широким зрителем, за долгие годы привыкшим к совершенно другому Рязанову, несущему в своих произведениях, несмотря на непременную толику «обнажающей» сатиры, необыкновенный жизненный позитив и эмоции. И именно поэтому «избалованный» кинолюбитель был совершенно не готов понять и принять это произведение, ставшее, на мой взгляд, своеобразным пиком гласности в позднесоветском кинематографе, открыто и справедливо обличающее все минусы существовавшего строя. Протестанты и завистники именовали фильм настоящей чернухой, не несущего в себе ничего нового, а лишь усиливающего все те упаднические настроения, витавшие в воздухе в предчувствии великой бури, ознаменующей собой настоящую революцию. Однако настоящие ценители и почитатели такого узнаваемого, ожидаемого и одновременно непредсказуемого творчества режиссера, с чьим именем связана целая эпоха в кинематографе, бесспорно считают этот фильм одним из самых лучших и откровенных произведений мастера своего дела, при всех его действительных и мнимых недостатках, поразительно точно чувствующего и передающего дух времени, не боящегося в своих творениях сочетать несочетаемое, ставя в один ряд плечом к плечу смех и слёзы, радость и печаль, грустное и смешное, прекрасное и ужасное, реальность и сказку. Настоящая, правдивая и, бесспорно, одна из самых сильных в эстетическом и эмоциональном плане трагикомедия, не пытающаяся скрыть истинное положение вещей за скучностью и однообразием штампов и стереотипов.
В итоге получился, пожалуй, самый сложный, спорный и многогранный фильм гениального Эльдара Рязанова, названный некоторыми представителями сословия «кинопотребителей» началом эпохи заката творчества великого режиссёра, но, несмотря на это, ставший настоящим кассовым хитом своего года, и получивший рекордное количество статуэток «Ника», в том числе и в номинации «Лучший фильм 1991 года», оставивший после первого просмотра в далеких 90-х весьма странные и неоднозначные впечатления, но с годами все больше и сильнее развивающейся ностальгии и тоске по прошлому и былому, с каждым новым просмотром открывающий в себе всё новые грани понимания и осмысления этого театра абсурда, ставшего, своего рода, переломом в карьере известного режиссера, уже никогда после этого не возвращающегося ко своим старым и излюбленным методам и приемам в кино.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть
Дни летят в метельной круговерти
Жизнь — тропинка от рожденья к смерти
Смутный, скрытый, одинокий путь…
Господи! Ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоем
Как нам одолеть большую зиму
Одолеть ее необходимо
Чтобы вновь весной услышать гром
Господи! Спасибо, что живём!
Мы выходим вместе в снегопад
И четыре оттиска за нами
Отпечатанные башмаками
Неотвязно следуя, следят…
Господи, как ты метели рад!
Где же мои первые следы?
Занесло печальную дорогу
Заметет остаток понемногу
Милостью отзывчивой судьбы
Господи! Спасибо за подмогу!
Эльдар Рязанов.
17 мая 2008