Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Миссия акулы |
английское название: |
Mission of the Shark: The Saga of the U.S.S. Indianapolis |
год: | 1991 |
страна: |
США
|
режиссер: | Роберт Исков |
сценарий: | Алан Шарп |
продюсеры: | John Ferzacca, Майкл О. Галлант, Ричард Мэйнард, Чарльз В. Фрайс |
видеооператор: | Джеймс Пергола |
композитор: | Крэйг Сэфэн |
художники: | Уорд Престон, William Loger, Элис Персонс |
монтаж: | Сьюзэн Б. Броуди |
жанры: | боевик, драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 сентября 1991 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Стандартный голливудский фильм базируется на весьма нехитрой схеме: это некая недостача, которая возникает в жизни героя, и которую ему надо как-то компенсировать и преодолеть. Не стоит думать, что американские сценаристы спят с томиком «Морфологии волшебной сказки» Проппа под подушкой. Видимо, это глубоко национальная черта, которая управляет интерпретацией даже исторических фактов. Иными словами, пресловутый «американский дух» вторгается и меняет контуры и логику любой ситуации, особенно сложившейся крайне неудачной.
Роберт Исков снял фильм о самой крупной морской потери Соединенных Штатов в ходе Второй Мировой войны. Это торпедирование крейсера «Индианаполис» и дальнейшая судьба его экипажа, понесшего тяжелейшие потери (почти 900 человек погибло по разным причинам).
Логика «Большого Преодоления» меняет любой сюжет, примерно как в свое время классицисты «исправляли» Шекспира, стремясь, по своему мнению, к совершенству. В удачно снятых фильмах это стремление не всегда заметно, но в «Миссии акулы» просто лезет в глаза. Зачем-то фокус сошелся на персоне капитана корабля, весьма инертного на самом деле персонажа, допустившего ключевую ошибку и не отдавшего приказ о ночном маневрировании судна, из-за чего оно стало абсолютно доступной мишенью. В дальнейших событиях капитан тоже почти ничего не делает. Впрочем, все остальные тоже мало чем заняты. На суше всем абсолютно все равно, куда делся не катер для ловли трески, а большое по тогдашним меркам судно. Экипаж три дня и три ночи болтается в море, пока его случайно замечают и почти случайно спасают. То есть происходит халатность за халатностью, но в фильме это как-то бесстрастно изображается. Впрочем, морякам в открытом море тоже живется вполне неплохо, ведь так же лишь намеками показано, что они страдают. Но страдают скорее всего за кадром: ни тебе мук жажды, ни простейшей изможденности, физическая форма у большинства очень неплоха (почти все матросы успели после взрыва их судна взять с собой бритвенные принадлежности, иначе как объяснить их готовность к селфи, если бы таковые тогда были). Вдумаемся, в реальности в воде оказалось 880 человек, а спасено было чуть больше 300. То есть матросы гибли и гибли от ран, усталости, акул и пр. в то время как их капитан где-то преспокойно плавал себе, ожидая спасения. В фильме же в воде показывают максимум несколько десятков человек, большинство из которых доживает до финальных титров.
Сценарий очень неуклюж: сцены суда, которые хоть как-то должны реабилитировать капитана, просто вбивают последние гвозди в крышку логического «гроба». Не буду вдаваться в подробности из-за опасности спойлеров, просто повторюсь, что из-за цепи халатностей одна больше другой (видимо, американцы решили, что японцы уже не в силах сопротивляться, что командир японской субмарины успешно перечеркнул) и происходит катастрофа, которая попросту не может быть реабилитирована по указанным причинам. Однако сценариста и режиссера это не останавливает. Кинотерапия — это святое, поэтому на выходе мы и получаем в меру неказистый телефильм о стандартном «оверкаме» американской нации.
11 марта 2016