Людоед
6.8
5.6
1991, драма
СССР, 2 ч 48 мин
12+

В ролях: Олег Гущин, Владимир Талашко, Герман Качин, Николай Рябычин, Алексей Шемес
и другие
Казахстан. 1954 год. Медные рудники. Лагеря с заключенными, которые на этих копях надрываются... Жестокость и садизм офицеров-кагэбешников, которые этих заключенных охраняют... В центре сюжета - восстание, которое наивные «зэки» поднимают, протестуя против бесчеловечного обращения с ними, против изнурительного рабочего дня, против голодного существования... С помощью бунта они хотят что-то изменить в своей рабской жизни. Такие идеалистические требования политзаключенных вызывают вполне закономерную реакцию властей: жестокое подавление восстания и последующий террор, который обрушивает администрация на непокорных, даже и не помышлявших замахнуться на саму систему...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Людоед

год: 1991
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Раймонд Ритумс
художник: Виктор Леднёв
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 48 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Людоед», 1991

В СССР одна пололвина жрала людей, вторую жрали

Как известно, конец 1980-начало 1990-ых гг. ознаменовался появлением в советском/российском кинематографе такого жанра как «чернуха» когда начали показывать нелицеприятные страницы из жизни советского общества. К сожалению, практически всегда это перерастало в желание обгадить СССР. И вот одним из самых знаменитых образцов данного жанра является фильм «Людоед» 1991г.

Фильм рассказывает нам о трагичном эпизоде советской истории — Кенгирское восстание заключённых Степного лагеря в Казахстане, в мае-июне 1954г. Об этом восстании ещё писал Солженицын в главе «40 дней Кенгира» из «Архипелаг Гулага»

Главная особенность фильма, он снят через плотно-жёлтый фильтр. Забавная история, что фильм из-за этого не приняли на Каннском и Берлинском кинофестивалях, подумав, что фильм бракованный. Лучше бы оно действительно так было! Сам режиссёр говорил, что сделано это чтобы придать документальный оттенок фильму и если бы фильм не был таким мутным и моно было бы разглядеть лица персонажей, то я согласился бы. А так больше ощущение, что оператор заразил камеру желтухой.

Через этот жёлтый фильтр нам показывают суровые будни охранников и заключённых Степлага. И я неспроста упомянул Солженицына. У меня сложилось впечатление, что фильм снимали по его книге. Например, вначале охранники сетуют, что их лишили надбавок в зарплате и вообще грядут сокращения. Юмор в том, что их диалог — это буквальное чтение первых строк главы «40 дней Кенгира». Я уже ощущаю грядущий запах неполживости.

Тем не менее, стоит признать, что жестокости тюремного быта показаны хорошо. Охранники, которые бес конца орут на заключённых; противостояние политических и уголовников. Сцены отрезания голов и выкалывания глаз сняты очень жутко. Как и сцена, где охранник просит заключённого поднять фуражку и расстреливает его за то, что тот перешёл линию. Тут отпираться не буду. То, что Степлаг был жестоким местом с жестокими нравами это описывают все очевидцы. Правда меня смутило, что эпизод с расстрелом зеков, которые якобы пытались сбежать, описан только у Солженицына, которые про восстание писал не по своим воспоминаниям, а по воспоминаниям других, но в фильме этот эпизод есть.

Но, как известно, реальную историю всегда можно приукрасить. Вот и фильм так делает. Помимо реальной жестокости, мы узнаем, что в Степлаге служили извращенцы, которые насиловали медсестёр. А ещё, что в наказание за побеги охранники отрезают зекам гениталии и скармливают собакам. Это конечно ужасно, только вот я читал историю восстания и нигде подобного не упоминалось, как и то, что из Степлага вообще кто-то пытался бежать.

Из-за жестоких охранников, которые просто так расстреливают заключенных, начинается восстание. В реальности, правда, восстание началось, когда отряд заключённых попытался прорваться в женскую территорию, а дежурный часовой открыл по ним огонь, в результате чего было убито 13 человек и 33 ранены. Потом ещё охранники покалечили 35 человек. Начальство обещало, что разберётся и накажет виновных, но не выполнило этого и тогда зеки устроили бунт.

В фильме же охранники просто так расстреливают зеков, без единой причины, по приколу (как и у Солженицына). Неоднозначности нет, а зеки невинные жертвы режима.

Далее показывают как захватившие лагерь зеки, устраивают свою «Кенгирскую республику» с самоуправлением. И тут не придраться. Такое было и действительно, зеки не устроили грызню, а 40 дней жили вполне мирно.

Но радостная идиллия заканчивается, когда Советы решают силовым способом подавить восстание. И вот тут начинается истинный трэш. Танками, солдаты, давят бегущих зеков. Женщин расстреливают в упор. Кучи трупов на земле.

Но это не самая «смаковка». Нам показывают обещанную угрозу, как надзиратели вывозят восставших в пустыню и отрезают им члены, после чего скармливают собакам. А один из персонажей орёт душераздирающий монолог, о том, что концлагерь — это весь СССР и весь социалистический блок. А людоеды все мы, потому что служим этому людоедскому режиму. Вот какую мысль доносит режиссёр.

Вот слушаю я этот монолог и не могу понять. Откуда у нашего народа, в 80-ых взялось это садомазохистское желание вечно каяться и самобичевать себя за своё «постыдное» прошлое? Понятно, что СССР не был раем на Земле. Понятно, что Сталин был не безгрешным правителем, а в концлагерях действительно сидело много невиновных. Но называть свою страну, концлагерем?!

Англичане грабили Индию 300 лет и не каются за это. Американцы истребили индейцев и не каются за это. Японцы, устроившие геноцид китайцев и корейцев тоже не каяться за это. По-моему, немцы даже не так каются за нацистское прошлое, как кается российский народ за страну, которая спасла весь мир от фашизма и подарила нам множество великих построек.

Нет, если изучать историю СССР по фильму «Людоед» и книгам Солженицына, то действительно сложится впечатление, что СССР был одним большим концлагерем. Но вот стоит почитать хотя бы википедию и узнаёшь интересные факты, которые не упоминает ни фильм, ни Солженицын.

Про настоящую причину восстания уже писал. В реальности танки были, но по официальным данным погибло только 46 человек, а не сотни. Более того, лидер восстания Капитон Кузнецов не был расстрелян, а амнистирован в 1960г. Сам Степлаг был разогнан в 1956г. Более того, в фильме почему-то не упоминается, что Кенгирское восстание происходило на фоне хрущёвской «оттепели», в результате который было амнистирована больше миллиона человек. Не упоминается и любопытный факт, что большинство зеков Степлага (46%) это были украинцы-бандеровцы; 22% прибалты-«лесные братья»; русских было лишь 10% и это были бывшие власовцы и полицаи. И поэтому на них не распространялась амнистия. То есть замете, контингент восставших это были не невинные профессора, как показывает фильм, а прислужники нацистов. А ещё в лагере были свидетели Иеговы, которые не принимали участия в восстании, но их зеки выставляли перед собой.

Впрочем, я понимаю, почему всего этого нет в фильме. Это разрушит образ СССР как «страны-лагеря» и покажет, что восстание было не таким однозначным.

Вывод: Такой вот «Людоед» — типичный образец позднесоветской покаянской «чернухи», которая нацелена показать, что все зеки были невинными жертвами режима, а те, кто их охранял это все садисты, ублюдки и людоеды.

Ещё раз, я не отрицаю, что советские концлагеря были жестоким местом, но фильм перевирает события. Подумаешь в реальности зеки это были бывшие коллаборанты, тут они герои.

4 из 10

P.S. Приятно замечать, что хотя бы в последнее десятилетие уходит от нашего народа желание каяться. Надеюсь, такие фильмы как «Людоед» навсегда останутся в прошлом.

14 июля 2022

Ты рассказал мне просто правду а я ужасную хочу такую, чтобы завыть, забиться, захрипеть.

Некоторые откровенно плохие фильмы стоит смотреть, ибо или они настолько плохи, что даже хороши, или чем-то да цепляют, или точно передают дух своего времени создания. Последнее точно о «Людоеде».

Это перестроечное дешёвое халтурное кино, умудрившееся собрать приличную массовку, целого актёра Талашко и танкистов, работавших у самого Озерова. Во время путча ГКЧП плёнку с фильмом храбро зарыли в землю, вдруг власть сменится, после чего с облегчением вырыли и снова стали борцами за всё хорошее. Бают, что фильм внесён в списки запрещённых фильмов, но списки настолько секретны, что их не покажут ни вам, ни кому-либо другому. Ещё фильм возили на Канны и в Берлин, о чём последний, правда, не в курсе.

90-е. Свобода слова. Верней сказать, свобода словесного поноса. Время мошенников, экстрасенсов и псевдо-историков, а так же людей, которые стремились раскрыть Правду, нагромождая при этом тонны лжи Реальная правда оказалась не нужна, кроме одного: быть подпоркой для самых завиральных и фантасмагоричных баек.

Итак, что же фильм?

Геннадий Земель доселе уже имел опыт работы в кино. Фильм «Нужна солистка» был средненьким мюзиклом, где главное было песни, остальное просто окаймляло их, дозволяя дождаться следующего исполнения. И вот Земель берётся за фильм о Кенгирском восстании, сбросив с себя оковы советской цензуры. Правда, при освобождении упавшие оковы отдавили ноги и кое-что ещё, из-за чего Земелю пришлось ходить на руках, а снимать ногами. И кое-чем ещё.

Серьёзно, столь убогую никакущую постановку надо ещё поискать. Жёлто-поносный цвет тошнотворен, и больше смахивает на брак плёнки, чем на художественное решение (что подтверждает внезапная цветная сцена с крадущимся на цыпочках танком). Вертухаи будут расстреливать зеков, находящихся снизу, направляя стволы вверх. Неприкрытые мешки с мусором в зековском рубище для сцен избиения.

Разумеется, фильм старался поразить тогдашнего зрителя обилием крови, расчленёнки и женских прелестей, что ныне смотрится паршиво. Туда даже яйца запихнули для «живописной» сцены зверств Кровавого Режима — отрезали и скормили собаке. Однако, во многих сценах с этим делом откровенно перебрали, помножьте на дешевизну и халтурность исполнения и качество плёнки — и получите данный фильм. Тут и закалывание лопатой, и отрубание рук арматурой, и простреливание дыры в теле…

С актёрами интереснее. Талашко наглядно показывает разницу между профессиональным актёром и сущим дилетантом, коими полон фильм. Разница настолько наглядна, что хоть в учебники вставляй. Ей-богу, все остальные с деревянными лицами сдержанно зачитывают текст сценария. Даже массовка из Балхаша неприкрыто веселится в кадре, радостно убегая ленивой трусцой от давящих их танков.

Ещё одна примета времени — положительные националисты, всякие лесные братья и бандеровцы. Которые, если верить фильму, были столь охочи до баб, что ради них восстание и замыслили. Чтобы не получилось неудобно, женщины тоже возжелали мужиков, даже старушки.

Есть ли плюсы? Ну, с натяжкой — всё тот же Талашко и как танкисты сносят лагерь. И то, с поправкой на ветер, дальность и трезвость штурмана.

Собственно, только ради Талашко и танков можно выдержать просмотр.

1 из 10

20 января 2020

Жаркое лето 1954-го…

Этот фильм рассказывает о Кенгирском восстании политических заключённых в 3-м отделении Степного лагеря в посёлке Кенгир (сейчас посёлок находится в черте города Жезказган республики Казахстан). Причиной восстания стало то, что для усиления работы джезказганских предприятий 29 марта Совет Министров СССР распорядился пополнить контингент лагеря на 4000 человек, а фактически прибыло 1400, основная часть которых были «отказники». («Две недели воры вели себя как на курорте: выходили на работу, загорали, не работали» Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ.) Восстание началось ночью 16 мая, когда мужчины-заключённые, разрушив саманный забор, прорвались в женскую зону. Начались гуляния, и надзорсостав вынужден был покинуть женский лагпункт.

На 40-й день восстания, 26 июня в 03:30 в зону лагеря вводятся войска. Сопротивление войскам было оказано заключенными, забаррикадировавшимися в шести бараках, и группой женщин и мужчин, сосредоточившихся на улице женской зоны в количестве 551 человека. («Бился Третий лагппункт — тот, который и начал (он был из двадцатипятилетников, с большим перевесом бендеровцев). Они… швыряли камнями в автоматчиков и надзирателей, наверно и серными угольниками в танки… О толченом стекле никто не вспоминал. Какой-то барак два раза с «ура» ходил в контратаку…» «Танки давили всех попадавшихся по дороге. Танки наезжали на крылечки бараков, давили там. Танки притирались к стенам бараков и давили тех, кто виснул там, спасаясь от гусениц… Танки вминались в дощатые стены бараков и даже били внутрь бараков холостыми пушечными выстрелами.» Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ.) Основная часть операции продолжалась в течение 1,5 часов, закончилась в 5 часов утра. Официально сообщалось, что число погибших при штурме заключенных составило 37 чел., раненых 61, из них 9 скончались; убитых и раненных среди штурмовавших (3 дивизиона внутренней охраны — 1600 чел.) не оказалось, 40 человек получили незначительные повреждения и ушибы. При штурме были использованы 98 собак, применялись дымовые шашки и взрывпакеты. По свидетельствам участников событий, погибли сотни человек…

Это официальные данные, на основе которых Геннадий Фрицевич Земель написал сценарий, а затем поставил фильм. По стечению обстоятельств, он снимал его в самый непростой период страны, и это, в какой-то степени, — символично, потому что во время августовского путча съёмки пришлось приостановить, а уже отснятый материал закопать в песок, ибо никто не знал, что будет завтра, тем более — какая политическая линия окажется главенствующей. По словам Земеля он намеренно не стал снимать известных и узнаваемых актёров, хотя у него была возможность пригласить Александра Калягина, Игоря Косталевского. Он сделал ставку на молодых театральных актёров из разных городов, и это добавило фильму особенного правдоподобия, как и присутствие в кадре танкистов, которые работали на картине Юрия Озерова «Освобождение». Чтобы подчеркнуть «документальность» своей работы Геннадий Земель даже заказал на Шосткинском комбинате пленку с двухслойным поливом, чтобы убрать ненужный для съёмок в степи зеленый цвет.

К огромному сожалению, никто не знал, как поведет себя такая пленка через несколько лет. (Впоследствии выяснилось, что слои с краской плохо соединились с целлулоидной основой и пленка начала «сыпаться».) Именно по этой причине, когда ленту отбирали для участия в Берлинском кинофестивале, отборщики посчитали желтое изображение браком советской кинопромышленности и «по техническим параметрам» ленту не допустили к конкурсу. Поэтому «широким прокатом» можно считать лишь, то, что лента участвовала в Каннском кинофестивале в 1992 году в программе «Постсоветское кино», а также была один раз показана на фестивале «Неизвестное, независимое, неформальное кино Казахстана» в 1996 году в Алма-Ате.

Я остановился на этих вопросах столь подробно исключительно по причине того, что быть объективным к фильму не могу по ряду причин, главные из которых две. Первая — часть съёмок (самая батальная с применением танков) проходила в городе Балхаш, где я прожил много лет и куда с радостью иногда возвращаюсь. Вторая — мой брат и отец участвовали в массовке, и видели весь фильм «изнутри», о чём иногда рассказывали. Поэтому лично для меня — фильм не только история, он — ещё и своеобразная «машина времени», способная показать то, что было со страной 59 лет назад, а с дорогими мне людьми — 22 года тому…

24 декабря 2013

Отцы и дети 20 века

Что мы знаем о 50-годах?

Умер Сталин, к власти пришёл Хрущёв. А что в это время (точнее безвременье) творилось в лагерях, исправительных колониях?

Фильм «Людоед» об этом. О подавлении бунта. О том, как страшно было тогда. Странно, ведь те, кого мне было жалко, пока я смотрела фильм — преступники. Они, совершившие преступления, убивавшие уже там, в лагере, себе подобных кажутся гораздо лучше их же надзирателей. Этих, извините, тварей, трусливых, которые их калечили, издевались над ними, а потом, когда поняли, что не справляются с натиском — ввели танки… Танки ехали по городу, ломали стены и сминали людей.

Я переживала ужасные минуты, смотря этот фильм. Мне было страшно и больно, но я понимаю, что именно ТАК и было. Фильм очень натуралистичен, по-жестокому. Но есть в нём и любовь, как же без неё… Есть и дружба. А почему «людоед»? Это уже другая история, не о военных и заключенных, а об отце и сыне. В общем, посмотрите. Есть о чём подумать. Главное, что я поняла — как же я счастлива.

Жалко, что качество пленки такое плохое. Но и на том спасибо. Насколько я знаю, её могло у нас и вообще не быть.

Ставлю

10 из 10

26 июля 2012

Драма Людоед впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Геннадий Земель. Кто снимался в кино, актерский состав: Олег Гущин, Владимир Талашко, Герман Качин, Николай Рябычин, Алексей Шемес, Динмухаммед Ахимов, Мария Капнист, Юрий Нездыменко, Абессалом Лория, Петр Дербенев, Виктор Гавришев, Федор Любецкий, Сергей Бельский, Анатолий Карельский, Андрей Карпов.

Страна производства - СССР. Людоед — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.