Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Имитатор |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Фиалко |
сценаристы: | Олег Фиалко, Виктор Копылец, Вячеслав Лейкин, Юрий Мамин |
видеооператор: | Александр Золотарев |
композитор: | Вячеслав Назаров |
художники: | Вячеслав Ершов, Елена Погожева |
монтаж: | Людмила Ясинская |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Сюжет этой комедии прост — мужчина обладает даром копировать голоса других. Однажды ядом с ним оказывается весьма пронырливый товарищ, который пытается выжать из этой сверхспособности максимум. Из такой завязки можно без особого туда выжать действительно смешной плутовской сюжет — два афериста против целого мира. Только представьте как воспользовался бы такой способностью Остап Бендер? Наверное логичнее было бы сделать историю о том, как наши герои выдают себя за других, используют это в карьере и личных отношениях, а потом все тайное раскрывается. Но авторы совсем неожиданно развернули все совсем в иную сторону.
Игры имитатора приводят нас к странному подобию гражданской войны. Он вызывает десантников, танкистов, специалистов спецслужб. Авторы высказываются о том, что достаточно лишь подделать голос Горбачева, чтобы многие силовики начали делать форменное безумие. Судите сами:
… на требование расстрелять негодяя военные покорно вскидывают ружья. А когда их останавливают, то уже танковая пушка начинает следить за безмерно испуганной жертвой.
А ведь все это происходит в мирное время. Авторы не столько развивают историю о копировании голосов, сколько фиксируют слабость системы управления на всех уровнях. Так, комедийный жанр сменяется почти политическим высказыванием.
Вероятно, чтобы смягчить столь откровенную и необоснованно жестокую позицию авторы уводят действие в сторону буффонады. Стройность сюжета теряется. Диалоги заменяются гэгами. Комедийный талант Игоря Скляра в заданных рамках не особо и нужен. Поэтому авторы позволяют себе раздеть его героя и отправить на улицу.
Номинально Скляр, Жарков и Гурченко выглядели в те годы едва ли не мощнейшим ансамблем для актуальной смелой комедии. А по факту их талант так и остался не востребован. В этой феерии хаоса они были не нужны. Нужны были лишь их громкие имена и харизма. Увы... Ни у персонажей Скляра и Жаркова нет объемности, динамики, развития, а Гурченко, так и вовсе появится ненадолго на эстрадном выступлении. Не случайно создатели ленты даже особо и не сводили звук — поэтому все то, что копирует Скляр чужими голосами лишено правдоподобия.
Лента вышла в июне 1991 года. И это сейчас нам известно сколь большой перелом ожидал страну. «Имитатор» в известной мере предвосхитил это или подготовил зрителя к уличным беспорядкам и развалу. Потому так зловеще выглядит герб одной из союзных республик на бейсбольной кепке героя Жаркова. В те годы не было принято печатать принты на одежде. Кепки привозились из Америки и Европы. Поэтому я не стал бы оценивать эту ленту даже как плохое жанровое кино — это нечто совсем иное, неприятное и лишенное уважения к зрителю.
1 из 10
9 апреля 2024
Этот фильм проще всего найти по фамилии Скляр.
Сложно начинать отзыв о фильме, который в твоей памяти долгие годы хранился, как искромётная и слегка безумная комедия с превосходной актёрской игрой и глубокими смыслами, и который по факту является душной поганенькой буффонадой.
Буффонада эта базируется на всепоглощающей гнилости. Такой приторной, сладковато-пошлой гнилости, которой только и не хватало, чтобы советское кино сделать антисоветским.
Фильм вышел в 1991 году, когда СССР уже фактически развалился, и потому режиссёр опоздал со своими 'острыми сатирическими' гэгами. Систему поглотила коррупция, систему поглотил патернализм, систему поглотил тот самый 'рабский менталитет', с которым вели непрерывную войну большевики.
Все персонажи фильма либо насквозь гнилые мелкие людишки, либо только начавшие изгнивать простачки, слабо отличающие вдолбленные позднесоветской пропагандой установки, как от объективной реальности, так и от объективно необходимых в этой реальности установок. Люди в этом фильме не знают, чего хотят, или хотят не того, что им нужно.
Взять хотя бы главного героя.
Чего он хочет? Женщину? Ту самую женщину, которая готова лечь под любого, у кого есть власть? Или сам он власти хочет? Или всё же выступать? Или всё же 'быть большим артистом', что бы это не значило?
У главного героя очень слабая, детская мотивация. Он инфантилен, он нагл, он кривляется и паясничает, он похож на Антона с гебефренной шизофренией с канала Медфильма; не удивительно, что в итоге он загремел в психушку и там застрял. Это пустой человек, без стремлений, без цели в жизни, который внезапно осознаёт, что владеет огромной силой — силой притворяться другими людьми. И для чего он использует свою огромную силу? Для мелких мещанских хотелок. Сначала он исполняет мещанское желание своего нового знакомого Козака, который мечтал продвинуться по карьере, стать 'большим' человеком, а затем требует исполнения собственных желаний. Он жаждет славы и признания, но когда тот же Козак предлагает ему 'долгий путь к успеху', главный герой отказывается, ведь для Козака желание исполнилось моментально.
Впрочем, Козак не намного дальше уходит от главного героя. Он так же инфантилен, нагл, хоть и не паяц. Ему кажется, что он серьёзный состоявшийся человек, но на деле он такая же пустышка, которая не знает, зачем и для чего живёт. Козак хочет другой жизни, но какой? Должность повыше, чтобы плевать можно было на большее число людей?
В фильме нет образцов для подражания, но само по себе это не плохо, что бы там ни говорил Бэдкомедиан. Плохо то, что ценность этого фильма, как высказывания, можно свести к аллюзии, которая в самом фильме и сделана. Это сцена, где репортёрша врывается в комнату отдыха, а полуголая уборщица, которая в этой комнате находилась, поднимает вой (якобы потому что её осрамили), хватает знамя и несётся со знаменем через весь театр за репортёршей, выкрикивая 'Убью!', как лозунг. Да, режиссёр хотел показать закоснелость и тупость уборщицы, не понимающей действительность и не способной действительность подвергнуть критике, но и сам своим фильмом встал в роль этой уборщицы. Он мыслит так же шаблонно, он мыслит так же косно, он не может воспринимать критически действительность, и подобно герою фильма, получившему огромную силу, бежит со знаменем своих убеждений против опостылевшего государства с криками 'Убью!'... но куда?
Не знаю, сознательно, или бессознательно, но режиссёр создал наглядную картину позднесоветского общества, символически описав его через движение двух главных героев из куцего мещанского мирка, пусть с убогим, но порядком, в совершенно безумный, сумасшедший мир победивших раболепия и лизоблюдства. И не зря та самая женщина, их общая любовница, произносит фразу: 'Чем у вас тут не санаторий... [...] Это у нас сумасшедший дом'.
Что ни говори, а творческие люди весьма чувствительны, и видимо именно эта чувствительность позволяла многим из них предчувствовать тот бардак и хаос, который несли с собой новые веяния, и который всесокрушающей бурей прошёлся по девяностым.
28 ноября 2022
О чем могут говорить такие имена кинематографа, как Алексей Жарков и Игорь Скляр. О том что это настоящие мастера своего дела, и что даже в комедии они могут сыграть хорошо. Прежде всего это картина с небольшими элементами пошлости, что было свойственно этому жанру в это время. Сегодня же, на фоне американских юморков все это смотрится можно сказать по-детски.
Есть тут и Людмила Гурченко, которая фактически играет саму себя. Самый смешной разумеется Скляр, который воспроизводит самые невероятные звуки и под конец говорит голосом М. С. Горбачева. Что касается игры Жаркова, то он в этом фильме в основном изображает страдания и ярость, хотя с другой стороны я не представляю никого другого, кто бы смог сыграть настолько лаконично. Наглядно продемонстрированы армейские отношения и внутренняя изнанка шоу-бизнеса, которую герой Жаркова выразил воистину эпической фразой:
«Актером себя считаете, а критики не любите.»
Конечно же есть здесь и неувязки, но на почве комедийности все это можно спустить на тормозах и просто наслаждаться просмотром. И ежели по какой-то причине Вы пропустили это кино, то Вы многое потеряли, уж поверьте мне, заядлому киноману.
10 из 10
19 августа 2009