Ещё вчера
Omohide poro poro
7.9
7.6
1991, мелодрама, драма, мультфильм
Япония, 1 ч 59 мин
12+

В ролях: Мики Имаи, Тосиро Янагиба, Ёко Хонна, Маюми Идзука, Масахиро Ито
и другие
Таэко вспоминает времена, когда она была маленькой и училась в школе в далеком 1966 году. Она расставляет по полочкам свои воспоминания и пытается принять трудное решение о будущем.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ещё вчера

английское название:

Omohide poro poro

год: 1991
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , , , ,
видеооператор: Хисао Сираи
композитор:
художник: Кадзуо Ога
монтаж: , , ,
жанры: мелодрама, драма, мультфильм, аниме
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $17 762
Сборы в США: $453 243
Мировые сборы: $473 110
Дата выхода
Мировая премьера: 20 июля 1991 г.
на DVD: 23 апреля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 59 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, мультфильм, аниме

Видео к мультфильму «Ещё вчера», 1991

Видео: Трейлер (Ещё вчера, 1991) - вся информация о мультфильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры мультфильма «Ещё вчера», 1991

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Ещё вчера», 1991

Ещё вчера было детство. Сегодня уже взрослые. Но иногда, редко человек видит себя и вспоминает, каким был ребёнком. Возможно, это больше даже касается тех, кто чего-то в детстве недополучил, а во взрослой жизни не стал полноценным взрослым в плане достижения семьи.

Наш мультик условно детско-взрослый. В нем даже открыто обсуждают месячные. Тут много всего показывают взрослого, но при этом в детской манере. Что естественно - не стыдно.

Женское кино. Именно кино, где взрослая женщина вспоминает детство по дороге в детство. Забавное кино из начала 90-х, но вспоминает о времени, наверно, разгара холодной войны. Хотя речь не о войнах, а о ностальгии по прошлому.

Да, но зритель мог жить в другом государстве, при другом строе. Интересно сравнить своё и чужое... воспоминание. Но ладно.

Красивая лента. Тут много путешествий, как на транспорте реальном, так и временном. Японцы вообще любят путешествовать по своей стране, поэтому у них соответствующая инфраструктура очень развита.

Другая тема - тяга к естественному, природному. Главная героиня берет второй раз отпуск специально, чтобы приехать и поработать в деревню. Помню, что студенты советов когда-то тоже любили ездить работать в село, но делали они это, конечно, не столько из обычной или социалистической любви, сколько из-за денег. Будь у них в ту пору Макдак, то работали бы летом там, не копая картошку или ремонтируя что-то, а жаря в огромном фритюре картошку фри. Когда-то жизнь была другой.

Жизнь меняется. Наша взрослая девушка улыбается, слыша как одна девочка из нового времени просит у мамы денег на кроссовки Пума (тут же появляется в мультике большой известный логотип кошки в прыжке - продакт-плейсмент, выходит). Героиня параллельно возвращается в памяти в прошлое, вспоминая, чего она хотела и просила у родителей в малом возрасте.

Ладно, чувства и мысли девочек, девушек и женщин не понять. Иногда даже женщина женщину понять не может... что говорить о мужиках, у которых нет критических дней? Или они их просто хорошо от всех скрывают? Х-м-м-м...

Критическое у нас, возможно, только мышление. И так почему-то всегда хочется покритиковать именно женщину... причём самую близкую и преданную. Мы жалеем о своей критике, но критиковать не перестаём. И нередко нам это аукается. Сидим в итоге со своей единственной спутницей-критикой по жизни... в одиночестве аукаем без любимой женщины.

А почему женщины одиноки? Тяжёлый и мучительной формы вопрос. Возможно, отчасти наш фильм пытается найти на него ответ, попутно ища смысл в яблочном делении дробей. Хорошие вопросы... не то, что сегодня тухлый запад, ищущий ответ на вопрос: 'Почему женщины убивают?'

Наша киношка добрее, никто не того самого. Максимум отец по неизвестной причине дочке отвесил пощёчину... и то тут же пожалел о содеянном. Не помню, чтоб я поднимал руку на Оранжевую... если только пальцем жвл на её иконку и кликал по ней мышью.

Да, возможно, женщины одиноки бывают потому, что у мужчин больше силы и власти... в том числе силы и власти критиковать. Но и женщины в мягкой и более ироничной форме научилась быстро отвечать мужичью.

Эта киношка может быть неявным ответом времени и временам, где для женщин всё критично, где ей трудно по разным причинам быть собой, быть женщиной или чем-то большим... вне рамок обычных стереотипов.

Или это просто мультик-воспоминие, бессистемное.

9 сентября 2023

Детский фотоальбом

Часто ли вы заглядываете в свой детский фотоальбом? Быть может, когда беседуете за чашечкой чая с родственниками, прибывшими издалека, которые помнят вас с пеленок? А может, кода вашему будущему супругу стало любопытно увидеть, как выглядела его возлюбленная в школьные годы? А может, когда вас настигают перемены в жизни, и вы словно стоите на перепутье, что-то подталкивает вас искать нужный ответ в тех светлых и беззаботных временах, когда вы были так юны и искренни, о чем то мечтали, и чего-то страстно желали…

Это аниме – словно страницы фотоальбома милой девчушки Таэко. Ей предстоит шепнуть на ушко уже взрослой, с небольшими, но заметными морщинками на щеках, женщине какие-то заветные слова, взять ее за руку, и вывести на верную дорогу. Справится ли она?

Наблюдать за этим было довольно увлекательно. Очень натурально, живо и многогранно раскрывается образ мыслей малышки Таэко! Как верно подметил один из мудрых библейских писателей: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». И как же теперь интересно через призму прожитых лет узнавать в школьнице Таэко саму себя! Все эти детские обиды, капризы, которые тебе прощаются только потому, что ты в семье младшенький! А первая влюбленность! Первое желание раскрыть свой талант! Вся эта круговерть не кажется зрителю обыденной, наоборот - время, проведенное с маленькой Таэко, пролетает незаметно.

Эти эпизоды скользящих воспоминаний чередуются с эпохой настоящего. Взору предстает жаркое поле шафрана, где увлеченно трудится уже взрослая Таэко. Здесь, на лоне природы ты целый день наедине со своими мыслями, с небом, да с колыхающимися головками цветов… Ох, дайте же мне шляпу и корзину, я бы тоже не отказалась поработать денек-другой на этом благоухающем поле!.. О чем думает наша героиня? Вспоминает ли она родительский дом? Скучает ли она по душной и одинокой, но привычной жизни в городе? А может быть, это какие-то важные мелочи, которые нужно осмыслить и понять, как деление дробей, которые просто нельзя принять на веру?

Есть люди, которых узы прошлого опутали так крепко, что у них нет сил прорваться сквозь них к новым горизонтам. Их мысли переваривают одну и ту же пресную кашу, состоящую из былых обид и разочарований, из всего, что с юных лет не срослось, не решилось, не окупилось. Мне нравятся мудрые слова того же библейского писателя: «Я забываю о том, что оставил позади, и тянусь к тому, что впереди — устремляюсь к цели» (Послание к Филиппийцам 3 глава). Такой настрой помогает в решающий момент без сожалений оставлять то, что тебя отягощает, и вступить на путь новой, более осмысленной жизни. Эту новую жизнь никогда не поздно начать, даже если у тебя уже есть небольшие, но заметные морщинки на щеках, как у Таэко.

20 июля 2022

«Все мы родом из детства…»

Есть такая в Беларуси песня — была популярна в 90-х «Все мы родом из детства…». Так уж сложилось, что это стало лозунгом очень многих психотерапевтов. И сложно с ними не согласиться — 90% нашего естества определено в первую очередь детским опытом.

Наша героиня предстает нам большим ребенком, работающей на работе, которую не она выбирала и абсолютно без каких-бы то ни было отношений. Знакомая ситуация, не правда ли? Уверен, что мы с ходу можем назвать как минимум 1 подобного знакомого.

И ведь дело не в том, что она плохая или больная. Дело лишь в том, что в силу разных обстоятельств разной степени травмоопасности героиня не смогла пройти полноценно этап роста, закрыть свои детские вопросы и перейти во взрослую жизнь. Прошлые поколения нам сразу скажут «ой, это вы инфантилы, вот я в ваше время воевал/стоял у станка/в колхозе от зари до зари». На самом деле не правда. Данное явление всегда было, есть и будет, просто на данном этапе развития цивилизации у нас появилась возможность этими проблемами заниматься.

А что же наша героиня? Бесполезно пересказывать сюжет. Он прост, как колумбово яйцо: в силу обстоятельств, она вынуждена ускоренно пройти этапы взросления и вступить во взрослую жизнь. И первое, что она делает — принимает РЕШЕНИЕ. А какое — милости прошу смотреть фильм, не буду спойлить.

7 из 10

12 ноября 2020

Очередной шедевральный фильм от студии Грибли. Режиссер, подаривший миру «Могилу светлячков» и другие фильмы, снял очень тонкое психологическое аниме. Начало фильма рисует нам молодую девушку, живущую какую-то свою вроде бы взрослую жизнь. И одновременно нас отправляют в прошлое ее воспоминания. Вместе с ней мы вспоминаем и про какие-то свои детские истории. Тонкие и не слишком значительные вроде бы моменты из школьных воспоминаний складываются в общую не слишком веселую картину к концу фильма. Мы вместе с героиней проходим тот путь, который она несет с собой. Ее воспоминания, обиды, трудности, нереализованные мечты, чувства. Для ребенка имеют значение мелочи. И из детства не вычеркнуть того, что было. У каждого человека одно детство, и ему с этим детством жить. Это должны помнить родители. Вот только некоторые не помнят или не придают этому значения. Да и, в целом, родители тоже люди и совершают ошибки, подвержены эмоциям. А детская память отпечатывает все трагические моменты так, что остается на всю жизнь. Что делать. Так все оно и происходит.

Так или иначе, детские воспоминания помогают героине принять то решение, которое ей хочется принять.

Потрясающе переданы эмоции. Некоторые фантасмагорические вставки в фильм добавляют ему ощущение какого-то волшебства, хотя здесь его нет. Но определенным образом зрителя как бы вводят в транс, в гипноз, где настоящее перемешивается с прошлым, с детскими воспоминаниями. Детское воображение способно творить чудеса. Поэтому наиболее эмоциональные моменты из жизни героини, нам — взрослым, слегка визуально приукрашены, чтобы дать нам возможность вспомнить те ощущения, которые испытывают дети.

Вообще, фильм наполнен любовью, чувственностью, отражает тончайшие эмоции и струны нашей души. Передать такое подобным образом — это мастерство, если не сказать гениально!

Основными достоинствами фильма являются его визуальный ряд, сценарий и технические приемы, через которые авторы раскрывают зрителю эмоции главной героини.

Финальная сцена, музыка, визуальное и сюжетное решение трогают до глубины души, до мурашек. Учитывая количество фильмов, которые я посмотрел — это показатель!

9 из 10

13 января 2020

Этот вздор насчет дробей

«Еще вчера» — это «Город, в котором меня нет», сделанный для взрослых. Я бы даже сказал, для взрослых женщин. Как и герой «Города», главная героиня — Таэко — отправляется назад во времени в свои школьные годы, чтобы заново их переосмыслить и понять, что ей делать со своей жизнью. Вернее, она отправляется в путешествие в пространстве — в отпуск, и берет с собой себя, десятилетнюю, накладывая детские воспоминания на свое настоящее.

Похоже, Такахата Исао сделал аниме о дауншифтинге еще до того, как он вошел в моду. В определенном смысле Таэко действительно включила пониженную передачу — притормозила свою жизнь, поскольку поняла, что едет она не туда. Старенькая машина Тосио, медленная и то и дело глохнувшая, но так им любимая и предпочитаемая более новым автомобилям, является своеобразной метафорой главного посыла «Еще вчера». Другая метафора, которую озвучивает сама Таэко — это гусеница, которой необходимо стать куколкой, чтобы превратиться в бабочку и взлететь.

И почему же Таэко взяла в отпуск себя десятилетнюю? Ей и самой странно — это не ведь не яркие воспоминания юности о 60-х, о прическах, парнях, «Биттлз» и мини-юбках, как у сестер. Совсем нет, это воспоминания маленькой девочки на пороге взросления — школа и дом. Таэко сама себе отвечает — именно тогда первый раз куколка решала, какой бабочкой ей стать. Она таки «проглотила вздор насчет дробей» и выбрала работу, карьеру, успех — ей казалось тогда, что она летит, а на самом деле она лишь «молотила крыльями на месте». Потому, что две трети яблока ну никак не хотели делиться на одну четверть, а экзотический ананас оказался гораздо хуже привычного банана. Сейчас, уже 35-летней Таэко снова пришла пора «окукливаться», чтобы попытаться взлететь по-настоящему. И кто знает, возможно, на этом пути — путешествуя в пространстве и времени — она найдет родную душу и смысл?

10 из 10

16 октября 2017

Капельки воспоминаний

Девушка Таэко летом ездит в деревню убирать рис или на сбор цветов, из которых потом вручную делают очень дорогую помаду редкого красного оттенка. По дороге в деревню и во время сбора урожая воспоминания детства капля за каплей всплывают в памяти.

Медитативный слегка философский фильм. Непосредственно детские воспоминания забавны. Как свои собственные. Девичьи желания просты и бесхитростны. Сумочка, как у сестры, экзотический фрукт ананас, симпатичный мальчик, театральная постановка. Обращаешь внимание на социальные достижения. Нельзя не обратить. Удобные спальные вагоны меня заинтриговали. Посмотреть на жизнь японцев в шестидесятые годы, да и вообще на японский уклад жизни, интересно. Сравнить с своей, найти много общего. Понять: много, что у них было еще тогда, у нас не будет никогда. Продолжительные рассуждения о сельском хозяйстве и поиске своего места в жизни — на любителя, меня лично усыпляли. Пересмотрела фильм на Новый год — действительно очень затянуто. Но красиво. Красиво. Такахата такой же гений, как и Хаяо Миядзаки, разве что не сказочник.

8 из 10

7 января 2016

Saudade

Только уникальное и неповторимое слово, стоящее в заголовке, может описать этот фильм.

Содад — термин, встречающийся в креольском (sodade), португальском (saudade) и испанском (saudade) языках, и не имеющий аналогов. Содад — смесь ностальгии, меланхолии и нежности, где ностальгия — своего рода чувство утраты настоящего. Иными словами романтическая любовь, только возникнув, осознает свою конечность и смертность и ностальгирует по себе нынешней, такой прекрасной…

Гениальность и оригинальность этого кино в том, что почти за два часа, оно полностью рассказывает жизнь одной не совсем простой девушки.

Её оригинальность в том, что она, возможно, живёт, как все, но все же в своих мыслях никогда не допускает этого. Её история состоит из разных лет жизни:сумасшедшее детство, которое не покидает её;молодость, которая приносит воспоминания из детства и старость, которая в сравнении кажется нежной безмятжностью.

Череда воспоминания бросает её то сюда, то туда. Героиня задумывается и заставляет нас вместе с ней подумать об ошибках прошлого, о всех несделанных и сделанных геройствах, о родителях, которые бывают так часто не справедливы, о своей первой и самой настоящей любви.

Фильм возбудил у меня чувство легкой ностальгии и безумного счастья за то, что прошло, но помнится все ещё. Кажется, что все это было ещё вчера.

8 из 10

9 мая 2015

Oh, I believe in yesterday (с)

Как иногда из малого может получится так много?

Это удивительное аниме меня, можно сказать, заставила посмотреть подруга. Конечно, я понимала почему именно это аниме она мне посоветовала — я чем то похожа на главную героиню «Еще вчера» Таёко.

Как и я, Таёко живет в урбанистическом большом городе, она одинока, у нее хорошая работа, но нет гармонии и в жизни какой то ступор.

Я уверена, что в конце фильма вы позволите себе разреветься или просто самому с собой поплакать, потому что все с одной стороны очень жизненно, но в то же время правильно, без грандиозных фантазий и мечтаний. Ох, как я люблю подобные сюжеты — поездка обычной девушки к родственникам в деревню, куча воспоминаний из детства, обиды на отца, первая любовь, вспоминаются мелкие как кажется не важные детали из прошлого, но в итоге может быть именно они сформировали характер главной героини. Это ведь про всех нас аниме, потому что детство было у всех нас.

Думаю, студия Ghibli не может выпускать плохие фильмы, они все о добре. Если бы я знала про аниме в детстве и про работы именно этой студии, то возможно на некоторые вещи смотрела бы по другому. Это аниме учит нас как ценен каждый момент жизни, как прекрасно детство и что выбор нужно делать сердцем.

И как и Таёко, я очень люблю природу, свободу труда и чистоту мыслей, еще раз убеждаюсь, что все гениальное просто. И пусть будет прекрасное вчера и светлое завтра!

9 из 10

28 мая 2014

Прошлое и настоящее

«Еще вчера» — доброе и жизненное аниме, которое я очень люблю, и оно является одним из моих самых любимых анимационных фильмов. Данная история чрезвычайно чувственна и проникновенна. Она показана и раскрыта интересно и со вкусом. Мне нравится атмосфера, которая была в этом мультфильме: она была чистая и добрая, и чувствовалось волшебство детства и что-то чистое и прекрасное, как будто родное и что-то знакомое. Исао Такахата создал милую и утонченную историю и показал ее очень жизненно и со смыслом. «Еще вчера» получился фильмом ностальгия, берущим за душу своей историей.

Мы видим девушку двадцати семи лет, которая едет в свой отпуск в деревню, чтобы поработать, ведь ей там очень нравится, и она там душевно и морально отдыхает. В своем отпуске в ней просыпаются детские воспоминания, которые были для нее важны и имеют для нее ценность, и мы видим прекрасную и добрую жизненную историю молодой женщины: ее прошлое и настоящее…

Мне нравится это аниме еще тем, что в нем прослеживаются интересные мысли, и главная героиня все время анализирует свою жизнь и разные ситуации, и думает, что было хорошо, а что плохо, что есть счастье, а что есть иллюзия, что самое важное в жизни и какие у нее были мечты и так далее. Данная история получилась чистой и приятной романтической драмой, которая давно запала мне в душу, и я без сомнений полюбил это аниме. «Еще вчера» — восхитительное и любимое японское анимационное кинематографическое произведение, которое дарит всю красоту детских воспоминаний, и мы видим интересную и милую историю настоящего времени и прошлого, и при просмотре приходит загадочная и приятная ностальгия. Данное аниме о том, как мы иногда останавливаемся в бешенном ритме жизни и задумываемся о самом главном: что имеет наибольшее значение для каждого из нас, и о воспоминаниях детства самых различных, которые есть у каждого человека глубоко в памяти, но рано или поздно они неожиданно вспоминаются, и человек все думает и анализирует свое прошлое. Считаю, что «Еще вчера» несомненно даже почти после четверти века его существования заслуживает внимания зрителей и без сомнений положительной оценки. Посмотрите «Еще вчера» и прочувствуйте жизненную, романтическую историю, которую так чудесно и со вкусом нам показали.

Приятного просмотра!

10 из 10

6 октября 2013

Невозможно вернуть, нельзя позабыть

Вы когда-нибудь задумывались, как бы посмотрели на вашу нынешнюю жизнь десятилетние вы? Что, если бы состоялась встреча прошлого и настоящего, как в сцене с каруселью из «Мэри Поппинс»? И как объяснить малышу свою скучную и неинтересную жизнь, как оправдать побег от неизвестного счастья к знакомой рутине, как обосновать отказ от надежд и мечтаний? Того ребенка уже нет, вы повзрослели и у вас другие ценности, стремления. Именно об этом анимационный фильм «Ещё вчера».

Скажите, вы помните своё детство? Первая любовь, когда чувствуешь себя парящей в небесах птицей от того, что просто перекинулась с понравившимся мальчиком парой фраз. Ведь эти незначительные фразы, они же навсегда останутся в памяти, как и то первое чистое и свежее чувство. Споры и ругань со старшей сестрой из-за того, что приходится донашивать за ней вещи. Горькая обида, когда захотела покапризничать, чтобы всё сделали по-твоему, а твои старания не оценили и проигнорировали. Маленькая роль в школьном спектакле, всего одна реплика, но и в неё вкладываешь всю душу, чтобы тебя заметили. Постоянные нагоняи за несъеденный обед и несделанные домашние задания. И недоумение — ну как же можно делить на дробь? И ещё много-много подобных картинок всплывают в памяти из прошлого.

Все хранят такие воспоминания, даже если тогда была совершенно обыденная и ничем не примечательная жизнь, всё же в ней была свежесть, искренность и новизна. Эта память дарит ощущение тёплой ностальгической грусти. И пока человек хранит все эти воспоминания, тот ребенок никуда не исчез, и даже нисколько не изменился. Просто его запрятали в самую глубину души, потому что во взрослой жизни он не пригодится, а может, чтобы уберечь его. Через всю свою жизнь мы проносим в себе этого ребенка, своё детство, своих одноклассников, друзей, родных, свои детские радости и обиды.

Так получилось, что двадцатисемилетняя Тайга, как она сама выразилась, «нечаянно взяла с собой в отпуск десятилетнюю себя». Разговор героини с сёстрами навел её на размышления о своей жизни и в этих мыслях она уносится в своё школьное прошлое, а именно в пятый класс. Почему в этот период жизни? Вероятно, потому что это последний год детства для неё. Когда гусеница только начинает становиться куколкой и ей ещё ой как далеко до бабочки. Когда каждая радость и обида так остро чувствуются. Всё аниме построено на том, как героиня перескакивает из настоящего в прошлое и обратно, параллельно делясь своими воспоминаниями, проживая заново те забытые чувства и делая из них свои выводы.

Как и в каждом фильме, любой человек увидит в «Ещё вчера» своё значение, свой посыл. Для меня красота и ценность фильма в том, что он окунает с головой в чувство ностальгии, каждый эпизод жизни маленькой Тайги поднимает из памяти вереницу своих, схожих, но всё же уникальных и таких личных и потаённых воспоминаний. Плавное повествование и неспешность сюжета позволяют ощутить себя как будто в лодке, плывущей по реке детства. Способствуют подобному погружению и видеоряд фильма (умиротворяющие пейзажи природы, тишина и обаяние деревенской жизни), и лиричное музыкальное сопровождение.

Помимо того, что «Ещё вчера» пробуждает чувства, данный анимационный фильм так же даёт пищу для ума, заставляя задуматься о немаловажных вещах. О том, как же наивны и глупы были многие детские страдания, переживания и горести. О том, как они в то же время и ценны, ведь именно благодаря им ты стала тем, кто ты есть сейчас. И в воспоминаниях юности можно порой найти ответы на многие вопросы, разобраться в себе. О том, что нужно дорожить человеком, который способен снять многолетний груз с твоей души, объяснив действительную причину поступков десятилетнего хулигана-соседа. И наконец, стоит задуматься о том, что порой надо всё-таки послушаться ту десятилетнюю себя, ведь этот ребенок хоть и не умеет думать как взрослый, но зато как никто умеет чувствовать. И не нужно забывать, что твоё детство всегда с тобой, и когда делаешь что-то не по совести, идёшь на уступки — маленькая девочка в какой-то момент может робко тронуть тебя за рукав с вопросом в глазах: «Как же так?» И станет мучительно стыдно перед этой девочкой за себя, за свою трусость и слабость.

Хороший фильм — это когда благодаря ему ты что-то понял или что-то почувствовал. «Ещё вчера» представляет собой редкое сочетание обоих необходимых факторов, а потому вполне достоин того, чтобы потратить на него два часа своего времени.

8 из 10

27 июля 2013

На заре

«Идеальное убийство». Так называется рассказ Рэя Брэдбери о человеке, которому выпал шанс убить своего самого главного врага, мальчишку, с которым он дружил в школе. Убить того, кто унижал и оскорблял его, кто заставлял часами вглядываться в окно в надежде, что сейчас кто-то бросит камешек в стекло и позовет гулять. Однако выстрел так и не раздался — герою Брэдбери удалось на мгновение оказаться в прошлом. Этого мгновения оказалось достаточно, чтобы подойти к своему дому и бросить в окно горстку гравия. Достаточно для того, чтобы вселить в того двенадцатилетнего мальчишку, которым он был когда-то, чуточку уверенности. В том, что он нужен. В том, что зовут именно его. Подарить кусочек счастья и бесконечное ощущение собственной свободы.

Если в этом рассказе поменять героев местами, получится история, которую рассказал Исао Такахата. Только перед двадцатисемилетней Таеко, решившей провести свой отпуск в деревне, стоит задача куда сложнее. У нее нет никаких врагов, нет того, кого можно было бы обвинить в своих неудачах. Она не хочет никого убивать, всё, что ей нужно — это понять, почему воспоминания о детстве начали преследовать её именно сейчас. Они повсюду — в разговорах с родными и в беседах с новыми друзьями, в каплях дождя и лучах солнца, в нечаянной радости юной девушки и во взгляде юноши, делящегося с Таеко сокровенным и наболевшим. Купе поезда, лесная тропинка, рисовое поле, облака в ночном небе — везде слышится голос одиннадцатилетней девочки, рассказывающей о том, что было когда-то. Обо всём первом — симпатии одноклассника, пощёчине отца, девчачьих «секретах», неудачах в учёбе, ссорах и примирениях, чувстве одиночества и непонимания близкими… О детстве с горьким привкусом ананаса, казавшегося издали таким аппетитным и желанным.

Тогда и там, в юности, я не чувствовал себя счастливым,

Мне казалось наоборот, что все сложно:

Меня не понимают, меня не слышат.

Но теперь-то я знаю, что там и тогда — было счастье…

Говорят, что жизнь в движении, и человек умирает, когда останавливается. Он исчезает, когда прекращает идти к своей цели, когда перестаёт искать что-то новое, когда искореняет в себе себя прежнего, отрезая крылья и запираясь в клетке стереотипов и советов знающих людей. И когда забывает. Воспоминания песчинками сыплются сквозь пальцы, а между тем в каждой заключено что-то особенное, то, что случалось лишь с тем ребёнком, который украшает этим сухим песком стены только что построенного им замка. Ветер перемешает эти умытые морем крохотные осколки, унесет за горизонт, но никогда не знаешь, когда маленькая песчинка попадёт тебе в глаз, заставив заплакать. А вместе со слезами выйдут грусть, обида, разочарование, что-то, что не давало покоя несколько лет, мешало открыть глаза и увидеть мир таким, каким он был в детстве — разноцветным, бескрайним, удивительным и понятным. Когда можно взлететь и точно знать, что впереди — только горизонт.

А чего я ждал тогда?

А я ждал себе удивительной судьбы, неповторимой жизни,

Как я хотел все почувствовать, все попробовать,

И как можно скорее…

Слёзы Таеко смыл дождь, а вместе с ним исчез и горький вкус ананаса, которым была пропитана вся её жизнь, подчинённая правилам и чьим-то ожиданиям. Она написала письмо в прошлое и получила ответ. Всего два слова: «Не бойся!» Два слова как рецепт вечной молодости с отчаянной безрассудностью и детской уверенностью в том, что на этот раз всё обязательно получится. Не просчитывая, не прикидывая возможные варианты, не размышляя о том, что скажут остальные. Об этом можно подумать завтра, которое, как известно, никогда не наступает. Вокруг только настоящее, только здесь и сейчас, иначе жизнь будет похожа на черновик, который уже некому будет переписать начисто.

Я тогда мог идти по улицам, отражаться в витринах,

И мог сильно надеяться, что меня обязательно полюбят, что меня ждут.

А еще я мог до утра сладко думать и с трепетом чувствовать,

Что вот-вот, уже этим утром, уже скоро, уже скоро…

Исао Такахата создал удивительный мультфильм. Он провёл зрителя по тропинке образов и привёл к морю воспоминаний. Мелкими шагами, не торопясь, не делая лишних движений. Лёгкость и простота, большего и не надо. Пастельные краски и дымка утреннего тумана. Просто садись и смотри, как плещется волна, прибивая к берегу всё новые и новые песчинки. Просто слушай, и на заре в негромком шуме прибоя ты услышишь голоса, которые зовут именно тебя…

7 июня 2013

Уткнувшись в окно, она с улыбкой стала вспоминать, то наделённое теплом время, которое дало ей понять на какой станции лучше сойти.

Знаешь, я только не давно начал интересоваться Исао Такахата, а ведь он снимает уже с 60-ых годов. Из небольших источников я тут правым ухом услышал, что Миядзаки и Такахата скромные друзья. Чаще всего после трудового рабочего дня, два верных товарища могут спокойно обсудить свои идеи для следующей мультипликации, проводя вечер за чашечкой кофе. Нельзя недооценивать таланты бесценной студии Ghibli, так как большинство её выпусков создано для показа зрителю, видения мира глазами ребенка, и каждая отдельная работа, учит основам нашим моралям и эстетики. «Ещё вчера», это одна из «легких» композиций, которая описывает именно самую обычную жизнь человека. В чем заключается её соль? Заметь, мультфильм плывет только по одному водостоку, одним течением и с одинаковой скоростью ветра. Мы не наблюдаем выдвижение, как незабываемое время, в котором используются скачки для подъёма и сбивания пульса. Перед нами совершенно тихая, жизнь, подчеркнутая на легко приподнятой улыбке. Возможно это кусочек чьей-то судьбы, переведённый на киноленту. Мультфильм проходит перед глазами как книга, или как чьи-то воспоминания. Картина была снята, в 1991 году, но события в ней происходили гораздо раньше.

Если брать основу всего мультфильма, то всплывает вопрос, почему она действительно решила остаться. Она влюблена, или же просто ей по душе жизнь посвященная природе. На этот вопрос ответить может только персонаж, так как мы не знаем, что по ту сторону железной дороги, и не сможем сравнивать и оценивать её выбор. Можно выделить несколько незначительных эпизодов мультфильма, например сцена с ананасом, математикой или тот дождливый романтический вечер в машине. Так же нет похожих персонажей, у всех свой статус, возраст и своя жизнь. Но как ни крути, я всё же возражу, что картине не хватает, больше событий, больше эмоций, хоть и явно даже без слов. Я не могу назвать эту работу одной из лучших, но я твердо подчеркиваю, то что такая история одна из особенных.

29 апреля 2013

Куда уходит детство

Таеко 27 лет, родные продолжают настаивать, что пора бы подумать о замужестве, а она каждый день засыпает одна, погружаясь в волны воспоминаний. Когда-то давно (ещё вчера?) ей было 10, и любая мелочь казалась чрезвычайно важной: вкус ананаса на языке, рукопожатие одноклассника, деление дробей, строчка в школьном спектакле. Всё это сделало её такой, какая она есть, и нужно распутать клубок прошлого, прежде чем открыться будущему.

Исао Такахата, подобно Синкаю, находит вдохновение и красоту в бытовых вещах. В этом аниме нет трёхголовых монстров, яоя и кровавых битв. Вместо этого — бескрайние пейзажи, тёплые лучи солнца и распахнутые в удивлении глаза. Рисовка мягкая, да и «возраст» мультфильма скорее помогает проникнуться ностальгией, чем мешает восприятию. Несмотря на довольно условный сюжет, два часа пролетают незаметно, погружая зрителя в ленивую новогоднюю дрёму воспоминаний. Конечно, после финальных титров мир не перевернётся с ног на голову, и вы не разрыдаетесь, как на «Могиле светлячков», но происходящее не раз заставит вас мечтательно улыбнуться или вздрогнуть от того, как близко режиссёр подобрался к призрачной сути бытия.

7 из 10

1 января 2012

Капельки воспоминаний

Японские мультфильмы в основном наполнены своим особым настроением. Данное аниме — не развлекательный и не развлекающий мультфильм, а серьезное произведение. Благодаря «Еще вчера» мы не только ближе соприкасаемся с японской культурой и историей, но и вспоминаем самих себя, ностальгируем по светлому детству, анализируем свою собственную жизнь.

Это произведение я бы сравнила с чашкой теплого чая, который пьешь не спеша, с легкой улыбкой, задумчиво, отстраненно, и кажется, что весь мир подождет. Именно такое неспешное повествование сразу бросается в глаза. Здесь нет даже, пожалуй, сильных эмоций, все происходит плавно, воспоминания постепенно нанизываются, как бусинки на нитку, и мы можем видеть полную картину — кто такая главная героиня и почему она стала такой, и никакой другой.

В мультфильме, помимо всего прочего, хорошо изображены устои традиционной японской семьи, с непререкаемым авторитетом родителей, со строгими правилами и довольно-таки суровым воспитанием детей. Смотреть на это интересно, хоть и немного грустно — вместе с героиней-пятиклассницей вспоминаешь и себя в столь юном возрасте, когда все было просто и вместе с тем так сложно.

Наверно, иногда стоит вот так с головой уйти в воспоминания, чтобы потом на этом фундаменте жить дальше и идти навстречу своему счастью.

Непередаваемое словами настроение и милая маленькая Япония.

8 из 10

27 декабря 2011

Разве можно 2/3 яблока поделить на 1/4?

Вы смотрели — Ещё вчера — от студии Дзибли?

А вот я только что посмотрела — мне жутко понравилось!)

Всегда думала — Миядзаки не моё, а оказалось, что из всех его или почти его фильмов я только самый оскароносный и не люблю — Унесённые призраками, это я про него. Не люблю, потому что не понимаю. А все остальные такие светлые, теплые, добрые, наивные, трогательные — как глоток холодной воды, как летнее солнышко, как запах сада — одним словом не передать, двумя тоже, в общем, жуть как хороши!

Вот этот. Про девушку, которой вдруг нахлынувшие воспоминания из детства помогли переосмыслить свою жизнь, понять наконец себя и решиться сделать шаг в другую сторону. По дороге, которую не выбирала. Гениально!!! Фильм заканчивается, оставалось буквально 3 минуты, я думала уже всё, сейчас пойдут титры, заранее плакать начала…. И тут, сердце забилось чаще!…

Господи! А я ведь в середине фильма уходила мыть посуду и убираться, хотела подумать о сюжете, а в итоге почувствовала только раздражение — ощутила себя жутко правильной, благонравной, почему-то покладистой, такой покорной судьбе… одним словом, СТАРОЙ! Совсем как героиня! Чуть ведь смотреть не бросила! И тут конец, он изменил всё!!!

Побольше бы ТАКИХ концов в японской анимации!

Если не смотрели, то посмотреть стоит. Потому как в истории этой девочки — девушки, каждая может найти своё прошлое, настоящее или будущее… Это фильм без возраста и времени. Фильм для тех, кто хочет, но боится изменить свою жизнь :)

9 из 10

28 февраля 2011

Кажется, это было совсем недавно…

Картины про детство — это наверное одна из самых моих любимых тем в кинематографе. Очень многие авторы стараются передать все оттенки собственных и не только воспоминаний о самом теплом времени в жизни человека. Ведь, что может быть прекрасней тех славных, беззаботных дней, когда каждый день, открывал для тебя что-то новое. Лента «Еще вчера», наверняка была создана под воздействием ностальгии и является самой настоящей данью чудного времени ее авторов. И это чувствуется в каждом эпизоде картины. Не каждый сможет проникнуться в это неторопливое действие, тонко передающее самые важные периоды одной жизни. А вернее жизни девушки Таеко, которая возвращается в те края, где прошло ее детство и погружается в настоящий омут воспоминаний, делясь этими внезапно нахлынувшими открытками из прошлого с жителями маленького городка. Таеко уже вполне самодостаточна и в Токио у нее есть прекрасная работа, но что-то в этих местах ее манит, привлекает и не отпускает от себя. Быть может это просто яркие воспоминания, или просто любовь, которая как всегда приходит совсем из ниоткуда?…

«Еще вчера» буквально пропитан колоритом японского быта в деревнях этой могучей страны. Авторы сопоставляют городскую жизнь в Токио, где все постоянно куда-то спешат и по большей мере, где никому нет друг для друга дела, с жизнью в простой деревне, где люди и по сей день соблюдают национальные традиции, чтут друг друга и уважают труд. Режиссер картины Исао Такахата показывает то, что в принципе находится рядом с каждым человеком, вот только увидеть это не каждому дано. И мне очень импонирует его умение рассказывать. И наблюдая за воспоминаниями Таеко, лично я сразу же окунался в собственные, сопоставляя их друг с другом и восхищаясь, от внезапно зародившегося чувства тепла и уюта. Помимо прекрасных флэш беков героини, Такахата создает для нее еще и сложную ситуацию выбора. Как бы прекрасна ни казалась жизнь в маленькой деревеньке придаваясь прошлому, с прекрасными, добрыми и простыми людьми, все таки у Таеко есть настоящее, которое вот вот нахлынет и придется снова погрузиться в городскую рутину. Так что же выберет Таеко, тем более, что помимо полной эйфории и свободы в этом прекрасном месте, она так же встретила свою любовь?

И тут действительно можно восхититься Такахатой не только как мастером глубоких чувств давно ушедшего времени, но и как замечательным романтиком. Ведь он прекрасно описывает встречу, великолепно ведет героев по тропе зарождения настоящей любви, он потрясающе передает чувства и эмоции посредством анимации, в конце концов глядя на те редкие эпизоды свиданий Таеко, можно смело констатировать о чем то настоящем и неподдельным. Так же в ленте есть много других тонкостей — например сбор урожая шафрана, с его детальным описанием, или всяческие национальные традиции — и вообще, очень приятно, что авторы ценят свою культуру, даря зрителю много интересного и искреннего. Другое дело, что не каждый сможет проникнуться. Признаться, действие картины мягко говоря неторопливое, и какой либо динамики ждать не приходится. Даже конфликты Такахата выдает, смакую каждую деталь до такой степени, что вытекание этого конфликта происходит изнурительно, но зато терпеливый зритель получит самое прекрасное вознаграждение!

Картина снималась на студии Ghibli, которая подарила нам уйму шедевральных работ. Достаточно произнести имя Хаяо Миядзаки, и не заниматься перечислением оных. И несмотря на то, что лента создавалась в 1991 году, ее анимационные аспекты выглядят и по сей день восхитительно. Естественно, проглядываются изредка пустые фоны и несколько блеклые цвета, но зато эта манера как влитая идет самой истории картины, и я не представляю «Еще вчера» в другой интерпретации. И подводя итог, хотелось бы выразить благодарность Исао Такахате за то, что своей картиной он дает возможность зрителю погрузиться в потрясающие воспоминания о том, что казалось было очень давно, и то, что казалось было совсем недавно… Такие картины обязательно нужно смотреть хотя бы ради того, чтобы никогда не забывать о самых прекрасных чувствах, о самых чудных воспоминаниях. Первые классы, первая проба экзотического фрукта, первый поход с родителями в кафе, первое чувство любви, первое чувство обиды — перечислять можно бесконечно, лучше увидеть самому!

P.S. Детство — это маленький волшебный мир, который в свое время казалось никогда не закончится. Но однажды, мы все этот мир покидаем, и даже сами не помним как это случилось. Но когда это происходит, мы порой пытаемся вернуть этот мир обратно, придаваясь воспоминаниям. А воспоминания, способны снова и снова, на некоторое время переносить человека в прекрасное далеко и напоминать о самых дорогих моментах в жизни. И вновь оглянувшись назад, мы говорим — кажется, это было совсем недавно…

8 из 10

13 ноября 2010

«Еще вчера» — родник из воспоминаний о детстве, текущий в нашу взрослую жизнь…

Ой, как сложно писать рецензию на ТАКОЙ анимационный фильм…

Сразу хочется пояснить, что речь идет не о простом мультике, а о нечто другом. Японские мультфильмы вообще пропитаны каким-то особым трепетным чувством к родной культуре, к воспитанию детей, к природе, а «Еще вчера» по-особенному тонкий мультфильм. Обычно сюжет любого произведения строиться как-то привычно, иногда обыденно, иногда не совсем обыденно… но в «Еще вчера» сюжет особенный.

Для кого эта картина и как ее следует смотреть? Вопрос не праздный. Сразу скажу, что для просмотра стоит запастись терпением на 2 часа мультфильма, а еще очень прошу смотреть его в спокойном, а лучше лирично-романтическом расположении духа. Я с очень большим удовольствием смотрю японскую анимацию, но даже имея хорошее о ней представление «Еще вчера» может поначалу показаться скучным мультфильмом: действительно, нет в нем захватывающих действий, героиня Таеко постоянно размышляет о себе и ее мысли «прыгают» от школьного детства до настоящего времени, где она уже повзрослела и работает. Сюжетная линия всего мультфильма какая-то по-детски трогательная и психологичная. Таеко часто предается ностальгии и видит себя в 4-м классе школы, воспоминания об этом времени захватывают ее и она вновь переживает волнующие моменты детской влюбленности, девичьих страхов, смущений… Все чувства переданы с поразительной живостью. Более всего сюжет напоминает мне плавание по течению чистой и большой реки, реки нашей жизни… Воспоминания Таеко часто грустные и лиричные, но по-детски светлые.

Япония — удивительная страна, и этот мультфильм еще раз говорит наб об этом. В нем как под лупой видна жизнь и нравы японцев, их обычаи и чувства, иногда очень подробно описаны сельскохозяйственные технологии. Мне приятно, что даже в мультфильме ощущаешь то, как прикасаешься к этой самобытной культуре.

Самое главное, что в воспоминаниях Таеко мне показалось близким: это то, что мы в юности, мы в детстве и мы в настоящем очень близки. Современная жизнь призывает нас быстро взрослеть, но может быть, это не правильно?.. Тонкая анимация, конечное же, не останавливается на детских воспоминаниях: здесь можно подумать и о природе, и о народных традициях, о современной урбанизации, и о рождении любви..

В который раз убедился, что иностранные анимационные фильмы лучше смотреть с субтитрами и на языке оригинала читайте субтитры, получите огромное удовольствие от японского озвучивания и красивой музыки.

Очень бы хотелось, чтобы этот фильм посмотрели ценители серьезной японской анимации. Для романтичных и скромных девочек, девушек, женщин я бы рекомендовал фильм смотреть обязательно. Помните о детстве, оно всегда с нами.

10 из 10

24 августа 2009

Прекрасное искусство красоты и гармонии

Прекрасное, одновременно простое и сложное кино. Всегда удивляюсь, как работникам студии «Дзибли» каждый раз удается так тонко передать краски, которыми нарисована жизнь, в общем-то, абсолютно каждого человека.

Пожалуй, главным достоинством картины для меня стала ее доступность. Нет здесь ни сюжетных вихрей, ни приключений, даже некий романтический момент случается здесь только под титры. (Но как случается!) К концу картины понимаешь, что все два часа в тебе росло ожидание чего-то, из чего должна вырваться главная героиня. Ожидается проявление ее нового «я», которое обязательно случится и случится обязательно счастливым. Так и происходит, мне думается.

Японские мультипликаторы, вообще, удивительно талантливо передают картины счастья, которые их герои рисуют в своем воображении. Собственно образцом такого их искусства мне всегда видился «Ходячий замок». Здесь же вся эта красота подается через призму абсолютной реальности. Не знаю… Испытываешь какое-то невероятное детилизированное, я бы сказал, счастье, когда смотришь на детали процесса изготовления пурпурной краски.

Созданный образ девочки вместил в себе какую-то совершенно необъятную Вселенную простоты и мудрости. Этим характером можно умиляться, ему можно изумляться, а можно просто узнать в себе. «Еще вчера» — это не просто воспоминания.

Фильм сыграл на моем сердце как по клавишам, каждым мотивом нажимая на правильную клавишу.

30 октября 2008

нежное чувство ностальгии

Япония — удивительная страна, где культ семьи ставится превыше культа государственности и остается при этом изящным, красивым, тонким, сильным и традиционным. Его не выпячивают, не выставляют на публику, не делают акцентов, однако семья и преемственность является главным, первостепенным, само собой разумеющимся. И что такое семья в жизни человека, личность в семье, люди во взаимосвязи повествует режиссер Такахата.

Часто зритель, наслышанный, но плохо знакомый со студией «Ghibli», воспринимает Исао Такахата, как одного из замечательных коллег Хайао Миядзаки. Однако Такахата — не дополнение, не тень знаменитого японского художника, а самодостаточный, индивидуальный виртуоз, создающий совершенно иные, но ничуть не худшие фильмы. И чтобы было проще сравнить пока еще незнакомому с творчеством Исао, скажу: Миядзаки создает мультипликационные ленты, пригодные для всех — от мала до велика, Такахата — для взрослых, способных с ностальгией вспомнить свое детство.

Именно на нежном чувстве ностальгии держится повествование «Еще вчера». Как уже было верно замечено, вы не увидите здесь сказочности, мистики, фантастики, даже юмора и иронии, которая была в отчасти похожем «семейном» мультфильме «Наши соседи Ямада»… Только светлая грусть о прошедшем. Вы спросите, не слишком ли много для такого два часа? Не много, поверьте, даже мало. Такахата рассказывает о детских заботах, которые были у каждого, с такой теплотой, наивностью и достоверностью, что невольно узнаешь в героях себя и вспоминаешь, как сам переживал подобное. Маленькие знакомые эпизоды с задиранием юбок у девчонок, с вечными ссорами братьев и сестер, с жертвенным отказом от чего-то вкусного в пользу младшего, с маленьким семейными трагедиями, связанными с плохими оценками, с извечными яблоками, на которых «проще считать и путаться», с первой любовью — все это мы не раз слышали от знакомых, родителей, племянников, и не раз услышим от своих детей. Но почему-то всегда подобные истории заставляют улыбаться и радоваться, особенно если они талантливо воспроизведены. Исао в этом не отказать.

Помимо такого обыденно-непривычного набора в «Еще вчера» есть излюбленная восточная философия, которая и выделяет культ семьи. Недаром Таэко, лежа в поезде, задумывается и сравнивает свою детскую и взрослую жизнь. Кто я? Кем была? В кого превратилась? Думаю, каждому из нас стоит спросить себя об этом. А потом сравнить, сколько сил вложили в нас родные и близкие, и сколько мы потратили, чтобы стать тем, кем являемся. И, наконец, понять, что маленький ребенок, живущий внутри нас, должен жить и помогать возвращаться туда, откуда начали. Туда, где не смогли продолжить. Туда, где когда-то запутались. Лучше позже, чем никогда, — вот о чем говорит Такахата. И говорит детально…

Детали, мелочи — ими наполнен «Еще вчера». Кропотливость и педантичность в совокупности с наблюдательностью и талантом делают мультипликационную картину своего рода шедевром, который берет вас за душу самыми будничными, самыми простыми наполнениями. Смотришь и не понимаешь, чем тебя покорил мультфильм Такахата? Красивым оформлением? Да. Приятной музыкой? Да. Узнаваемыми персонажами? Да. Жизненными историями? Да. Но есть еще что-то. Что-то душевное, памятное, вечное, доверчивое, ювелирное и драгоценное… Что-то детское… Что-то, что можно вернуть всего на какие-нибудь два часа.

10 из 10

30 августа 2008

«Еще вчера» — это ностальгическая история про девушку, которая оказывается на жизненном перепутье, перед выбором между карьерой и созданием семьи. Сделать правильный шаг ей помогают собственные воспоминания о детстве: о маленькой пятикласснице Таэко в далеком 1966 году.

Тот, кто помнит забавное существо Тоторо и одноименную полнометражку Хайо Миятзаки, тот без сомнения сразу же представит себе графику и общий посыл «Еще вчера», ведь это анимэ тоже детище студии «Гибли».

Что для меня было самым прекрасным в этом мультфильме, так это его музыкальное сопровождение. Захватывает уже с начальных титров и чувствуешь, что сейчас увидишь что-то чудесное и доброе.

Таэко в детские годы, конечно, привлекает гораздо больше внимания, чем она же в 27. С особой любовью и тщательностью переданы состояния ребенка, его детские обиды на взрослых, и радости. Первая любовь Таэко, которая, как мне сначала показалось, не получила продолжения, но позже я поняла, что дело не в длительности, а в том, что она состоялась. И в том ощущении полета, которое охватило Таэко позже.

Итог: анимэ не развлекательное, без драк и фантастических событий. Оно о жизни. Анимэ для души.

12 июня 2008

Полифония мастера Такахаты

«Еще вчера» — неудачный перевод названия фильма. Гораздо ближе к содержанию название «Сочащиеся воспоминания».

Не всякий в состоянии переварить эту картину. Не забываем, что это, вроде как, полнометражный мультфильм и, вроде как, должен как-то развлекать, веселить, либо, наоборот, пугать, будоражить. В общем, должны происходить какие-либо активные события. Так вот, к данной картине этот стереотип не имеет никакого отношения. В «Omohide poro poro» не происходит практически ничего, кроме впечатляющего акта самосозерцания.

Главная героиня, одинокая девушка в том возрасте, когда уже давно пора бы выйти замуж, берет небольшой отпуск и совершает вояж из большого города в деревню. В деревню она едет всего во второй раз в жизни, к каким-то весьма отдаленным то ли родственникам, то ли просто знакомым. Примечательно, что едет героиня не отдыхать, а работать — как раз время сбора некоторых растений. Приезжает, в деревне ее встречают очень милые и простые люди, она тяжело, но с удовольствием работает, много разговаривает с окружающими о жизни. Особенно с местным молодым фермером, парнем симпатичным и, кстати, неженатым. Впрочем, все абсолютно целомудренно и романтические нотки появляются только в самом конце, да и то не с подачи молодых людей.

Хотя, с другой стороны, можно сказать, что весь фильм пропитан романтикой. Не любовной романтикой, не романтикой приключений или открытий, а какой-то тонкой, печальной, ностальгической, дребезжащей на краю сознания романтикой, вообще, бытия. Именно японскому искусству обычно удается наиболее ощутимо резонировать эту романтику, вывести ее с края сознания на передний план и наполнить ею все окружающее.

Дело в том, что те события, которые вяло происходят в фильме — это только один пласт картины, только одна тема в полифонии мастера Такахаты. На протяжении всего фильма на девушку, так сказать, находят «сочащиеся воспоминания», воспоминания из одного года детства (где-то лет 11—12). Смешно сказать, но и там, в том году детства, тоже ничего особенного, вроде, не происходило. Это в современном голливудском триллере вдруг выяснилось бы, что, не знаю, героиня в детстве одна выжила в горящем доме и все это покрыто какой-нибудь страшной и неприглядной тайной. Хорошо если без мистики.

У Такахаты все не так. Самая обычная девочка, которая жила самой обычной жизнью. Нет, не самая обычная девочка, а уникальная и интересная девочка — как уникален и интересен каждый из людей. И жизнь ее была уникальна и необычна — как у каждого из нас, пусть даже она соткана из рутины повседневности. Я не хочу замахиваться на фарфоровую вазу мастера Такахаты и даже не буду пытаться описать эту рутину повседневности, ее надо только видеть. Отмечу только, что Такахата Исао не только большой художник, но и очень педантичен в деталях. Я, конечно, не специалист в быте японцев середины прошлого века, но складывается явственное ощущение, что все, что изображено в фильме (одежда, прически, вещи, музыка и т. п.), абсолютно достоверно.

В конечном итоге, темы «сочащихся воспоминаний» и «нынешней повседневности» переплетаются в гармоничную полифонию смыслов и ощущений. Главная героиня, медленно пропуская через себя свое прошлое, как-то внутренне изменяется и, видимо, находит себя, находит внутреннюю гармонию. Как находит, почему? Это трудно объяснить, лучше ощутить это, посмотрев картину. Несмотря на всю плавность, неторопливость, статичность, сильные эмоции вызывает финал картины.

Нельзя не упомянуть и о технической стороне фильма. Работы Такахаты Исао вообще и эта в частности отличаются редкой степенью детализации прорисовки. Речь идет не о стремлении к фотографической достоверности картинки, а о том, что картинка наполнена деталями, причем, в массе своей, «живыми». Видно, что над прорисовкой была проведена большая кропотливая работа, хотя, в то же время, картинка определенно не стремится броситься в глаза своими достоинствами, она очень мягкая и плавная.

По духу «Omohide poro poro» во многом напоминает классику японской литературы, например, Ясунари Кавабату. Мой брат, закончив просмотр фильма, сказал: «Я словно прочитал хорошую книгу». Я вполне согласен с этой формулировкой. «Прочитайте» эту картину и Вы, если любите хорошую литературу.

9 из 10

10 июня 2008

Мелодрама Ещё вчера впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Исао Такахата. Кто снимался в кино, актерский состав: Мики Имаи, Тосиро Янагиба, Ёко Хонна, Маюми Идзука, Масахиро Ито, Тиэ Китагава, Ёсимаса Кондо, Юки Минова, Митиэ Тэрада, Ёриэ Ямасита, Мэи Оситани, Мэгуми Коминэ, Юкиё Такидзава, Масаси Исикава, Кодзи Гото.

В то время как во всем мире собрано 473,110 долларов. Страна производства - Япония. Ещё вчера — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.