Дом на песке
5.6
5.4
1991, драма
СССР, 1 ч 25 мин
В ролях: Елена Шифферс, Елена Шачкова, Юрий Астафьев, Владимир Еремин, Владимир Кузнецов
и другие
Лирико-драматическая история девушки, живущей в большой хлебосольной семье интеллигента, растворена в жизнеописании среды и атмосферы Ленинграда конца 30-х - начала 40-х годов.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дом на песке

год: 1991
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Александр Шумович
композитор:
художники: Эдуард Зюзиков, Екатерина Шапкайц, Елена Жукова
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 сентября 1991 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Дом на песке», 1991

Вечная Сонечка, или Эскиз ушедшей эпохи

«Дом на песке» — второй игровой фильм Нийоле Адоменайте, и второй же ее фильм, охватывающий советскую эпоху. В дебютной «Коме» литовский режиссер обратился к беспросветности лагерной тематики, и, если честно, эту историю насилованной-перенасилованной студентки сложно назвать иначе как «чернухой». Затем внимание Адоменайте привлекло творчество Татьяны Толстой, рассказ которой и лег в основу «Дома на песке». Безусловно, проза воинствующей и злословной интеллектуалки, завораживает своей густой метафоричностью. Толстая умеет не только одним едким замечанием ввести в ступор любого уважаемого собеседника, но и парой сочных образов нарисовать портрет эпохи и человека в ней. И задача тут изначально стоит не из легких — найти адекватную замену потрясающей меткости словам в киноязыке.

Действие фильма происходит в предвоенном Ленинграде. Отзвуки Серебряного века раздаются в среде продолжающих декадентствовать интеллигентов мелодичностью северянинского миньонета и вплетаются в предгрозовую атмосферу мандельштамовской паутинкой шотландского старого пледа. Группа молодых людей праздно проводит время на даче, купаясь в мелковатой речушке, маскируя адюльтеры да насмехаясь над неизвестно как затесавшейся в эту компанию Соней, набитой дурой с лошадиным лицом и кривозубой улыбкой, вечно одетой в бесформенные балахоны, украшенные нелепой эмалевой брошкой в виде голубка. Эта убогая идиотка — очевидно не чета грациозной Адочке, которую так и хочется сравнить с божественной Айседорой Дункан. Именно Аде пришла в голову идея позабавиться, выдумав для Сони поклонника — некоего безнадежно женатого отца троих детей. Разное будет происходить с героями вплоть до наступления войны, но эпистолярный роман блаженной дурнушки с ее таинственным Николаем будет продолжаться.

Подобно оригинальному рассказу, фильм калейдоскопичен, не имеет четкой структуры, а состоит из вереницы ясных и не очень образов, что, скорее, идет ему в минус. Без опоры на текст многое рискует оказаться непонятным и недосказанным. Как не пытается режиссер ухватить эпоху «грубыми телесными руками», она ускользает под скрипучий голос радиодиктора, оставив в руках лишь обрывок накрахмаленной скатерти и коллекционную фигурку слоника. Между тем, в фильме появляется и нечто новое — тема репрессий, доносов на своих, культа личности. Оригинально обыгрывается линия одного из героев в параллели с судьбой Даниила Хармса, и одновременно вспоминается судьба Марии из «Комы», неосторожно прочитавшей цветаевскую «Повесть о Сонечке». Навсегда теряются следы людей, получивших символичные десять лет без права переписки, и тревожно звучит из детских уст невинный вопрос: «А кого ты любишь больше: меня или Сталина?»

Нийоле Адоменайте не только добавила событийности, но и несколько сместила центр тяжести в своем фильме по сравнению с первоисточником. С человека — на эпоху, с человека — на другого человека. Да, слегка потускнел образ Сонечки, вечной Сонечки, добродушной и готовой к самопожертвованию, явно названной в честь героини «Преступления и наказания». Нелепой чудачки, униженной и оскорбленной, продолжающей классическую тему «маленького человека». Той, о которой мог написать и Чехов, и Гоголь, а мог и Куприн, если бы захотел сделать своего Желткова женщиной. Зато в «Доме на песке» гораздо ярче нарисован образ Ады. Здесь она не просто заигравшаяся стерва, подарившая иллюзию любви, а затем отнявшая и ее. Здесь упоение фантомным чувством забитой дурочки Сони оттеняет мнимое благополучие великолепной Ады и наоборот. Две женщины, ни одна из которых не обретет счастья в любви, но чьи судьбы причудливо сплелись. Две женщины, за спинами которых раскинулся сначала архипелаг исправительно-трудовых лагерей, а затем замкнулось кольцо блокады. Все надежды и мечты полетят в огонь пожелтевшей пачкой писем, рассеяв последнюю волну тепла в военном Ленинграде, и застынут в вечности эмалевым голубком, снятым с лацкана безвкусного дешевого платья.

30 марта 2013

Драма Дом на песке впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Нийоле Адоменайте. Кто снимался в кино, актерский состав: Елена Шифферс, Елена Шачкова, Юрий Астафьев, Владимир Еремин, Владимир Кузнецов, Иван Латышев, Людмила Молокова, Мария Никифорова, Сергей Сильницкий, Наталья Самойлова, Александр Струнин, Анна Зайцева, Татьяна Смирнова, Татьяна Болдина, Елена Ткачева.

Страна производства - СССР. Дом на песке — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.