Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Доказательство |
английское название: |
Proof |
год: | 1991 |
страна: |
Австралия
|
слоган: | «Фотографии не лгут» |
режиссер: | Джослин Мурхаус |
сценарий: | Джослин Мурхаус |
продюсер: | Линда Хаус |
видеооператор: | Мартин МакГрат |
композитор: | Not Drowning Waving |
художники: | Пэдди Рирдон, Димити Хантингтон |
монтаж: | Кен Сэллоуз |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $524 668 |
Мировые сборы: | $524 668 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 августа 1991 г. |
на DVD: | 1 сентября 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Возможно, сейчас малобюджетный австралийский фильм «Доказательство» скорее известен по звездным актерам в главных ролях, но, кроме прочего, это прекрасный образец лаконичности в повествовании. В полтора часа Джослин Мурхаус укладывает сложную историю с многогранными персонажами, каждый из которых раскрывается с новой стороны по ходу действия. Ни одной лишней сцены и простор для интерпретации.
Основная тема фильма – это, конечно, доверие. И все чувства и положения, косвенно связанные или основанные на нем. Режиссер использует тему и для философского рассуждения о грани между реальностью и фотографией, о взгляде «другого» (в фильме даже есть маленькая отсылка к легендарному «Фотоувеличению» Антониони), но главным образом ее интересуют человеческие взаимоотношения.
Персонаж Хьюго Уивинга Мартин настоящая удача авторов картины. Он предстает не самым приятным человеком: дерзкий, ожесточившийся из-за врожденной слепоты, избегающий общества, он сильно отличается от образа «инвалида», поощряемого социумом. В картине нет ни следа жалости к нему, но в то же время, она полна сочувствия. Фильм начинается с кадров, в которых камера наблюдает за героем в некомфортном, опасном городе, и заканчивается сценой из детства Мартина – не столько флэшбэк, сколько вновь обретенное воспоминание, – в которой зритель наконец может отождествиться с персонажем. Это от начала до конца история Мартина – от звукомонтажа до кадрирования; словно на фотоснимках подглядывающей за ним Силии (Женевьев Пико), его личность раскрывается со всех ракурсов. Не в последнюю очередь благодаря отличной игре Уивинга.
За скромный хронометраж фильм успевает рассказать о еще двух непростых героях. Сострадание к Силии возможно, пока мы не узнаем о ее патологической одержимости, но и тогда ее персонаж вызывает жалость, а не презрение. В некоторой степени Силия напоминает «роковых женщин» из нео-нуаров, она становится разрушительным элементом в динамике двух героев. Потому есть соблазн назвать фильм «мизогинным», учитывая его сюжет. Но это поверхностное мнение: фильм Мурхаус наоборот подчинен пресловутому «женскому взгляду».
«У тебя бывает чувство, что за тобой наблюдают?», спрашивает героиня Мартина. «Постоянно», отвечает он. Однако, в позицию наблюдаемого он попадает только по задумке режиссера, когда это важно для раскрытия второстепенных персонажей. Действительно же объективирован Энди, молодой и симпатичный Рассел Кроу, от которого глаз не оторвать. Мартин и Силия видят его по-своему. Показательна сцена, в которой Силия собирает его портрет из разрозненных фотографий, многочисленных «взглядов» Мартина. Поставить зрителя в точку зрения женщины и человека из уязвимой группы это достаточно смелое решение.
Персонаж Кроу тоже неоднозначен. Он сам признается в своей изменчивости и недальновидности, при этом ему присущ синдром спасателя: от бездомной кошки до искреннего интереса к слепому человеку и до жалости к отверженной девушке. Тем не менее, он пытается стать более надежным человеком, и именно он становится катализатором важнейших душевных изменений в сознании главного героя.
Конечно, проблема кризиса доверия доведена тут до предела в фигуре главного героя, но фильм многим покажется личным, потому что мастерски отражает гамму чувств, знакомых каждому.
27 апреля 2024
Честно, я не очень представляю, как можно жить/выжить будучи слепым. Проводил эксперимент — закрывал глаза и в течении часа решал свои бытовые задачи. Ничего не вышло. Это механическая сторона, скорее дело трудоёмкой привычки, но что чувствует человек, лишённый практически всех прелестей существования, — вот в чём вопрос. Тяжело остаться цельной личностью, когда психологическая устойчивость под большим сомнением.
Главный герой, слепой от рождения, так и не научился доверять людям, даже самым близким. Доведя свои страхи до патологической точки, он придумывает частичный выход из положения. Он начинает фотографировать…
Эта картина не демонстрирует трудную жизнь инвалида, традиционную стойкость духа, нет, она намного глубже, настолько, что играючи обошла эту избитую тему стороной. Фильм расскажет о доверии, о природе этого благородного чувства. Всё настолько доходчиво, а главное искренне, что волей-неволей начинаешь размышлять, внося некоторые коррективы в своё личное понимание данной темы.
Подкупает отличная актёрская подача. Из Кроу и Уивинга вышел идеальный, прям душевный дуэт. Неожиданно, но очень приятно.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это идеальная жизненная драма, которая не оставит равнодушным ни одного смотрящего, а из-за своей цельности, рассказанная история надолго останется в памяти благодарного зрителя.
Всем желаю приятного просмотра!!!
26 сентября 2017
Представьте, что однажды утром, проснувшись после беспокойного сна, вы обнаруживаете, что вашей комнаты нет. Нету ни стен, ни коралловых обоев на них, ни паркета, ни окон, ни письменного стола — ничего. Вы их просто не видите, поскольку ослепли. Что вы сделаете кроме того, что устроите сверхпанику, пройдёте через шок и депрессию? Что вы сделаете после, через время? Очевидно, что после вы начнёте ощущать мир по-иному, с опаской и вечной подозрительностью. Каждый шаг будет даваться для вас с большим трудом, поскольку реальность для вас уже не существует. Для вас существует хороший день, когда вы встали утром и не выдавили из тюбика зубной пасты километровую магистраль, и плохой день, когда вы в очередной раз бьётесь о бордюры и фонарные столбы, в надежде найти вход в проклятый супермаркет.
Чувство достоверности происходящего станет для вас основой жизни и единственным прутиком в мутной трясине существования.
- А ты не лжёшь мне, мама?
- Зачем мне тебе лгать?
- Потому, что ты можешь.
Мартин, главный герой фильма, был рождён слепым. Он никогда не видел солнечного света, лишь впитывал его кожей, никогда не видел человеческой улыбки, лишь слышал ласковый тембр голоса — он с самого детства лишен счастья зреть. Мартин одинок, без друзей и семьи. Казалось бы, чем Мартин может заниматься в жизни кроме того, что сидеть и читать у себя дома шрифт Брайля? Но однако же непреодолимое желание чувствовать мир визуально заставляет Мартина заниматься фотографией. Работы его небрежны, похожи скорее на дневники с пометками места и времени. Но однако же как они четко передают наше виденье мира: частичная, ассиметричная, прерывистая, сфокусированная на мелких и не всегда важных деталях разноцветная киноплёнка жизни.
Сделав однажды свой первый снимок — сад за домом — Мартин постоянно донимал свою маму мол «Опиши, что на нём», всякий раз стараясь получить картину целостно, детально, и главное — достоверно. Привычка эта сохранилась у Мартина навсегда. Однажды, познакомившись с обычным официантом ресторана Энди, фотограф просит того описать снимки. Так и начинается история дружбы двух разных людей.
- Все люди лгут. Но не всё время, и это главное.
Энди становится для слепого фотографа иллюстратором мира, воплощенного в снимках. Он описывает людей, их внешность, их характеры, но не даёт себе отчёта в том, насколько для Мартина эти картинки важны, насколько они неразрывны с его пониманием действительности. Мартин считает фотографии доказательством, доказательством, что это было на самом деле, что это не фикция. А как иначе подтвердить реальность? Именно в этом и кроется основной конфликт истории, поскольку что и объектив камеры, что и человеческий глаз — несовершенны, они не способны дать той самой истины, к коей так стремился Мартин…
- Ты всегда говоришь правду, Матри, вся твоя жизнь — правда. Пожалей нас, грешных.
2 октября 2016
Доверие — это очень важное качество, именно качество человека. И для меня этот фильм является доказательством того, что доверие людям — невероятно важная вещь, сейчас, когда люди постоянно ищут в других ложь по отношению к себе.
Но чтобы доверять людям нужна смелость, как в том упражнении, где один должен поймать спину другого. Мартин — трус. Он боится того, что он не такой, как все, боится того, что он, в силу своего недуга слабее, чем другие, что его легко могут обидеть, воспользоваться, поэтому делает это же первым — обижает свою мать, обвиняет её во лжи, даже по поводу смерти, пользуется Силией, судит о всех людях по одной и той же своей гребенке. Есть очень счастливые истории и примеры, когда инвалиды выглядят (по крайней мере так кажется внешне) счастливее и добрее даже некоторых других, абсолютно здоровых людей, но с самого начала Мартин показался мне злым и эгоистичным.
А вот фотография меняет всё. Знакомство с Энди — простым, несерьезным, беспечным парнем, непривычная симпатия, которая просыпается у Мартина к нему, — и радость, улыбка окутывает героев и меня при просмотре кадров из ветеринарной клиники, кафе или кино, стираются все границы, люди становятся равны, даже не смотря на серьезные «внешние» различия. Эти кадры наполнены смехом и счастьем, они так искренны и так легки… И вот, кажется, всё, ответ найден — доверие.
Но нет, вмешивается чувство собственности, ограничение свободы, шантаж, ощущение власти над человеком, не способным дать отпор, причинение боли другому из-за своего эгоизма, из-за желания внимания, гнетущее одиночество, злость, похоть, ложь…
В последнее время мне хочется стучать людям по голове и кричать «Расслабьтесь, воспринимайте всё проще». Вот ведь ответ — доверие, прощение и свобода.
Человек человеку — друг. Так ведь? Для меня — так, и никак иначе.
Но, конечно, без плохого в жизни тоже не обойтись — без черного не существует и белого. Ведь «Боль неизбежна. А страдание — личный выбор каждого».
26 февраля 2016
Очень занятная история. На примере истории слепого человека, очень здорово рассказывается о сущности правды и лжи, о доверии. На самом деле, изначально, мне казалось, что это будет проходное кино. Сам не знаю почему. Неизвестный мне режиссер, да еще и женщина. Также, в главной роли Уивинг, которого я не особо жалую. Но стоит отдать ему должное. Это сильная роль. Кстати, Кроу, который в этом фильме ну просто мальчишка, тоже очень неплохо сыграл.
Я думаю, что кино понравится зрителю, который смотреть картины не для отдыха, а для раздумий. Действительно, в этой ленте есть над чем подумать.
15 декабря 2011
Взаимоотношения с миром Мартина (Хьюго Уивинга), слепого от рождения, были бы намного проще, если бы он сам не приумножал свою ущербность подозрениями о лжи окружающих. Он многое слышит, многое ощущает, но не чувствует «очевидного» — как к нему на самом деле относятся люди. Он фотографирует и эти фотографии — доказательства происходящего, невидимого для Мартина. Фотографии не обманывают, да и люди лгут и не всегда от злого умысла: «Ты всегда говоришь правду, Мартин. Вся твоя жизнь — правда. Сжалься над остальными!»
Манипуляциям в «Доказательстве» уделено особое место: игры Селии со слепым объектом страсти Мартином и его новым другом Энди, исследовательский интерес Энди к образу жизни Мартина, передёргивание фактов и чужих слов самим Мартином. Особое место в жизни Мартина занимают воспоминания о рано умершей матери. Но насколько они правдивы, он и сам не знает!
Все актёрские работы в фильме чертовски хороши и каждая по своему: харизма Хьюго Уивинга, невинность Рассела Кроу и эмоциональность Женевьев Пико.
10 из 10
13 марта 2010
Этот фильм, собравший все награды Института кинематографии Австралии, повествует нам о молодом человеке по имени Мартин (Хьюго Уивинг) и о его способе влиться в этот мир. Все дело в том, что Мартин — слепой с рождения. В детстве мама была его глазами, она, помогая ему в его желании узнать, какое все вокруг него, подарила ему фотоаппарат. С тех пор Мартин повсюду делал снимки, а мама по его просьбе описывала ему фотографии. Но беда в том, что Мартин никак не мог поверить ей, он всегда был уверен в том, что она говорит ему неправду. Это еще усугубляется тем, что Мартин, с детства чувствуя свою ущербность, считал, что мать стыдится и ненавидит его за то, что он родился слепым.
Энди (Рассел Кроу) работает в кафе мойщиком посуды, он беспечен, как и все молодые парни, не отягощенные излишними мыслями по поводу смысла жизни и просто ею наслаждающиеся. И вот в один прекрасный день судьба сводит их для того, чтобы Энди смог делать для своего ровесника Мартина то, что делала его давно умершая мать — описывать ему сделанные во время прогулок фотографии. Они дают обещание друг другу не лгать. И Мартин впервые за долгое время находит настоящего друга, с которым легко, который не только может ему описать фотографии, но даже сводить в кино.
Но все не так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Есть и третья фигура — молодая женщина по имени Селия (Женевьев Пико) — домработница Мартина, немного странная, на первый взгляд холодная и циничная. В ходе фильма выясняются довольно интересные подробности того, по какой причине Селия стала неотъемлемой часть мира Мартина. Их отношения очень напряженные — он не подпускает ее к себе слишком близко, он боится близких отношений, он боится всего нового, так как не знает, насколько оно может быть правдиво. Он боится, что его обманут. И отчаявшейся Селии не составило большого труда соблазнить такого молодого здорового парня, как Энди, принимающего все это за чистую монету.
Меня в первую очередь впечатлили актерские работы Уивинга и Кроу. Я уже давно люблю австралийское кино, и этот фильм в очередной раз утвердил меня во мнении, что они умеют снимать очень душевное кино, которое смотрится легко, но вместе с тем порой несет в себе очень глубокие мысли, заставляя окидывать заинтересованным взглядом все то, что находится вокруг нас и кажется таким известным и простым.
Хью Уивинг поразительно сыграл слепого человека, он был так несчастен в своем сомнении и в то же время убедителен в желании по-настоящему познать мир. Энди Рассела Кроу хорош своим мальчишеским задором и неспособностью лгать, не испытывая угрызений совести. Вместе они замечательно сыграли драматическую историю, не забывая иногда и повеселить нас своими выходками.
Все, что вытекает из отношений такого странного любовного треугольника, и является одной из главных мыслей фильма — как можно полюбить человека, не будучи уверенным в нем, как можно быть уверенным в человеке, не имея доказательств. Еще одна мысль такова — какой же мир наиболее правдив: тот, который «видит» Мартин чужими глазами, или тот, который видим мы? Фильм сложен своей кажущейся простотой. Мартин считает, что он жалок, потому что слеп. Но может быть, жалки другие люди, потому что им приходится лгать?
Посмотрите — и вы поймете все сами…
22 декабря 2008