| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6 |
IMDb
|
3.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Цензуру к памяти не допускаю |
| год: | 1991 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Александр Пороховщиков |
| сценарий: | Александр Пороховщиков |
| видеооператор: | Александр Устинов |
| композитор: | Евгений Геворгян |
| художник: | Юрий Пугач |
| жанры: | ужасы, драма, биография |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
2 ч 7 мин |
Это режиссерский дебют известного актера Александра Пороховщикова. Он взялся за этот проект, когда ему было больше 50 лет. Поскольку фильм о воспоминаниях зрелого мужчины, а Александр Шалвович выступил и автором сценария, то очень вероятны биографические откровения. Видимо перед зрителем раскрывалась правдивая история либо его самого, либо кого-то из его близких.
Действие расщепилось на две движущиеся одновременно части. В одной из них мы сталкиваемся со зрелым мужчиной, который решается на месть. Действие разворачивается в конце восьмидесятых. Время грубости, криминала и отсутствия ориентиров. В другой мы переносимся в прошлое этого мужчины. В далеких тридцатых мальчишка переживает невиданные сложности. Мало того, что репрессированным оказывается его дедушка, так еще и вся семья вынуждена испытывать тяготы отчуждения.
Режиссер Пороховщиков выделяет прежде всего мир эмоций. Нам показывают переживания ребенка. Он оказывается в такой реальности, где его могут выгнать с праздника, а прохожий может забрать шапку и избить. Прошли годы, он вырос. И теперь он уже может отвечать на грубость. Судьба будто специально подбрасывает ему похожие ситуации.
Начало этой ленты задает большие ожидания. Откровенность и погружение в прошлое помноженное на криминальную интригу создает особое напряжение. Но в дальнейшем все обозначенные линии несколько смазываются. Даже харизматичный 'стальной' Пороховщиков на этот раз примериваясь к неожиданному для себя образу чрезмерно сентиментального депрессией мужчины выглядит невнятно.
Другими словами в той ленте слишком много конформизма. Она в полной мере отвечает тогдашней кинематографической повестке - констатация социальной 'чернухи' и обличение репрессий. Потому есть и некоторая справедливость в маловыразительном финале. Режиссер будто на полуслове обрывает повествование.
4 из 10
6 марта 2025
Фильм Пороховщикова построен практически на биографичных данных автора. Начало довольно таки интересное. Внук одного из миллиона репрессированных в сталинские времена выходит на след одного из палачей НКВД (судя по всему высокопоставленного, хотя никаких объяснений на протяжении всего фильма не было). Это происходит после смерти матери героя и он, герой, исполнен решительно довести расправу до конца. За ним уже организована слежка опытными работниками КГБ (это опять таки догадка, потому что объяснений в этом фильме я так и не дождался). И вот герой в электричке на пути к справедливой мести придаётся воспоминаниям о своём нелёгком прошлом. О репрессии деда, о предательстве отца родного, о нелегких буднях на Урале в военные годы. Пока вроде бы всё логично, хотя начинает немного надоедать. И вдруг в фильме наступает резкий поворот. Нет-нет, это не финальная драка героя со злодеем (сразу же скажу никакой встречи и расправы над сталинским палачом не было, похоже сценарист про это просто забыл).
Герой продолжает свои воспоминания, но только уже про недавнее прошлое. Оказывается, что герой-то наш ещё совсем ничего, бодрячок, хотя ему судя по всему уже за 50. Он, моментально покоряет сердце молодой пианистки, и судя по всему у них бурный роман (хотя, смотря на каменное лицо героя, трудно представить, что он кого-то там соблазнил). Потом он вступает в бой (один и без оружия) с бандой головорезов. Чем закончилась битва, никто не рассказывает (уже привыкли), но, кажется, герой справился в одиночку. И вот герой наконец-то приехал (ох и долгая была поездка-то) и получает неожиданное известие. У него сын, оказывается, есть(индийское кино отдыхает) и он мчится в Москву (причём в прямом смысле слова), забыв зачем он приехал, ибо есть дела поважнее. Можно только представить реакцию опытных работников КГБ на поведение героя, но про них, похоже, сценарист забыл также.
Глядя на такие фильмы, начинаешь понимать почему кинематограф той поры называли «перестроечная чернуха». Что автор хотел показать, зачем? Похоже, что сделано всё на «тяп-ляп». Лишь бы побыстрее выпустить. Актёрской игры просто нет. Пороховщиков с каменным лицом сыграл просто плохо.
Короче говоря, если вам жалко своего времени, лучше не теряйте его на просмотр этого вот «шедевра».
5 из 10
16 февраля 2012