Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Автостоп |
год: | 1991 |
страны: |
СССР,
Италия,
Швейцария
|
режиссер: | Никита Михалков |
сценаристы: | Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков |
видеооператор: | Франко Ди Джакомо |
художники: | Владимир Аронин, Ирина Гинно, Росселла Сканагатта |
монтаж: | Энцо Меникони |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 56 мин |
Недавно я решила пересмотреть фильм Никиты Сергеевича «Автостоп» 1990 года. Этот фильм является одним из самых любимых мною фильмов Никиты Михалкова. Да и по продолжительности он не большой, всего каких- то 56 минут. Зато каких минут! Впервые, когда-то увидев этот фильм, я была поражена, на сколько человек может за такое короткое время показать зрителям глубокую и достаточно философскую картину. Ведь по сути дела, сам фильм не имеет в себе какой-нибудь острый и захватывающий сюжет, который обычно так привлекает зрительскую аудиторию. Но он имеет нечто гораздо большее, чем всё это. А именно скрытый смысл — то что хотел показать режиссёр своей картиной.
Для меня было удивительно, как такими простыми словами, понятными каждому из нас, в такой простой форме можно было изобразить всю любовь к своей Родине и через иностранца раскрыть загадку русского человека. Смотря « Автостоп» невольно проникаешься гордостью за Россию и её людей. Итальянцу, который приехал в эту страну, очень трудно даётся понять натуру её жителей. Для него многие вещи, привычные нашим людям становятся в диковинку. И только благодаря случайности, встретив по дороге беременную женщину, он понял какую ошибку совершил бросив свою жену и детей. Опять же, таким образом получается, что именно Россия сыграла важную роль в судьбе итальянца, помогла ему принять правильное решение.
Я хочу выразить благодарность Никите Сергеевичу за такой прекрасный фильм и так же уделить особое внимание музыкальному сопровождению. В « Автостопе» звучит музыка моего любимого композитора Эдуарда Артемьева, его композиции идеально подходят ко всем важным эпизодам фильма, дополняя их и предавая им большую значимость для восприятия зрителем.
Спасибо большое за такие фильмы!
6 июня 2013
Никита Сергеевич Михалков, год 1990. Гений вдохновения великого русского кинорежиссёра уже испарился, но статус выхолощенного профессионала международного уровня ещё не заявлен. «Автостоп» — не кино в полной мере, а растянутый рекламный ролик новой модели автомобиля, на художественное решение которого, фирма Фиат выделила достойный бюджет. В соответствии со всей утилитарностью продукта, учтены особенности географического и человеческого ресурса потенциального рынка сбыта. Обошлось без мудрствований: сильнее любой партии и религии людей на Руси объединяет «нелюбовь» к плохим дорогам и повсеместным дуракам. И сценарий вовсю эксплуатирует магическую силу заграничного Жигулька, коего ни мёрзлыми ухабами, ни оголтелыми дурнями не вспугнёшь.
С «Очей чёрных» Михалков начал терять как художник, но обретать как экспортёр матрёшечно-балалаечного края медведей и соболей в интеллектуальной валюте. Чеховская фантазия — антреприза для умных: здесь вам непостижимая загадочность русской души, цыганщина, «сысоевская глушь». Лубок на грани хорошего вкуса. Почти дягилевские сезоны. Следующий проект менее амбициозен (заказчик диктует), но и это талантливейшая вещь. У Никиты Сергеевича и дважды сказанная пошлость — искусство.
Сюжет — петрушка и анекдот. Сандро холост, прагматичен, неулыбчив, ответственен. Портрет типичного рационалиста «западного типа», к каковому мы привыкли ещё со времён гончаровского Штольца. Едет через Европу по делам в Россию, в страну, которую даже италийский автозаправщик почитает чуть ли не завиральной Атлантидой. Там, по нечаянной доброте, подвозит до больницы беременную Настю и (появившегося позднее на мотоцикле) её мужа Сашу. Детали сюжета — шутки с билингвизмом и столкновение стереотипов. Настоящий средиземноморец слушает исключительно оперу, в машине наклейки Орнеллы Мути и Папы Римского. Челентано для полного комплекта не хватает, но за комичное начало отвечают «эти непонятные русские» — суть нелогичной обломовщины, без которой и Штольц не Штольц. Сосульки на усах, наградной вымпел с ликом Ленина, непереводимое «наше всё»: херомантия, ё-моё, бляха-муха, ядрёна-матрёна. Душевное единение Востока и Запада проявляется через ту самую рекламную экспозицию комфорта, ловко вплетённую в фабулу маститым сценаристом Рустамом Ибрагимбековым. Модерновый Фиат так и сяк продемонстрирован. С визгом, с разворотами. Наши, с открытым ртом, диву даются агрегату с чудо — обогревом именуемым (роскошным для чужеземного уха) словом «печка». Ремни безопасности, откидные спинки, автоматика стеклоподъёмников, лампочки, съёмные сидения, объёмный багажник, встроенный магнитофон. «Хорошо. Тепло. Музыка. А ты сидишь и «Правду» читаешь» — восторгается герой Владимира Гостюхина. «Машина для беременных» — резюмирует героиня Нины Руслановой. Реклама высмеивается, реклама живописуется. Деревенщины не могут сдержать эйфории, но чувство такта пробуждается неловкой стыдливостью: «перед иностранцем же неудобно». Плавность железного фиакра умиротворяет, и вот уже организм разомлел и не успевает погодить…Благо до такой вампуки, как роды в машине не докатились (Настёна волевым усилием покидает рай на колесиках и подобно дикой самке точно угадывает благоприятное место для разрешения от бремени), но здесь у автора свои козыри. Снежный пейзаж суриковского типа, животворящая прорубь, естественность человеческих реакций будто ворожба волхвов. Луббокиада.
Богом помазанный помёт. В нехоженых селениях, с суеверной верой в доброго Ленина, на эмоциях аки блаженные. А поди ж ты! Хранители вселенского источника любви и знаний. Как бы всё выглядит сладенько, с заботою, но как бы и с дистанцией, с брезгливостью. Так обычно любят хомячков и черепашек. Это даже не бездумные щелчки туристического Кэнона. Заметки натуралиста, оформленные в новеллу методом Джеральда Даррелла. Взгляд человека в левом углу фотографии с указующим перстом. Комедия — Проповедь. Не шугайте дикого зверька, но приручите его. Пригодится. Как кривое зеркало или краснокнижный реликт. Посмотрите на них — сирых, убогих и наивных и вспомните, что вы не такие. Растворитесь в божьем сострадании и грехов меньше свершите, и душою чище станете. А автомобиль деткам ихним оставьте. Чай, ни Лексус, ни Мерседес. Они и без того, столько лет на таком дерьме ездят — пусть потешатся. Что до меня…я с вами господа, не с ними. И вообще, у меня родословная. В случае крайних мер, можно резервацию замутить, а я так уж быть — готов приказчиком или пастырем послужить, ибо не гордый, а с благородством в крови. Дьявольские детали рушат гуманную канву, и сказка о национальной самостийности обращается насмешкой. Цирковой конферансье с фискальной улыбочкой даёт объявление о том, как руссиш баба в ушанке дитятку понесёт да во сибирских холодах, да под гнутыми от снежка берёзками…НО лежать она будет (обратите внимание!) на великолепнейшем съёмном сиденье из потрясающе-комфортного автомобиля чистейшей итальянской выделки!
Эпизод родов снят под Тарковского — чуть замедленно, с приглушёнными партитурами Эдуарда Артемьева, панорамным обзором. Зимнее полесье на мгновение рядится сталкеровой «Зоной» — планетой «Солярис». Транс прерывается криком новорожденного. Это не ребёнок родился. Это Никита Сергеевич писклявыми децибелами «жизненного потока» рвёт «омертвелый» артхаус русского разлива. В этот раз, без доморощенного православия, хотя одинокий госпиталь на пустыре как гирлянда на ёлке, как храм для паломника. Последний кадр — линия горизонта с маленькой машинкой на одном конце, лошадью на другом. Между серым небом и белой землёй — встреча цивилизаций. Как тут не вспомнить Редьярда «ненашего» Киплинга. Как тут не умилиться простоте мышления.
Безусловное достоинство «Автостопа» (как и любого фильма Михалкова) — работа с актёрами, с нашими актёрами. От Руслановой с Гостюхиным до эпизодических: смешливой Любови Соколовой и «голодной до мужика» с томным взглядом Ларисы Удовиченко. На месте Массимо Вентурьелло — лакмусового драйвера мог быть кто — угодно. Здесь важно узнавание типажа, а не индивидуальная харизма. Все красавцы красивы одинаково, каждый урод уродлив по-своему. «Это мой муж. Он у меня дурак» — так признаётся в любви русская женщина. Сандро недоумённо улыбается. Но приключение заставит его переосмыслить свою пустую жизнь, заставит преобразиться. Дурак — понятие… нет, не относительное — настроенческое. Завсегда с функцией эвфемизма. Нравится тебе имярек — подразумеваем созвучное «чудак», не нравится — заменяем «ч» на «м». Так и «Автостоп» — предмет искусства, которого нет. Творение, расцениваемое в зависимости от отношения к его творцу — либо талантливая блажь, либо бесталанный надрыв. Либо русофильская ода, либо русофобский пасквиль. Ликантропия.
17 апреля 2013
По всей видимости Михалков в те времена (конец 80-х) зачастил в Италию. Сначала «Очи черные», совместный фильм с итальянцами, потом «Автостоп». Фильм для Европы, для повышения интереса капиталистического зрителя к жизни советских людей. Фильм показывает историю итальянца, который на иномарке приезжает в СССР, где случайно подбирает беременную женщину, потом их на мотоцикле догоняет неадекватный ее муж.
Михалков любит демонстрировать миру загадочность русской души, показывать быт, эмоции, счастье в простых вещах. Хотя не всегда удачно / натурально получается.
Продолжительность фильма — всего 50 минут.
7 из 10
15 июля 2011
Очевидно после фильма «Очи чёрные» с Марчелло Мастрояни в главной роли режиссёру Никите Михалкову понравилось работать с итальянцами, и как результат этого сотрудничества — фильм «Автостоп». Как не странно, данное кино идёт всего 51 минуту, хотя впоследствии режиссёр с лихвой компенсируется в двух частях «Утомленных солнцем 2».
Добрый фильм о том как, человек под влиянием определённых событий решает пересмотреть свою жизнь и направить её в более счастливое для себя русло. Правда, возник простой вопрос: что такое счастье и семья — это мерило счастья?
«Такие времена». (В. В. Познер)
7 из 10
2 июля 2011