Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу
7.3
7
1991, фантастика, комедия
СССР, 1 ч 29 мин
В ролях: Раджаб Адашев, Туйги Арипов, Тути Юсупова, Шухрат Каюмов, Владимир Меньшов
и другие
Сторож сельмага, посмотрев в местном видеосалоне фильм Стивена Спилберга, решил написать письмо в Голливуд о том, что произошло в его кишлаке. А произошло буквально следующее: колхоз «Коммунизм» посетил инопланетянин, которого все с нетерпением ждали и организовали поиск, как только получили из центра телеграмму о его возможном приземлении. Базарбай, нашедший инопланетянина, дал ему имя Абдулладжан и привел в свой дом. Шестеро детей Базарбая приняли его за внебрачного сына своего отца и полюбили как родного. Любопытству Абдулладжана не было границ, его удивляло абсолютно все, и он, как порядочный инопланетянин, сразу же включился в колхозные проблемы, поставив перед собой простую и ясную задачу — сделать так, чтобы людям было хорошо...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу

год: 1991
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Талгат Мансуров
композитор:
художник: Хамза Каджикулов
жанры: фантастика, комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 декабря 2001 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, комедия

Отзывы критиков о фильме «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу», 1991

Близкие контакты колхозника Базарбая

Ну что, граждане-товарищи взрослые, уверенно освоившие клавиатуру с помощью двух указательных пальцев, хватит расслабляться! Каникулы у нас, у тех, кого вы снисходительно называете школотой, и, показывая картинку восьмибитной игры «Волк с яйцами», лениво цедите «Вам не понять!» На недельку подвиньтесь в виртуальном пространстве со своим сирийским футболом и бомбежками в Лиге Чемпионов. А чтобы не пришлось доставать с антресолей пыльного Тургенева с его «Отцами и детьми», честно попробую проникнуть в ваш внутренний мир, в ту его пору, когда вы были нашими ровесниками. Вон в гараже стоит заплесневелая картонка с надписью на боку «THE BEST». Видеокассеты там батя хранит, выбросить не даёт, хоть и крутить их уже лет десять не на чем. Это не хоббиты-трансформеры какие-нибудь, говорит, это КИНО. Почитал я названия на корешках, одно зацепило — «Абдулладжан, или Стивену Спилбергу посвящается». А что, Спилберга я знаю, Тинтин там, Боевой конь, нормалёвые фильмы. Онлайн-кинотеатров сейчас как грязи, вон вокруг какого-то «Кинопоиска» треск по сети стоит, посмотрел.

Случилось это в прошлом веке, где-то в Средней Азии. Прилетел туда большой горшок, в нём голый мальчик. «Мне нужна твоя одежда!» — говорит он прибежавшему хлопкоделу. «Вах, дорогой, что штаны, иди ко мне жить, сыном будешь». И с той поры в кишлаке все пошло на лад — арбузы росли выше мечети, летающие мотыги «Нимбус-2000» в каждом дворе, видеонанотехнику начали продавать на вес, три доллара за килограмм, мамой клянусь. Парнишку все сельчане полюбили, только председатель колхоза злобу затаил — у его кетмень не летал, потому что он, руководитель, когда-то осу убил. Решил насяльника наказать мало-мало пришельца, залез на водонапорную башню и с горя хлобысь об землю, но немного не насмерть. «Уходи! — закричали расстроенные дехкане инопланетянину — И штаны обратно отдавай». Тот грустно улетел, а мужик, что пограмотнее был, умел «жи-ши», не отрывая руки, писать через «и», тут же Спилбергу телеграмму накатал, приезжай, мол, дорогой Спилберг-ака, дело есть. Как-то так.

Сижу, чешу тыковку, не въезжаю. Для фантастики 1991 года выпуска слабовато выходит. Из всех спецэффектов только арбуз, подвешенный у объектива, покачивался и еда со скатерти исчезала — была, и хоп, нет её. И ещё в конце танки с истребителями появились, но, видно, это откуда-то архивные записи приклеили, потому что сразу резкость-контрастность появилась, и цвет различаться стал. Все же ключевые моменты зафейлили. Если какой-то барабум случался, то обязательно за кадром, типа, все на него смотрят и ужасаются. Из экшн-сцен только ночной хоррор, когда нашли пьяного сельчанина, присевшего зачем-то в кустах. Тут по «Детскому миру» недавно «Гостью из будущего» показывали, так та была просто Аватаром по сравнению с приключениями узбекского мальчика.

Кстати, странно наблюдать инопланетянина в виде десятилетнего голозадого подростка. Оно-то, конечно, в СССР не то, что педофилии — секса не было, но всё-таки могли бы какого-нибудь грима наклеить, третий глаз там, пятое щупальце, а то прилетел буратино буратиной, только здесь не нос отрастал, а волосы. Батяня все время хвалился — вот игра артистов в советском кино была, куда там Джонни Деппам, и песни сам фильм переживали в два с половиной раза. Честное слово, старался, смотрел во все глаза, но не то, что Джоннов Деппов, даже Вадимов Демчогов близко не наблюдалось. Ковер вот на всю стену висел, было, местный главный герой старательно изображал то ли Джамшута, то ли Бората с меньшей степенью таланта, а у сочинителей бессмертных песенок, наверное, просто ноты закончились.

А ещё реально злили то там, то сям разбросанные лейблы. Вот не было в названии имени Спилберга, пришитого к сценарию белыми нитками, кто бы в телепрограмме на «Абдуллу» клюнул? А Штирлица зачем было вставлять в кадр знакомства с роднёй или эпизод, где местный качок разбивает силикатные кирпичи молотком, зачем-то рассуждая о «Сталкере» Тарковского. Я такое старое кино, правда, не смотрел, но сомневаюсь, что там искатель артефактов кунг-фу занимался. Заставку какой-то тогдашней программы новостей секунд десять крутили, известного (наверное) международного обозревателя Владимира Цветова уговорили потроллить японских электронщиков.

Припомнились фотки из семейного альбома. Там батя молодой, наряженный в красно-синий «Адидас», гордо вглядывается в объектив. Вот только тот комбинезончик даже на ветошь через полгода не пригодился — дешевая турецкая синтетика. Так и эта картина, где три рубля пытались выдать за чемодан баксов, интересна только тем, кто, смотря её, видит не художественные ценности, а себя из девяностых, молодого, здорового, уверенного. Не понять нам, школоте, значимости фантика «Турбо» и кассетных компьютеров. Пойду лучше что-нибудь в 3D заценю, пока каникулы не отменили.

29 октября 2015

Классная комедия для понимающих!

Этот фильм для тех, кто понимает узбекский народный колорит. Для выехавших из бывшего союзного Узбекистана нынешних россиян, которые еще помнят немного узбекский язык и самобытный акцент. Некая ностальгия по прошедшему времени, когда все народы были братья, и всё в жизни простых людей было намного проще, и от этого жить было как-то беззаботней!

9 из 10

30 августа 2009

На деревню Лос-Анджелес дедушке Стивену-ака Спилбергу

Я не смог пройти мимо фильма, в названии которого есть фраза «посвящается Стивену Спилбергу». Посмотрев его удивлёнными глазами, решил, что не могу не провести «ознакомительную работу» касательно «Абдулладжана». Сотворили его скромными силами союзных республик Узбекистана и РСФСР, может, и ещё нескольких, в 1991 году и закончили аккурат к распаду этой союзности. Как вывод — фильм никому нужен не был, известности не получил даже в на постсоветской территории, не говоря уж о дальних странах. Обращение к себе Спилберг-ака не услышал.

Собственно, с самого начала рассказчик намекает, что видел на кассете фильм «Инопланетянин», но то всё кино, а вот у него в кишлаке была реальная история… И дальше начинается не пародия и не дерзкое копирование сюжета, а некое переосмысление концепции «E.T.» с учётом узбекского колорита и невысоких материальных средств, потраченных на картину. Летающий велосипед сменяет летающая китмень (сельхоз орудие для возделывания почвы), принцип работы которой реализован за счёт кранов и подъёмников, а сцены с танками, БТР и вертолётами, видимо, позаимствовали из каких-то архивов.

Горшкообразная тарелка терпит аварию на болоте, где пасёт коров колхозник Базарбай. После недолгих колебаний тот решает выдать пришельца, с виду похожего на простого мальчика, за своего внебрачного сына. Семья Базарбая принимает родственника, который начинает творить чудеса, вроде вызывания дождей, мгновенного отращивания волос и копирования бумажных денег в большом количестве. Но при этом не забывает и искать прибор, который может отправить его домой. С поисками надо торопиться, пока чудеса не привлекли внимания высоких чинов, и те не прислали в кишлак армию.

Да, спецэффекты не шикарные, точнее вообще никакие, актёрская игра не тянет на кинопремии, а из встретившихся лиц можно узнать разве что Владимира Меньшова, и тот в роли генерала из ЦУП, ищущего встречи с пришельцем, пробудет на экране минуты 2—3. Но «Абдулладжан» при всём при этом не разочаровывает, местами он очень даже забавный, а акценты кому-то напомнят о Равшане с Джамшутом (но смеяться над узбекским наречием всё-таки не стоит — когда делали фильм, задачу развеселить чужим языком не ставили).

К фильму могут существовать два диаметрально противоположных отношения. Можно либо утверждать, что это грубоватая поделка ни о чём, либо согласиться с тем, что это оригинальное прочтение зарубежного сюжета с небольшой насмешкой над азиатским коммунизмом, выполненное в простой, но приемлемой форме. Мне ближе второе утверждение, однако, кино всё-таки для больших оригиналов, которые не устрашатся многоголосого перевода узбекской речи и летающих блюдец, которые висят на ниточках. Ещё раз повторю, что это своеобразная дань уважения «Инопланетянину» Стивена Спилберга, а ни в коем случае не конкурент или трафаретная копия.

27 августа 2009

Фантастика Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Зульфикар Мусаков. Кто снимался в кино, актерский состав: Раджаб Адашев, Туйги Арипов, Тути Юсупова, Шухрат Каюмов, Владимир Меньшов, Владимир Цветов, Мирхосил Арипов, Сергей Дрейден, Джавлон Хамраев, Ходжиакбар Нурматов, Д. Хошимов, Г. Луковникова, Аброр Турсунов, Закирджан Муминов.

Страна производства - СССР. Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.