Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зимняя вишня 2 |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Масленников |
сценарий: | Владимир Валуцкий |
видеооператор: | Владимир Брыляков |
композитор: | Владимир Дашкевич |
художники: | Наталья Кочергина, Нелли Лев |
монтаж: | Зинаида Шорохова |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Великолепный фильм. Очень сильный. И очень тяжелый. Местами - почти шедевр.
Я к своим 38 годам пересмотрел огромное количество (штук 200-300) фильмов за свою жизнь - в основном Западных и Советских/Российских 1980-начала 2000-х годов. И - как человек, родившийся и всю жизнь проживший в России, хотя и побывавший и в США и в 2/3 стран Европы - считаю что Советский и ранний Российский кинематограф - не менее интересны и даже местами не менее шедевральны чем Американский/Европейский. Самые сильные и 'пробирающие' фильмы в России/СССР были на мой взгляд сняты как раз в период начала конца Советского союза (примерно с 1982 г.), Гласности/Перестройки и после распада СССР - где то до середины 1990х гг.). Я не оцениваю фильм по комедийности и зрелищности. Российские фильмы 2000-х-10х и любые Американские фильмы по зрелищности точно выиграют у советских, а комедии - это уж на вкус и цвет. А вот что касается Жизненности и Правдивости, которая действительно Трогает зрителя - тут практически нет равных кинофильмам советской Перестройки.
'Зимняя Вишня 2' - как раз один из таких фильмов. Жизненность - ТЯЖЕЛАЯ жизненность - во всем - почти что в каждой детали!
О чем фильм в целом? О таком явлении, которое действительно и без шуток существует и существовало даже в достаточно (хотя и не в полной мере, т. к. у женщин в СССР прав было не меньше, а местами больше чем в странах Запада 30-80-х годов, не говоря уж о Развивающихся странах) патриархальном обществе Советского Союза - в данном случае - позднего Союза.
Нам показывают историю достаточно успешного советского мужчины под 50 лет, 'бабника', души компании, любимого и уважаемого своей женой. У него хорошая престижная работа во втором по статусу городе Союза - Ленинграде; личный автомобиль, просторная квартира... С одним нюансом - у него нет детей. Ни от жены. Ни от любовниц. С этого фильм начинается. Собственно предыстория героя была схематично раскрыта еще в 'Зимней вишне 1', события которого произошли в 1984 году - за 6 лет до Второй 'Вишни'. Там то он еще вполне 'ходок' чуть за 40 ВСЕГДА счастливый и знающий чего хочет и ПОЛУЧАЮЩИЙ это - вплоть до последнего эпизода фильма, когда он подрезает на трассе машину с героиней Сафоновой и ее сыном, увозит в Ленинград - а там... снова бросает, возвращаясь к жене.
Так вот во второй 'Вишне' он уже изрядно 'сдал'. Супруга обошла его по карьерной лестнице, а сам он просто тянет лямку на своей работе (судя по всему - какой то НИИ). У него есть любовница (причем еще более молодая - с бОльшей разницей в возрасте, чем у него была с Сафоновой), о которой также знает жена. Но и с любовницей этой у него уже совсем не то, что называется, что было 6 лет назад с Сафоновой. Молодая любовница не только более молодая - но и более сумасшедшая что ли. К ней он относится ну просто как дурочке, чуть ни откровенно вытирая ноги. Короче - мужик почти 'выгорел'. Не только работа (причем в середине фильма - там появляются у него нешуточные перспективы), но и это молодушка его не трогают. И он решает каким то образом связаться с Сафоновой. Вполне возможно - что просто от скуки - мол не будет же хуже...
И вот тут начинается развилка - он даже представить себе не могу НАСКОЛЬКО ему станет хуже. Он знал, что она уехала за границу, но когда узнал во первых НАСКОЛЬКО хорошо она уехала (не в Финляндию/Германию - как намекалось в первом фильме - а аж в США, где у них с мужем (муж - НЕ БРОСИЛ) - собственный ДОМ, а сын ходит в ЧАСТНЫЙ КОЛЛЕДЖ! Невиданный успех для СССР! Просто для сравнения скажу что в фильме 'Интердевочка' уехавшая героиня Яковлевой всего лишь а какую то Швецию, к тому же без детей считалась Суперуспешной. А тут - на порядок все кручей и выше... НО самое главное - у нее родилась ДОЧЬ. Которую она мечтала 6 лет назад родить ему, а он жестко отказал. И вот с этого момента его начинают раздирать все усиливающиеся душевные терзания и боли. Виталий Соломин сыграл эту трансформацию просто шедеврально! Я могу рядом поставить только игру Меньшикова из Утомленных солнцем. Ни Бузыкин-Басилашвили из Осеннего марафона, ни Филатов из 'Забытой мелодии для флейты' так не страдали. Либо не положено по сюжету, либо не настолько хорошо отыграли. А вот Соломин во второй 'Вишне' - отыграл просто нечеловеческое страдание. И его поэтому - по человечески жалко. Сильно жалко. Просто сочувствуешь человеку, по которому видно - что ну не выдержит он такого груза. Заслужил ли он это своим бабничеством по жизни... Как посмотреть... Может и да. Око за Око. Получил так сказать за те страдания, на которые он обрекал Сафонову и ее маленького ни в чем неповинного сына - типичного советского мальчуган-детсадовца тех лет. Был ли он виноват? Да. Виноват ли он, что изменял жене и обрекал ее на страдания (это известно из ее монолога из первой 'Вишни') - да. Не говоря уж о том, что разрушил свадьбу и чуть не разрушил карьеру герою Ивара Калныньша. Перед всеми виноват! Тогда. 6 лет назад. БЫЛ виноват. Но во второй 'Вишне' - это просто несчастный человек, которого откровенно становится жалко с того момента, как он осознает НАСКОЛЬКО его жизнь пуста. Стала точно. А может и всегда была пуста. НАСКОЛЬКО он и рядом не стоит с тем человеческим счастьем которое теперь имеет Сафонова. И дело конечно же не только в загранице. Сафонова во второй 'Вишне' - действительно счастлива в ПОЛНОМ смысле этого слова. Да почти всех вокруг счастливы не исключая его любовницы и жены. А вот он - уже не способен даже назад в нейтраль повернуть свою... В начало фильма - в пустую спокойную жизнь средней руки научного сотрудника под 50... Нет у него не только желания - сил нет! И вот это Соломин и сыграл! Трагическое бессилие неспособного изменить свою карму во многом неплохого человека... Не буду писать, чем фильм кончился - смотрите сами. Смотрите обязательно. Тем более что и конец там - естественно не Хэппи энд - еще и очень неоднозначный...
Это именно что сильный Фильм с большой буквы. Это не оправдание и не бичевание мужиков и бабников в частности. Это жесткая жизненная история про человеческую мужскую боль, вызванную - так бывает - вроде бы не такими уж необычными обстоятельствами.
18 июля 2023
Честно говоря, я ожидал, что во второй части Ольга и Вадим будут вместе, но… желания были обмануты, Ольга его ждать не стала, поскольку Вадим не стал бросать свою жену Юлю, а уехала в Лос-Анджелес и устроила свою личную жизнь.
Скажу честно и откровенно, сюжет второй картины немного нудный, мы всё время наблюдаем, как он теряет голову из-за любви к Ольге и видать, чтобы совсем не свихнуться подцепил эту малолетку Свету. Вот это уже было странно, что может быть общего у мужика пятидесятилетнего и, извините, птушницы… Этого я так и не понял и кстати не поняли многие мои знакомые, видать это отдельная тайна режиссёра, ну да ладно…
Кого я хочу отметить особо Ларису, всегда в боевом настроении, серьёзная — типичный начальник. Нина Русланова её сыграла просто отлично, вот я честно скажу, что из-за героини Ларисы фильм можно пересматривать несколько раз. Прекрасно играла, да как Н. Русланова вошла в роль — как в жизнь, как будто она всегда была Ларисой… Здорово!
В конце второй части мне понравился юбилей Вадима, вроде в нём режиссер начал поднимать картину, но потом опять резкое падение, оказывается звонок Ольги Вадиму приснился, а испортило то, что звонила опять эта Света, а звонок Ольги заслуживает кстати отдельной похвалы — тут режиссёр решил показать нам Лос-Анджелес под чёткие фанфары Хаппи-Бёздэ.
28 июля 2010
После разочарования в первой картине особых иллюзий в отношении второй части я уже не питал, а, как выяснилось, зря. Фильм был близок к тому, чтобы его можно было назвать стоящим. «Ну вот, бронза!» — хотелось воскликнуть минуте к 20-ой фильма. Но… Не судьба.
Персонаж Соломина сделал, казалось бы, всё, чтобы превратиться из ничтожества 5-летней давности в более-менее понимаемого мною героя. Его монолог о не терпящей пустоты природе — просто нет слов! Вообще всё поведение говорило о том, что работа над ошибками проделана, былые промахи осознаны и впредь подобного не повторится, но… Один упрямый факт перечеркивает всё и низвергает героя обратно в пропасть — как он мог сойтись с этой малолетней истеричкой?! Вот вопрос, на который у меня нет ответа! Более того, я совершенно уверен, что это не что иное, как просчет авторов картины — слишком разные люди — несовместимые уровни — они просто не могли быть вместе! Нереально. И драма сразу превращается в фарс. Обидно.
Ну а история главной героини, которая, как выясняется (весьма поверхностно, что характерно), чудесным образом, как по мановению волшебной палочки, устроила свою личную жизнь (это в СССР-то!) — это уже просто несерьезно. Полный отрыв от реальности, и, как следствие, утрата интереса к дальнейшему ходу развития событий. Гротескная непредсказуемость. Такими темпами от сценариста можно ожидать всего, чего угодно. Жаль. Могло получиться интересно.
Что касается героини Мирошниченко, то она с успехом пополнила ряды персонажей фильма, к которым, как говорится, «ни любви, ни тоски, ни жалости».
Кто действительно порадовал, так это подруга главной героини в исполнении Руслановой! Хоть один цельный и последовательно выстроенный образ! Уважаю!
В общем, по сравнению с первой частью шаг вперед, конечно сделан, но в целом «на Западном фронте без перемен».
22 мая 2008