| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.1 |
IMDb
|
6.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Все впереди |
| год: | 1990 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Николай Бурляев |
| сценаристы: | Василий Белов, Николай Бурляев |
| видеооператор: | Анатолий Заболоцкий |
| композитор: | Андрей Головин |
| художники: | Евгений Игнатьев, Нинель Жижель |
| монтаж: | Любовь Ренич |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 16 мин |
'Моя жена была Наталья, но ничего о ней не знал я'.
Наши на Монмартре. Что они ищут? К чему стремятся? Дмитрий и Люба вроде бы вместе, но ее приезд во Францию заставляет их оказаться порознь. Красавица Люба кажется очарована ухаживаниями Аркадия (А. Пороховщиков). Этот респектабельный мужчина работает постпредом во Франции. Как можно отказать ему во внимании? Он оплачивает ее уличный портрет, но будет ли их вечер иметь продолжение в номере отеля? Так уже с самого начала ленты задается интрига.
Дальнейшие события будут развиваться у нас. В центре внимания взаимоотношения двух друзей - супруга Любы Дмитрия Медведева (Борис Невзоров) и его товарища Александра Иванова (Владимир Гостюхин). Иванов тоже был в Париже. Он делится правдой с другом. Это уводит Медведева от жены и приводит в запой. И перед нами открывается царство иррационального. Физик Медведев начинает читать Библию и молиться. Он готов прощать все и в очередной раз подставлять щеку. Не зря в финале нам покажут образ Сергия Радонежского.
А у Иванова собственные вызовы. Он пытается сохранить в этом хаосе разум. Но куда уж там. Достаточно разговора по душам с их общим товарищем Михаилом (Аристарх Ливанов), чтобы увидеть с какой неприкрытой ненавистью он смотрит на всех.
Голые девки, подвешенные куклы, тяжелый рок. Видение белого коня. Все атрибуты наступающих лихих девяностых. Только вот авторы уводят все к корням, предлагают героям искать силы в духовности.
- Ты и твои скифы. Вам все равно суждено исчезнуть. Ваши женины разучились рожать..
- Если мы исчезнем, Мишенька, то каким-нибудь другим путем.
Эта лента впитала в себя обрывочность и настроения смутного времени. Даже в структуре ленты первенствует хаос. Спутанность заполняет собой все пространство. И уже не важно как так получается, что друзья умирают, карьера буксует, а единственная любовь отправляется за океан... Режиссер ленты Николай Бурляев открыто предлагает обратиться к христианским ценностям. И... конечно в те годы фильм попросту не заметили. Слишком уж сбивчивым оказалось повествование.
Да и Бурляев не стремился обличать, что было тогда модно. Неудивительно, что ленту попросту не оценили. Однако сейчас, по прошествии более, чем тридцати лет, эта лента представляется мне настоящим вызовом против того безумия, которое творилось в те годы. Если 'Маленькая Вера' или 'Интердевочка' просто увлекательно описывали социальные проблемы, то Николай Бурляев размышлял о возможных решениях.
7 из 10
6 марта 2025
Одна из последних экранизаций произведений Василия Белова, о котором уже в 1990-е годы крепко забыли, производит впечатление тягостное и унылое. Режиссером выступил Николай Бурляев, когда-то снимавшийся у Тарковского и Тодоровского, но еще в советское время начавший впадать в консервативный фундаментализм, как явствует из этого фильма.
В принципе, писатели-деревенщики, если совсем огрубить их художественную концепцию, всегда противопоставляя город деревне, выступали очевидными луддитами и реконструкторами. Придумав духовный, как сыр, и душевный, как улыбка контролера, мир русских поселян, они, кажется, настолько поверили в него, что не осталось ничего умнее, чем проповедовать эсхатологию, как ее всегда проповедуют адепты ретроспективных учений. Поэтому в данном фильме, несмотря на его название, выводится очевидный парадокс: впереди не будущее постиндустриального мира, а какой-то нелепо придуманный топос, самое современное в котором, пожалуй, изба. Еще раз повторюсь: идея неких традиционных ценностей, на которых земля держится, оформляется только тогда, когда кончается классическое время, а следующий за ним модерн начинает буйно мифологизировать эту самую классику, придумывая концепцию за концепцией.
Собственно, фильм, кроме этой идеи, ничего в себе не содержит. Снят он так, как будто вся съемочная группа кино не смотрит, не любит и презирает. Что это за персонажи, в чем они обвиняют и упрекают друг друга, что их связывает и разъединяет, непонятно вообще. Более того, в фильме есть ряд сюрреалистических, так сказать, эпизодов, которые окончательно запутывают зрителя. Перед нами не более чем конвульсии позднесоветских интеллигентских идей, связанных с обращением к «корням». Выясняется, что про эти корни представление у нее крайне смутное: мы наблюдаем чудовищный в своем эффекте распад дискурса, корчи языка, который в 1960-е еще как-то убеждал, но через четверть века выглядит нелепо, как дневник гимназиста-троечника. Неслучайно кульминацией всего этого духовного канкана становится сцена в кафе, которое одновременно и стриптиз в публичном доме и концерт каких-то нелепо наряженных металлистов да и вообще вальпургиева ночь с балом сатаны впридачу. В этот момент окончательно убеждаешься, что разум покинул создателей фильма, при том, что в нем собран очень неплохой актерский состав, который, кажется, играет все это, зажмурив глаза.
Но в принципе только так — зажмурив глаза — и можно искренно считать, что современность можно редуцировать к какому-нибудь 14 веку. Не реальному, а вычитанному в книгах, подсмотренному на картинах и проч. Советское гуманитарное как концепция потерпела полный крах, но этого ничуть не жалко на самом деле.
6 мая 2019