Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Очарованный странник |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ирина Поплавская |
сценаристы: | Ирина Поплавская, Василий Соловьев, Николай Лесков |
видеооператоры: | Борис Новоселов, Сергей Тараскин |
композитор: | Кирилл Волков |
художники: | Анатолий Кузнецов, Павел Сафонов, Е. Ендасова |
монтаж: | Татьяна Морозова |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 15 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Александр Михайлов — очень хороший актер, и роль свою он в очередной раз исполнил прекрасно, но в фильме этом нет той глубины, что заложена в книжке, впрочем, за попытку экранизировать Лескова надо сказать спасибо Ирине Поплавской. В этой картине, снятой в постперестроечное время, полно российскости, но нет русскости (вольной, необузданной, широкой, противоречивой и мятущейся души здесь нет), которая ощущается в каждом абзаце у Лескова.
Эта экранизация очень неровна. Первая серия почти целиком провальна. В ней не за что зацепиться глазу: какие-то очень важные моменты (вроде службы Флягина в няньках) выброшены, а какие-то показаны откровенно неудачно (так эпизод освобождения героя из татарского плена переиначен и подан сухо, при том, что в книжке это одно из самых ярких мест).
Вторая серия много лучше. Она, можно даже сказать, хороша. В основном ее вытягивают Андрей Ростоцкий и, конечно же, Лидия Вележева, в которую здесь просто нельзя не влюбиться. Она еще не Настасья Филипповна, но страсти в ней уже бушуют нешуточные (те, что и присущи ее героине Груше) и в ней уже есть этот особый магнетизм, не позволяющий оторвать от нее глаз.
В целом, в картине этой видна попытка отыскать духовность, утраченную в смутное время перемен, которые, может, и на пользу-то никому не пойдут. И попытка эта похвальна. Однако меня при просмотре не оставляло размышление о том, как красочно и ярко можно было бы подать эту историю сейчас, а это верный признак того, что фильм не зацепил. И дело ведь не в каких-то спецэффектах или художественных приемах. Духовности и душевности не хватает.
6 из 10
6 марта 2014
Картина «Очарованный странник» по одному из интереснейших произведений Н. С. Лескова, рассказывает о непростой жизни человека, который ищет истину и живет не столько умом, сколько чувствами и откликается на горести окружающих его людей, проникая до дна их души. Подставляя «спину» для ударов судьбы, Иван Северянович проживает плен, невольное убийство священника и др., и несет эти грехи с неугасающей верой (сердечной мыслью) в завтра как крест, пока не успокаивает душу уходом в монастырь (но и там его подстерегают бесята!)…
Главный герой проходит жестокое испытание неразделенной земной любовью, говоря: «Вот она, где, настоящая-то красота, что природы совершенством то называется»! Из-за любви к цыганке Груше, в мужчине появляется способность сочувствовать чужой душе (явление братской любви) и он находит новую христианскую высоту — дорогу к духовному росту. Один из сильнейших моментов в картине — просьба названной сестры к брату об избавлении от мук жизни. Несомненно, отчаянные женские фразы отпечатаются в сознании героя навеки, и они звучат так: «Если не выполнишь мою просьбу, мою душу проклянешь как свою собственную»!..
Можно ли назвать русского мужика, праведником? Думаю да. Ведь с приходом любви в его жизнь, характер становится мягче. На задний план уходят собственные порывы, а на переднем, прорастают ростки преданности и безграничной верности человеку, которого он любит. Наверно, не будь в нем дерзости, готовности в любой момент пойти на риск, Иван бы потерял себя самого. И все-таки в странствиях, он находит покой. Свои грехи скиталец искупает страданиями и, получив Божье прощение (ведь был намоленный, обещанный Богу матерью), он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется»…
Если говорить об артистах, занятых в картине — налицо импровизация и их яркая индивидуальность. Александр Михайлов играет весьма искренне добросердечного и чуткого человека. Лидия Вележева, еще юная выпускница Щукинского училища, покоряет молодостью, красотой, глубиной взгляда и непосредственностью. Порадовали и небольшие роли Елизаветы Никищихиной (горничная графини), Юрия Катина-Ярцева (монах), Валерия Носика (магнетизер). Музыкальный ряд фильма сочетает духовные оттенки и народные ритмы, а сухость декораций отражает реальную жизнь Руси, когда и грешники могли становиться праведниками. А значит, актуальность произведения не иссякает и в наше время…
Так какие же муки в своем произведении прослеживает Лесков? Еще сотню лет назад, любой образованный человек в России, знал о «Хождении Богородицы по мукам» (апокриф), в котором Богородица просит архангела Михаила показать ей, как мучаются в аду грешники. Скорее всего, главный герой «Очарованного странника», находясь, многие годы в плену на чужой земле, чувствовал ад, воздавшийся ему по заслугам. И надежда на избавление — была только в Боге. Но он сказал: «На Бога надейся — сам не плошай» и нашел способ выбраться из земного мрака при помощи собственных сил, погибая и погибая из-за сущности своей трепетной души в странствиях к истинному предназначению, в молитве о спасении всего живого вокруг.
8 из 10
3 января 2013