Зверь ликующий
5.8
1989, драма, короткометражка
СССР, 25 мин
В ролях: Евгений Миронов, Владимир Машков, Алексей Шемес, Александр Волхонский, Андрей Ушатинский
и другие
Студент гуляет по лесу со своей возлюбленной. Постепенно темнеет и выясняется, что молодые люди потерялись. Они долгое время бродят в поисках дороги. Им встречаются незнакомцы, которые нападают на парня, а девушке удается убежать в лес. Избив парня, они оставляют его на дороге без сознания, ловят девушку и насилуют ее. Спустя определенное время герой приходит в себя и начинает искать подругу. Он выходит к тому месту, где лежит ее голое тело. В состоянии нервного срыва он начинает прикасаться к ней, шептать слова любви, целовать и… черная бездна поглощает его.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Зверь ликующий

год: 1989
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Геннадий Сальников
художник: Сергей Мышкин
монтаж:
жанры: драма, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, короткометражка

Отзывы критиков о фильме «Зверь ликующий», 1989

На дно бездны

«Писатель, заглядывавший в бездны» — таким публицистическим клише окрестило время Леонида Андреева. Справедливое по сути, обобщенно характеризующее творчество классика в целом, прежде всего оно опирается на написанный им в 1902 году рассказ «Бездна». Несколько попыток заглянуть в андреевскую бездну, перенеся её на экран, предприняли век спустя русские кинематографисты. Одной из наиболее ранних, известных и амбициозных стал короткометражный фильм Владимира Уфимцева «Зверь ликующий» (1989), примечательный уже тем, что в нем задействованы тогда еще восходящие звезды российского кино Владимир Машков и Евгений Миронов. Впрочем, это не спасло фильм от того, что бездна в нем сжимается, превращаясь не то в дыру, не то как раз-таки в дно, которого нет в источнике.

Секрет превращения прост. Сохранив в фильме простую фабулу рассказа (вечерняя прогулка по лесу двух молодых людей, роковая встреча с бандитами, насилие, ужас), создатели фильма подменили философское размышление о природе человека и таящихся в нем безднах сознания натуралистической зарисовкой о времени и нравах конца советской эпохи. Вместо ярких экспрессионистических пейзажных описаний Андреева — ученические попытки оператора освоить макросъемку: вот размытый кусочек неба, вот нечетко снятый лист березы, а вот капля дождя падает в озеро — антураж, однако! Даром, что никак не мотивированный сюжетом и не дополняющий его никакими смыслами. Если в оригинале — кричащий, но нарастающий постепенно контраст атмосферы повествования, от нежной и лиричной в первой части рассказа до полного мрака в последней, то в «Звере ликующем» отсутствие каких-либо оттенков, градаций — все липкое, серое, невнятное, заведомо подразумевающее подвох. Там, где в рассказе мысли, психология, состояния героев, их развитие и изменение, полет и падение, здесь искусственность, неубедительность слов и действий, кардинально меняющие характеристику персонажей. И если у Андреева бездна — скрытое, тайное, внутреннее и не подвластное самому человеку, то в фильме скотство — его приобретенное и обусловленное средой качество.

«Зверь ликующий» — яркий пример уплощения и опошления художественного произведения при пересадке его на другой язык. Заглядывать в бездны, вопрошать к вечности, смотреть в бесконечность и пытаться понять себя — не современно, да и слишком трудная задача, когда можно на скорую руку состряпать чернушную штучку, условно сопроводив ее социальной проблематикой. Этим путем и пошли создатели фильма, словно экранизировав не рассказ Леонида Андреева, а сообщение из криминальной хроники, подобных коим несть числа по городам и весям.

И бездна поглотила их. Зверь ликует.

2 ноября 2015

Поэтическая некрофилия или в тихом омуте… Дарвинския теория эволюции непоколебима.

Потенциальная молодая парочка, наслаждаясь свежим ароматом природы и холодного дождя, безмятежно прогуливается по лесу. Парень, внешне скромник, милашка и, видно, тонкой души человек, восторженно поэтизирует своей возлюбленной, она же, в силу своей детской непосредственности, воздушности и целомудрия впадает в неловкое смущение не очень-то охотно переваривая его патетичные заигрывания. В поисках дороги к городу пара натыкается на нетрезвую компанию из трех молодых людей (один из которых красавчик Владимир Машков). Очаровавшись милотой девушки, слегка помешкавшись, в мужчинах пробуждается животный инстинкт и они решают немного поиграться. Одним движением вырубив тихоню, догоняют шокированную неожиданно случившимся девушку, насилуют и оставляют ее тело в лесу. Придя в себя юноша истерично снует по лесу в поисках девушки, найдя которую в полуобнаженном состоянии его охватывает ярость вперемешку с диким возбуждением, перед которым он не может устоять, продолжив гадкое надругательство над уже мертвым телом. Таким образом, милый с виду студент обошел по низкодушию самих насильников. Если тех с девушкой ничего не объединяло, то он уже успел заслужить некое доверие, симпатию, а то и влюбленность, которую парень зверски очернил своим низменным поступком.

Черная бездна, которая, казалось бы, поглотила его, имеет свое название. Человек довольно легко регрессирует в первобытные инстинкты. Животные обладают сознанием, но не имеют в себе главного высшего инструмента сознания — разума. Режиссер ярко демонстрирует нам всю животную сущность человека, которого от животного отличает лишь разум, кой несомненно должен играть свою роль в воздержании от реализации физического притяжения, возникшего к другому. Но животные инстинкты зачастую доминируют над ним и над другими тонкими человеческими системами. Либо по причине слабоумия человека, либо по причине гнилого нутра. В данном случае мы наблюдает второе.

Про стилистическую составляющую и говорить нечего, поскольку, ну чем может отличиться советская короткометражка снятая на камеру сомнительного качества? Однако актерскую игру сложно назвать актерской, ибо слишком уж приторное и в то же время нелепое поведение героев заставляет сомневаться в их искренности и проникнуться сочувствием. Например момент с наивной помощью девушки насильнику, когда он поранил палец. На кой черт ее потянуло перевязывать ему рану? Разве что по доброте душевной, что довольно редкое явление, я бы даже сказала, что это в принципе невозможно. Ну где вы видели, чтобы человек спрашивающий дорогу у посторонних, увидев незначительный порез одного из них ринулся ему помогать? Это уже глупость сценария, либо момент из самого рассказа «Бездна», который я, кстати, не читала. Но этот рассказ в свое время произвел нехилый скандальный фурор вплоть до того, что автор пообещал замаскировать его другим рассказом, который так и не вышел в свет.

Несмотря на некоторые сюжетные и актерские промахи фильм достоин внимания. Возможно кто-то узреет в нем свои неконтролируемые похоти, смотря на которые со стороны сделает выбор в пользу разума.

7 декабря 2014

Драма Зверь ликующий появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Владимир Уфимцев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Евгений Миронов, Владимир Машков, Алексей Шемес, Александр Волхонский, Андрей Ушатинский, Ян Цапник, Елена Уфимцева, С. Юшкова, С. Ковальчук.

Страна производства - СССР. Зверь ликующий — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.