Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возвращение со звёзд |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Владимир Латышев, О. Ларионов |
сценарий: | Станислав Лем |
видеооператоры: | Вячеслав Булаенко, Алексей Карпов, Сергей Мищук |
композитор: | Константин Дюбенко |
художники: | Татьяна Венецианова, Александр Евграфов |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Телевизионный мини-сериал по одноименному роману Станислава Лема. Космонавт Гел Брегг возвращается из далекой экспедиции на родную Землю. Прошло не одно десятилетие, жизнь землян сильно изменилась и Брегг с трудом переваривает новые реалии. А в новом обществе всё замечательно: с войнами и эксплуатацией покончено; повсюду роботы и супертехнологии, упрощающие быт; отличное жильё, уравнение в правах и т. п. И все эти чудеса стали возможны после тотальной бетризации, государственной программы по блокированию с детства(с помощью вакцины) всех агрессивных позывов.
И вот на этой замечательной, комфортной планете и оказывается Брегг. Бродит он среди будетлян как динозавр, грустно ему и одиноко. Для местных он двухметровый (побочный эффект космической невесомости), не модно одетый мужчина, с непонятными, агрессивными намерениями. Раздражение и чувство неуверенности со стороны Брегга, дискомфорт и страх со стороны новых землян. И тут в истории придуманной Лемом начинается самая интересная, любовная линия с эротическими моментами, а именно — общение Брегга с женщинами. За годы в космосе, среди суровых товарищей, он само собой изголодался по женскому обществу. Тут вступает гендерный вопрос, существующий в идеальном Лемовском мире, ибо уравнявшись в правах мужчины и женщины, по большому счету, перестали интересовать друг друга. Скука царит в свободном и самодостаточном обществе будущего. Вопрос хлеба насущного не стоит, способности и таланты есть не у всех, любовь же чувство редкое и сложное, так что утешаются будетляне временными браками, суперреалистичным кино (реалом), всякими иллюзорными аттракционами и т. п. Однако у Брегга недостатка во внимании со стороны противоположного пола не возникает. На его пути встречаются: пугливая girl next door, шикарная искательница приключений, и наконец хрупкая девушка-мечта, так похожая на земных девушек его юности. Почувствовав скудость душевности и духовности первоисточника авторы телефильма включили ещё двух героинь — милую маленькую девочку, случайную знакомую Брегга и в финале герой вспомнит о самом дорогом человеке, о Матери.
К личным заморочкам Брегга присоединяются травмирующие воспоминания о смерти товарищей, и осознание ненужности их опасной экспедиции, исследований, так как пресловутая бетризация вычеркнула из характеров людей не только агрессию, но и страсть к риску, смелому дерзанию. Космос им теперь до лампочки.
Мир будущего в телеспектакле тождественен роману Лема (вообще всё очень близко к тексту); все переливается, мигает, бликует. Конечно теперь при доступности компьютерных эффектов, все примочки тогдашнего ТВ смотрятся забавно, но и крайне психоделично. Некоторые моменты (прогулка по городу, сцена с отработанными роботами) затянуты и тем кто не читал роман многое наверно покажется непонятным. Впрочем для того времени и места все сделано добротно, с выдумкой. Актеры неплохо играют, особенно отмечу исполнителя главной роли красавца Валерия Соловьева(какая смешная нахлобучка у него на голове!).
Конечно экранизировать этот сложный (в том числе и технически) роман на Лентелефильме, в перестроечное время, идея более чем смелая. Но возможно именно такими растерянными и одинокими, как Брегг, чувствовали себя советские люди накануне крушения Союза, и режиссер Владимир Латышев, как человек творческий, тонко это почувствовал.
27 января 2017