Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вешние воды |
английское название: |
Torrents of Spring |
год: | 1989 |
страны: |
Великобритания,
Франция,
Италия
|
режиссер: | Ежи Сколимовский |
сценаристы: | Ежи Сколимовский, Энн Дюттер, Иван Тургенев, Майкл Сарн, Эвелин Вендел, Арканджело Бонаккорсо, Джеймс Кэррингтон, Жорж Дюттер |
продюсеры: | Марио Котоне, Анджело Риццоли мл., Майкл Релф |
видеооператоры: | Витольд Собоциньский, Данте Спинотти |
композитор: | Стенли Майерс |
художники: | Франческо Бронзи, Сибилл Улсамер |
монтаж: | Сезаре д’Амико, Анджей Костенко |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $111 747 |
Мировые сборы: | $111 747 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Говорю сразу — рассматривать данную картину в отрыве от повести я не стану. Кинопроизведение считается самостоятельным, если оно снято по оригинальному сценарию, а фильм Ежи Сколимовского создан «по мотивам» произведения И. С. Тургенева «Вешние воды». Само по себе кино меня совершенно не интересовало, а вот увидеть киноадаптацию оставившего после себя очень сильные впечатления литературного первоисточника и была самоцель.
Сюжет картины строится вокруг дворянина Дмитрия Санина, изрядно попутешествовавшего и возвращающегося на Родину в Россию, чтобы полностью посвятить себя государственной службе, поскольку, хотя он дворянин и имеет небольшое имение, получаемых с него доходов недостаточно для безбедной и праздной жизни. Случайная задержка во Франкфурте становится для него той точкой невозврата, с которой вся последующая жизнь полетит в бездонную пропасть. Однако, начало истории не предвещает никаких бед, он знакомится с семьей Розелли, итальянцев — кондитеров, где приходится ко двору, а впоследствии влюбляется в старшую дочь Джемму, ответившую ему взаимностью. Но влюбленным не суждено быть вместе, а причину можно узнать либо прочтя одноименную повесть, либо досмотрев до конца данный фильм.
Я разделил картину Ежи Сколимовского на две части: первая практически дословно следует сюжету произведения И. С. Тургенева, а небольшие изменения совершенно не портят основного действия, но даже приятно его дополняют, а вот вторая часть, которая начинается с конной прогулки Дмитрия Санина и Марии Петровны Полозовой, причем, в литературном источнике это, практически, завершение истории, а в фильме только половина хронометража, напрочь опошлена и не понята ни режиссером ни актерами. Скажу банальность, но не стоило Сколимовскому считать себя талантливее великого русского писателя, принимаясь за экранизацию «Вешних вод».
Разумеется, причиной тому характеры действующих лиц, которые в первоисточнике прописаны не грубым карандашом, а практически невесомым пёрышком, для понимания которых необходимо пропустить через себя не только то, что происходит умах, но и в душах героев.
Тимоти Хаттон внешне очень здорово воплотил образ русского дворянина. Актерская игра на высоте, чего стоил только один танец под аккомпанемент Джеммы на рояле! А как непринужденно он ездил верхом! Браво! Но внешняя игра, пускай и блистательная, — это лишь половина успеха. Внутренний мир Дмитрия Санина не раскрыт Хаттоном вовсе. Но это однозначно вина сценариста и режиссера, Тимоти тут совершенно не при чем. Вся трагедия «Вешних вод» построена Тургеневым именно на слабости и поверхностности характера Санина, а в фильме он показан чуть ли не героем-любовников. Одно лишь это страшно покоробило и отвратило при просмотре фильма.
Валерия Голино — это кто угодно, соседка, знакомая, случайная покупательница в магазине Розелли, но только не Джемма! Да за что ее полюбил Дмитрий Санин? За скромность, но не показную! За красоту, но не броскую! За нежность, но не проявляемую, а излучаемую! А что показывают нам — с самого начала она бросает на Санина заинтересованные взгляды, потом страстно с ни целуется, а в конце спокойно и степенно принимает свалившуюся на нее действительность!
Настасья Кински прекрасно подошла на роль Марии Николаевны внешне: она может позволить себе все, что пожелает, любую прихоть, и никто не смеет обязать дать отчет в своих действиях. Но литературный прообраз Полозовой совсем не глуп и совершенно бесчувственен, ее радует лишь власть и не важно каким образом она достигнута. В фильме же ей приписали тягу к мелким страстишкам, притворству, ненатуральным всплескам эмоций.
Такими вот режиссерскими решениями сама драма оказалась напрочь загублена. А эпизод с карнавалом смотреть было буквально мучительно. То, что И. С. Тургенев описал двумя-тремя словами, растянуто в длинную и необязательную сцену.
Интересно также и то, что действие повести происходит в сороковых годах девятнадцатого века. В фильме время подразумевается тем же, но этому противоречит весь визуальный ряд, нравы, поведение действующих лиц. Создается впечатление, что события разворачиваются лет на сто позже.
Не знаю, стоит ли смотреть «Вешние воды» Ежи Сколимовского тем, кто не знаком с повестью. Возможно да, ведь актерская игра на очень высоком уровне, картинка очень красивая. Но отсутствует драматизм, а без него пропадает весь смысл происходящего на экране, отсутствует желание сопереживать героям.
После просмотра возникло чувство пустоты, а окончив чтение повести — опустошенность. А это совершенно разные состояния.
4 из 10
29 ноября 2019
Знакомое чувство охватило меня после просмотра этого фильма. Нечто подобное я испытал, когда смотрел советский «Мой ласковый и нежный зверь», фильм, который запомнился единственно благодаря музыке Евгения Доги. Это ж нужно было так постараться, чтобы до неузнаваемости изуродовать «Драму на охоте» Чехова!
К сожалению, и Иван Сергеевич не избежал подобной участи. Кто читал его «Вешние воды», тот меня поймет. Экранизация классики — дело трудное, но результат может быть потрясающим. Главное — не считать себя талантливее и умнее автора и не «изобретать велосипед», а как можно ближе придерживаться первоисточника. И тогда успех гарантирован. К сожалению, создатели фильма пренебрегли этим правилом. Сценарий считаю просто бездарным. Многие ключевые сцены отсутствуют. Подбор актеров вызывает много вопросов. Настасья Кински никак не смотрится в роли алчной и чувственной Марьи Николаевны. Да и муж ее, «пышка» Полозов, весьма неубедителен. Джемма у Тургенева — необыкновенная красавица, а в фильме… Но это, как говорится, дело вкуса.
Единственно к кому нет претензий, так это к оператору: снято добротно и мастерски. Жаль, конечно, что не показали прогулку Санина и Эмиля по горам — вот где была бы красота!
А вообще хочется сказать: народ, читайте книги!
Они стоят любых фильмов.
6 апреля 2013
Поскольку по названию все догадались, что тут без Тургенева не обошлось, то детализировать сюжет не имеет смысла. А вот рассказать о красоте кадра этой ретро-драмы точно имеет смысл.
Буквально с первых минут проникаешься красотой увиденного и атмосферой тех лет. Актрисы очень хороши. Их героини в фильме антиподы. Скромная, сдержанная внешне, но эмоциональная внутри, обладающая не слабым характером и чувством собственного достоинства героиня Валерии Голино против страстной необузданной не приемлющей барьеров, но где-то далеко в глубине души то же романтичной героини Настасьи Кински. И сцены с каждой из них красивы по-своему в этом фильме. Мне просто ближе видимо Кински, потому сцена с танцем в цыганском таборе кажется такой естественной, как будто сама там побывала. Фильм очень законченный. Первые и последние кадры образуют своеобразную канву истории этой. Этот фильм как идеальный подарок, упакованный и выбранный от души. Смотришь на него и понимаешь что под этой упаковкой скрывается что -то чудесное. Так и фильм с первых кадров говорит о том, что стоит ждать чего-то особенного, и, скажу я вам, ждать стоит!
10 из 10
30 сентября 2011
Это экранизация одноименной повести И. С. Тургенева, из которой режиссеру удалось сделать очень красивую и красочную любовную мелодраму, сдобренную классической музыкой Шопена и мастерски разыгранной актерами, в лице Настасьи Кински, Тимоти Хаттона и Валерии Голино.
Действие фильма происходит в 19 веке. Русский аристократ Дмитрий Санин знакомится в Германии с молодой девушкой Джеммой. Пара собирается пожениться, и Санин решает продать свои земли в России и переехать в Германию. Вернувшись, он встречает школьного приятеля, чья жена, Мария, хочет приобрести земли.
Очень важную роль в любом фильме играет мастерская операторская работа — это всегда половина успеха фильма, а вторая половина за мастерством режиссера и игрой актеров, в данном случае оператором является известный и маститый Данте Спинотти.
Рекомендую к просмотру.
29 сентября 2011