| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Степан Сергеевич |
| год: | 1989 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Сергей Сычев |
| сценаристы: | Анатолий Азольский, Александр Бородянский |
| видеооператор: | Анатолий Зубрицкий |
| композиторы: | Петр Альхимович, В. Ромашкин |
| художник: | Владимир Ковалев |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
2 ч 27 мин |
Удивительно, что фильм оценили (и, вероятно, посмотрели) столь немногие. Фильм один, кажется, раз показывали по ТВ и с давних пор его и не показывали. А фильм-то очень хороший, умный.
Азольского очень сложно экранизировать, не сбившись в фактуру, сохранив авторское социальное нервное чутье, идейное содержание. Любимый многими сериал, снятый по худшему роману, является в этом смысле типичным — много драйва, стрельбы, а толку чуть. «Степан Сергеевич» снят по наиболее спокойной камерной повести, отчего действие фильма является несколько монотонным и понятно, что фильм рассчитан не на любителей экшн. Опять-таки фильм определенно не содержит новаторских приемов киноязыка, снят без внешней экспрессии. Нельзя не отметить режиссерскую интеллигентность, которая проявляется в умении ставить сцены по хронометражу очень сдержанно и без воды. Показательными являются сцена обсуждения смерти Сталина и разоблачения провокации на проходной — представить, как можно растянуть и заболтать подобные действа и оцените лаконичность режиссера.
Фильм Сычева очень умный и многослойный, рассчитанный на интеллектуальное сотворчество, поскольку в нем подняты и тема юродства, и неоднозначность военного черно-белого отношения к жизни, и смены поколений технической интеллигенции, эволюция в сторону семидесятничества. Яркие и масштабные фигуры всех работников цеха представляют собой явление н разных этапах эволюции и тем интереснее смотреть на взаимоотношения разнохарактерных лиц, за каждым из которых (включая бывшего зэка) своя правда. Незашоренность авторов, амбивалентность в подаче главного персонажа(все-же определенно являющегося носителем светлого начала, пусть и признаваемого с оговорками и неохотой), тонкий показ смены поколений и истории страны через камерную производственную обстановку — все вызывает большое уважение.
Пи слаженной работе актеров, среди которых нельзя не отметить молодого и угловатого Алексея Нилова, позже прославившегося ролями в сериале, роль Толубеева представляет собой бенефис этого актера, является лучшей у него. Понятно, что финальная фраза героя насчет того, что работать надо, а не болтать, является сейчас совершенно неактуальной в качестве идейного месседжа, м. б. поэтому фильм и не демонстрируют на телевидении. Тот случай, когда настойчиво хочется его порекомендовать. Отпишитесь, кому понравится, фильм очень умный.
8 из 10
14 марта 2013