Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смертельный выстрел |
английское название: |
Dead Bang |
год: | 1989 |
страна: |
США
|
слоган: | «You know the man at a glance. And he still carries a badge. DON JOHNSON is JERRY BECK.» |
режиссер: | Джон Франкенхаймер |
сценаристы: | Джерри Бек, Роберт Фостер |
продюсеры: | Стивен Дж. Рот, Роберт Фостер, Роберт Л. Розен |
видеооператор: | Джерри Фишер |
композитор: | Гэри Чан |
художники: | Ричард Хьюдолин, Алан Манзер, Джоди Линн Тиллен, Артур Джеф Паркер |
монтаж: | Роберт Ф. Шугру |
жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 14500000 |
Сборы в США: | $8 125 592 |
Мировые сборы: | $8 125 592 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 марта 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
На первый взгляд это шаблонный боевик категории «Б». Есть полицейский, действующий не по правилам, но достигающий успеха. Есть его сторонники, есть унылые бюрократы. А есть плохие. Конфликт линеен, долго нарастает и заканчивается взрывом. В лучших традициях жанра — большой перестрелкой.
Но ряд нюансов выделяют эту ленту из жестких структурных рамок. Это касается прежде всего персоналий. Режиссер Джон Франкенхаймер и Джон Джонсон в качестве исполнителя главной роли — это достаточно серьезная заявка на лидерство. И пусть каждый из них в восьмидесятых так и не смогли оказаться в условной высшей лиге голливудских фильмов «экшн», в их таланте и потенциале сомневаться не приходиться. И это неспроста. Этот фильм делают нюансы.
Однако самая главная интрига ленты не выстреливает. Дело в том, что антагонистами оказываются вовсе не типичные для тех лет преступники. Речь идет о структурированной неонацистской организации, которая вполне комфортно существует в глуши «одноэтажной Америки». Уже сам факт такого противостояния должен вызвать шок. Однако Франкенхаймер лишь обозначает интригу. Нацисты в этой картине выделяются лишь своей символикой. Очевидно, что конфликт можно было бы усилить, добавить перекличку с реальными фактами.
Куда более интересными выглядят некоторые решения, используемые режиссером. В ленте очень много действительно эффектных находок. Достаточно упомянуть сцену неожиданной рвоты, которая происходит у главного персонажа непосредственно на соперника во время потасовки. Это очень правдиво.
Не менее правдива и финальная перестрелка. Несколько фрагментов будут выбиваться из тривиального набора. Так, обычно двое партнеров в перестрелке сближаются, а тут происходит нечто иное — разлад. Оригинально обыгрывается и привычный для картин подобного рода пафосный финал предполагающий напоминание поверженному противнику о его злодеянии.
Тут можно вспомнить еще много всего интересного. Эффектен разговор с психологом, который действительно похож на Вуди Аллена. Эффектным выглядит свидание героя с Пенелоп Энн Миллер. Эффектным получается и упоминание о бывшей жене во время перестрелки (такая милая отсылка к Die Hard).
Остается лишь сожалеть, что указанные «панчи» резко контрастируют с весьма блеклым течением повествования. Потому сей фильм сегодня — это скорее развлечение для любителей кино, нежели безусловная классика жанра выдержанная годами
6 из 10
11 февраля 2020
«Смертельный выстрел» («dead bang») на сленге полицейских означает «легкое дело». В одноименном боевике Джона Франкенхаймера, главный герой берется за дело, которое наоборот, оказывается крайне опасным и вовлекает его в события, где ему приходится противостоять группировке преступников-неонацистов.
Фильм Франкенхаймера «Смертельный выстрел» 1989 года основан на реальной истории, случившейся с полицейским из Лос-Анджелеса Джерри «Бульдогом» Беком. Джерри расследовал убийство афроамериканца. То, что поначалу виделось, как обычное ограбление вывело его на сеть неонацистов, протянувшуюся через несколько западных штатов. Когда в 80-х Джерри стал подрабатывать консультантом в Голливуде, он переработал старое дело в беллетристический рассказ, а тот в свою очередь заинтересовал Франкенхаймера. Чтобы подвести полицейскую историю под стандарты голливудского боевика был нанят сценарист Роберт Фрост. В результате в тексте появились многочисленные сцены с перестрелками, погонями и взрывами, а главный герой превратился в типичного американского детектива, словно сошедшего со страниц криминальных романов. Если Джерри Бек был семьянином, раскрывшим несколько дел и почетно ушедшим на пенсию с грамотой от Билла Клинтона, то его двойник переживает кризис, пьет, плохо контролирует агрессию и балансирует на грани увольнения. Такой герой обычно не требует мощных драматических способностей, тут нужен фактурный актер и выбор на роль Бека Дона Джонсона выглядел логичным. Тогда Джонсон находился на пике своей славы, его ТВ-шоу «Полиция Майами» восьмой сезон удерживало зрительские рейтинги. Пригласив звезду Франкенхаймер с одной стороны, смог увеличить бюджет до солидных по тем временам 15 млн долларов, с другой — с Джонсоном на съемочную площадку пришли проблемы. Для сериала «Полиция Майами» он снял пару эпизодов и считал, что разбирается в режиссуре лучше Франкенхаймера, что лучше Фроста знает сценарное дело и лучше специалистов по кастингу смыслит в подборе актеров. Он заставил продюсеров уволить актрису Конни Селлекка с которой у него было всего пара коротких сцен и взять на ее место Пенелопу Энн Миллер. Позже, Франкенхаймер не особо лукавил, когда говорил, что ему не удалось сработаться с Джонсоном.
При просмотре «Смертельного выстрела» кулуарные трения незаметны. С первых эпизодов фильм интригует зрителя, ставя перед ним вопрос: зачем преступнику понадобилось жестоко убивать кассира и полицейского? После чего Франкенхаймер вместе с главным героем погружает зрителя в полицейское расследование, которое выдержано реалистично и представляет рутинную проверку базы данных, на предмет вышедших недавно на свободу грабителей, работу с найденными уликами (опять же никакой экзотики — проверка фамилий, поиск возможных связей), а также кооперацию с другими коллегами, сообщающими, что там то и там-то видели соответствующих описанию подозреваемых. Документальность неизбежно мешается с жанровыми клише. Появление жены убитого полицейского в исполнении Энн Миллер, хотя и создает Беку дополнительный стимул в поиске преступников, выглядит необязательным и скорее вводится как стандартный для боевика атрибут — красотка в мужском фильме. Прилизанный федерал в исполнении Уильяма Форсайта близок к карикатуре, но его присутствие более важно — он призван подчеркнуть расхлябанное обаяние Бека, противопоставить бюрократа человеку действия. Что в фильме сделано без всяких компромиссов — это работа художника-постановщика и дизайнера интерьеров. Дужка очков Бека, скрепленная скотчем, националистская символика на шпиле церкви, деревянный баннер с надписью «Нигер! Если ты не живешь здесь, то не оставайся в этом городе после захода солнца» и многие другие детали, всегда уместны, оригинальны и не выглядят как дешевый реквизит. Франкенхаймер последовательно расширяет географию. От засаленного логова байкеров в Лос-Анджелесе через сирые поселки Оклахомы до суровых ландшафтов Аризоны, где скрываются одержимые идей «белого превосходства» отморозки.
Режиссер надеялся, что «Смертельный выстрел» повторит успех «Смертельного оружия», но несмотря на синонимичное прилагательное в названии, фильм ждала иная судьба. Как считают критики, тема неонацизма в коммерческом отношение тогда была невыгодной, что подтвердил вышедший годом ранее фильм Коста-Гавраса «Преданный» Кроме того, у картины не было грамотного маркетинга, а Джонсон был дебютантом в большом кино и старая истина про актеров сериала, которые редко становятся звездами Голливуда, в его случае подтвердилась. Фильм провалился заработав только 8 млн из потраченных 14. Некоторая реабилитация «Смертельного выстрела» началась только последние годы. Сейчас в интернете о фильме Франкенхаймера написано немало комплементарных разборов. Как правило, внимание рецензентов останавливается на двух эпизодах. Первый, несколько сюрреалистический диалог между Беком и психологом; шринк предлагает разбить лед и представить, что он — напарник, отчего копа начинает разбирать смех и он произносит фразу «Вы похожи на Вуди Аллена». Во втором эпизоде похмельный Бек преследует подозреваемого. Этот длинный спринт является ожидаемым от Франкенхаймера, постановщика одной из самых известных погонь в мире. Но в финале зрителя ждет сюрприз. Сбив преступника с ног, герой Джонсона не в силах совладать с тошнотой, дважды блюет на него. Как отмечает рецензент «Физиология придает этому эпизоду реалистичность». С этим сложно спорить. В рамках своего жанра «Смертельный выстрел» действительно производит впечатление реалистичного боевика, причем не только в отдельно взятых эпизодах, но и как картина в целом. Это грамотно сделанный фильм, в котором неонацизм подан скорее как актуальный ингредиент к жанровому действу, а главный герой, доведя расследование до конца, убеждается в пользе профессиональной этики. Сделанное дело не приносит ему не регалий, не денег, но хотя бы на время придает жизни смысл.
6 из 10
17 ноября 2019