Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Село Степанчиково и его обитатели |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Цуцульковский |
сценарий: | Фёдор Достоевский |
видеооператор: | Вячеслав Бабенков |
композитор: | Александр Сапожников |
художник: | Николай Субботин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 августа 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 3 ч |
Этот фильм, насколько я знаю, не шел на больших экранах и не демонстрировался в «прайм-тайм» на ТВ. Поэтому не стоит удивляться, что на Кинопоиске его оценили лишь несколько десятков человек.
Но среди старых и новых экранизаций произведений Достоевского лишь этот фильм я с удовольствием пересматриваю почти каждый год. Сложно объяснить это одной лишь гениальностью Достоевского, непревзойденного знатока человеческих душ — я видел две театральных постановки «Фомы Опискина», но уже после первого знакомства с фильмом, и поэтому был несколько разочарован.
Хочется назвать гениальными и подбор актеров режиссером, и саму постановку, но чтобы не обесценивать это слово, подберу более скромные эпитеты: восхитительный актерский дуэт бесподобного и неподражаемого Льва Дурова в роли Фомы Опискина и утонченного Александра Лазарева в роли полковника Ростанева, а также великолепная Светлана Немоляева в роли Татьяны Ивановны и блестящий Александр Леньков в роли Ежевикина!
«Прежний Ваня огороды копал, а теперь Ваня в воеводы попал»
Не очень удачливый на военной службе, в прошлом генеральский шут, Фома Фомич Опискин селится в имении своего сослуживца, отставного полковника Ростанева. Обиженный на все человечество за свои унижения в прошлом, он, пользуясь покровительством старухи-хозяйки, терроризирует окружающих и, в особенности, самого Ростанева, приютившего его, человека в высшей степени благородного и великодушного, но мягкого и нерешительного.
Капризный и вспыльчивый, жестокий и высокомерный, пустослов и самовлюбленный невежда, Фома унижает и издевается над людьми, искусно манипулируя их добродетелями и слабостями.
«Представьте себе, что могло сделаться из Фомы, угнетенного и в самом деле битого, из Фомы, втайне сластолюбивого, из Фомы — в душе деспота, из этого Фомы, вдруг попавшего в честь и в славу благодаря идиотке покровительнице? Наверстал-таки Фома свое прошедшее! Фому угнетали — и он тотчас же ощутил потребность сам угнетать. Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет».
Дальше — все как в стихах Корнея Чуковского «Путаница» и «Тараканище».
К великому сожалению, в жизни не всегда находится такой воробей…
«Разве это великан, ха-ха-ха? Это просто таракан, ха-ха-ха!»
10 из 10
28 февраля 2013
Гениален Достоевский, описавший феномен Фомы Фомича Опискина тогда, когда сей феномен был на самой ранней стадии. Намного позже он станет Полиграф Полиграфычем Шариковым у Булгакова. Водевильная история о происшествии в неизвестном поместье на самом деле — метафора революционной ситуации в России. В «Бесах» эта тема будет раскрыта более подробно и трагично.
Гениален Лев Дуров, сыгравший Фому, на мой взгляд, не совсем таким, каким изобразил его Достоевский, но расширивший тем самым возможности понимания этого произведения. Вспоминаются юродивые и «святые», популярные на Руси во второй половине 19 века, вплоть до Распутина. Заметьте: когда Достоевский написал «Село Степанчиково», Гришке Распутину не было и десяти лет.
Больше ничего особо гениального в этом фильме, точнее — спектакле, я не увидел, несмотря на совершенно звёздный состав. Но перечисленного достаточно, ибо это лучшая роль Льва Дурова и — для особых гурманов — одна из первых ролей Александра Лазарева-младшего, который скрывается под псевдонимом «Александр Трубецкой», дабы не перепутаться в титрах с собственным родителем. Играет он здесь того самого Видоплясова, автора знаменитых «Воплей».
16 апреля 2009