Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Роли с текстом |
английское название: |
Speaking Parts |
год: | 1989 |
страна: |
Канада
|
слоган: | «Love - Passion - Obsession» |
режиссер: | Атом Эгоян |
сценарий: | Атом Эгоян |
продюсеры: | Атом Эгоян, Дональд Ранво, Камелиа Фриберг |
видеооператор: | Пол Шарошши |
композитор: | Майкл Дэнна |
художник: | Линда Дель Розарио |
монтаж: | Брюс МакДональд |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 350000 |
Сборы в США: | $76 609 |
Мировые сборы: | $76 609 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 сентября 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Вирт-мастурбация с инцестуальными нотками, поощрение проституции на рабочем месте, устранение одиночества посредством взаимодействия с экранным изображением – вот возможно немного кликбейтные заголовки (которые могли бы использовать продюсеры для рекламы) для фильма, в котором нет экшн сцен, в котором нет классических драматических крючков или аттракционной динамики. «Роль с текстом» с одной стороны непростое философское высказывание, а с другой - фильм, в котором (ничего себе!) есть сюжет. Нет, он здесь совершенно посредственный и нединамичный, но за ним можно и последить.
Как это часто бывает, по первой сцене (которые часто забываются) можно сделать достаточно выводов. Кладбище, могилы с изображениями умерших, немного гнетущая спиралевидная (если есть такой термин конечно) музыка, двигающая слева-направо камера. Склейка. Героиня в комнате смотрит на стоящий на полу телевизор, склейка, другая героиня на упомянутом кладбище (но уже в какой-то крематорной части) смотрит на видеоизображения своего брата. Нередкий мотив Эгояна – вместо последовательного линейного монтажа, мы видим две параллельные истории, каждая из которых сложным образом растворяется одна в другой. Но соотнесении, сходстве и различиях сцен и строится ключевой метод повествования, и именно пристальные попытки видеть все соотношения сцен, возможно, и помогут разобраться в структуре и идеях фильма (но никто ничего не гарантирует).
В основе сюжета две пересекающиеся истории. Горничная отеля (Лиза), одержимая актером (Ланс) второстепенных ролей и по совместительству ее коллегой, пересматривает все фильмы с его участием и пытается проявить свои чувства и во взаимодействии с Лансом в реальной жизни. Вторая история – история сценаристки (Клара), брат которой погиб после пересадки легкого, и ее утраты. Переживая эту утрату, она обращается к архивным записям с его изображениями. То есть, на первый взгляд – это история об экранных изображениях, об их влиянии, восприятии и всем побочном, что с этим может быть связано. Но и не только.
Основное место действия – отель. Гостиницы, мотели, отели – это аллегория изгнания, неустойчивости, изолированного одиночества. Именно здесь работают наши главные герои Ланс и Лиза. Они не представлены в фильме как полноценные субъекты, ведь нельзя сказать, что повествование ведется от кого-то из них. Даже по их речам (скорее всего задумано картонным и неестественным) видно, что это всего лишь определенная выжимка человеческих черт для усиления драматизма. Лиза влюблена в Ланса, или же в его изображение на экране. Но насколько естественна эта увлеченность. Если бы это был плоский односторонний фильм, то можно было сказать что-то в стиле – автор противопоставляет коммуникацию между реальными людьми и между людьми и объектами технологического и мира и ура, вот она мораль. Но благо тут не так. Видно, что Эгоян разрушает и границы морализаторства, и границы между вымыслом и реальностью и между объектом и субъектом. И это, наверное, самая интересно выведенная идея фильма.
Другим интересным «приключением» с Лизой служит ее случайная подработка у видеопрокатчика. На какой-то случайной свадьбе Лиза выполняет роль оператора и решает позадавать невесте вопросы по поводу семьи, целей замужества и пр. Но серьезно на эти вопросы невеста конечно же ответить не может. Вот что бы бывает, когда обычным людям предоставляются настоящие роли со словами.
Параллельно с историей Лизы, идет история Клары. Клара ищет замену своему брату. Она хочет взять Ланса на роль в фильме по ее биографии. То есть она буквально берет Ланса на роль своего брата (которые кстати и внешне похожи).
Но как именно она переживает утрату? Ключевая конечно же здесь сцена вирт-мастурбации. Клара и Ланс общаются с помощью видеосвязи (что кстати любопытно для 1989 года) и апогеем их коммуникации служит виртуальный секс, как способ избавления от скорби по умершему родственнику. Нестандартный способ? Еще бы. В этой сцене может быть зашит целый спектр идей – тут мы видим и взаимодействие с экранным изображением, которое как бы симулирует реальность, но с другой стороны расширяет и дополняет ее. Здесь нет какого-то злостного морализаторства: изображение на экране — это конечно же не полное присутствие, но это и не призрак мнимого небытия. При видеоизображении часть чувственных восприятий (вкус, осязание, запах) отсутствует, но это значит, что другие наоборот обостряются – это и видно в фильме, а именно в том, как сняты сцены взаимодействия с экранным изображением.
Отдельно можно связать и неупомянутых персонажей. В каком-то плане их можно поместить в трехуровневую схему-иерархию. На первом (нижнем) уровне, уровне управляемых и более объективизированных – Ланс и Лиза. Второй (средний) уровень – создателей историй, это Клара (сценарист) и Эдди (видеопрокатчик, снимающий свадьбы и другие события). И верхний уровень неназванная глава отеля и продюсер фильмов – авторитарные правители всего процесса. В какой-то степени — это фильм и о взаимодействии этой сложной иерархической лестницы.
«Роль с текстом» в итоге достаточно академичное кино, с попыткой выстроит свой сложный мир идей, смыслов, методов. Без приукрашиваний действительности, без попытки понравится массовому зрителю. Но тем не менее, способ, с помощью которого рассказана история нельзя назвать скучным. Именно смена перспектив и переключение истории создает своеобразные крючки, которые выбивают из стандартной колеи. Переключение сцен происходит в самые неожиданные моменты, что и составляет главную динамику.
5 января 2023
Внезапно вспомнил про этот фильм. Вспомнил атмосферу, тона, телевизионную рябь и музыку Майкла Дэнны (а это теперь уже оскароносец за саундтрек к Жизни Пи).
Вспомнил, и решил поискать похожие фильмы. И, честно, ни одного не нашел.
Рассказывать о фильме в подробностях — не имеет смысла. Общая идея изложена в описании, но не передать в словах полутонов, мимики, музыки… и того, как это все смешивается в одну большую историю о борьбе всего со всем.
Кто-то борется за любовь и против себя, кто-то — за актерскую карьеру и против совести, кто-то за свою историю и с чувством вины. И по большей части, все проигрывают. Но концовку не назовешь грустной, она оставляет за собой призрачный свет из серии «все наладится, это не последний их шанс».
Последние пару сцен я готов пересматривать снова, и снова, и снова. И снова. Сюрреалистичность происходящего в этих сценах поднимается над порогом понимания. Но красоту не обязательно понимать. Просто чувствовать.
Я прочувствовал этот фильм, и всем советую так же пропустить свою душу сквозь Роли со словами. Или без них. Через тишину.
Я ставлю
10 из 10
Просто потому что люблю.
23 марта 2013
Признаться, этот фильм мной просмотрен только из-за Майкла МакМануса — одного из моих любимых актеров по сериалу Лексс.
Фильм с очень малым количеством того самого текста, большая часть чувств персонажей передана через ситуации, мимику и жесты актеров, разговоров немного.
Повествование ведется о безответной любви горничной отеля к уборщику, исполняющему в этом отеле и кое-какую другую работу. Параллельно нам показывают жизнь их обоих. И оба они кажутся потерянными. Ланс пытается воспользоваться выпавшим ему шансом получить настоящую роль, пусть и в ток шоу. В то же время Лиза каждый день ищет встречи с ним, но он ее отталкивает.
В конце концов перед Лансом встает нравственный выбор, связанный с его новой ролью, и он принимает решение, после которого две одиноких души воссоединяются.
Майкл МакМанус и Арсинэ Ханджян показали замечательную актерскую игру. В фильме приятная и правильная музыка. Хоть атмосфера у него и немного мрачноватая, но это компенсируется доброй концовкой, оставляющей только положительные эмоции.
9 из 10
29 сентября 2010