Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Роковая ошибка |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Никита Хубов |
сценаристы: | Никита Хубов, Михаил Рощин |
видеооператор: | Олег Рунушкин |
композитор: | Марк Минков |
художник: | Николай Емельянов |
монтаж: | Вера Кабанова |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
Фильм тяжело смотрится. Смотришь его и думаешь — как хорошо, что я не родился в 70-е. Атмосфера безнадёги, частично разрухи, бродяжничества.
Фильм повествует о жизни циничной, агрессивной и в то же время ранимой девочки-подростка Нади и ее шайке. Девочки попрошайничают, бродяжничают, раскручивают мужиков на выпивку, школу не посещают. Следует отметить, что нам показывают только семью Нади и блондинки «Жирафы» (где отец ее побил какой-то тряпкой).
В этом фильме конечно есть нотки адекватности в поступках персонажей, но тем не менее каждый из них болен — психически, кто-то физически (афганец Серёжа). Когда смотришь этот фильм, создается ощущение, что чего-то в нем не хватает — морали, урока, жизненного совета. Рассмотрим героев по порядку:
Надя. Часто в фильме говорит, что никому не нужна. Почему нельзя показать, что главный человек в ее жизни — это она сама она. Что она себе нужна прежде всего.
Приемная мать Нади. Строит из себя жертву. Упрекает Надю в том, что она такая неблагодарная, грубая, дьявол во плоти. А что ты думала женщина? Дети — это не пушистые котята с бантиком на шее и не послушные куклы тебе, чтоб целовать руку приемной маме за каждый кусок хлеба. Это твоя ответственность. Вместо того, чтобы принять Надю такой, какая она есть, упрекает, истерит, тем самым усугубляя еще больше ситуацию.
Биологическая мать Нади. Пришла в чужой дом, закатила скандал и драку, ссылаясь на враньё дочери. Помимо этого смеет говорить Наде, что бросила ее в роддоме, не хотела давать ей имя, и ушла в закат к брюкам, за которые так долго держалась. Супер. Чему может научить такая мамаша мне интересно?
Афганец Серёжа. К нему болезненно привязывается Надя. Я не назову это влюбленностью, скорее попытка Нади хоть кому-то да быть «нужной». Опять же — никакой морали, всё только усугубилось.
Жена афганца. Еще одна правильная женщина, похожая на приемную мать Нади. «Девушка должна сиять как медный грош». Больше она ничего не должна?
В итоге не ясно мне, для кого сделан этот фильм. Я посмотрела его будучи подростком и взрослой женщиной, спустя десятки лет, и всё, что я осознала — это то, что каждому герою этого фильма необходима бригада психиатрической помощи. Да, всех безумно жалко, у кого-то война была, у кого-то бродяжничество, у кого-то нежелательная беременность. Но мы же смотрим кино не для того, чтобы врубать «пожалейку».
Я рекомендую его тем, кому хочется поностальгировать по атмосфере перестройки — грязный вокзал, попрошайки в метро, кругом тухляк.
6 из 10
23 июля 2020
Кино снято в 1988 году в ныне не существующей стране СССР. До распада страны оставалось 3 года. Мрачный, тяжёлый, трагичный фильм, характерный для того времени. «Маленькая Вера», «Авария — дочь мента», «Меня зовут Арлекино», «Роковая ошибка», все фильмы того времени в той или иной степени рассказывают истории о надломленных людях, потерявших надежды и ориентиры, живущих в атмосфере подавленности и безысходности. Киногерои позднего социализма как будто распадаются вместе со своей страной.
И, увы, этот распад не является художественным вымыслом. Всё, показанное в вышеперечисленных фильмах, имело место быть. Те, кому довелось пережить конец 80-х, узнают в героях кинолент если не себя, то своё окружение.
По сравнению с другими фильмами данного жанра «Роковая ошибка» явно проигрывает. И дело не в плохом сценарии, неубедительности образов, отсутствии атмосферы, плохой игре актёров. Всё это на высоте. Дело в мотивации персонажей. Если в признанной классике жанра «Маленькой Вере» главная героиня восклицает: «Вот не могу понять… вроде самое счастливое время. Мне же выть хочется!», — и это было очень убедительно, — то в «Роковой ошибке» саморазрушительные порывы главных героев списываются на внешние обстоятельства. Девочка-подросток ведёт себя как зверёныш потому, что в детстве её бросила родная мать? Зритель чувствует, что это слишком слабая мотивация. Воин-афганец напивается и третирует свою девушку потому, что у него пост-травматический синдром? Для зрителя данный персонаж становится не страдающим героем, каким его хотели представить сценаристы, а просто слабаком.
Хочется также добавить, что описание фильма, на мой взгляд, не соответствует действительности. Приёмная мать девочки-подростка отнюдь не ожесточившаяся женщина, и уж конечно не она виновница неадекватного поведения своей дочери. Напротив, женщина почти единственный человек в фильме, сохранивший определённые морально-нравственные ориентиры, а следовательно она представляет собой точку притяжения, здравое начало. Финальная трагедия по большей части произошла оттого, что девочка дистанцируется, убегает от здравого начала.
В общем и целом не смотря на очевидные плюсы, фильм провисает в мотивации героев, делая всю историю не убедительной. Кроме того, отсутствие в фильме интонаций надежды либо утешения — а в реальной жизни надежда есть всегда — делает фильм намерено чернушным. Смотреть фильм стоит, если есть желание окунуться в подзабытую уже атмосферу начала распада СССР, снова увидеть уже ушедшие типажи той эпохи. А может быть вспомнить и свою молодость либо зрелость.
29 ноября 2014
А она могла быть доброй, заботливой, любящей, но назло матери приёмной, которая хотела её видеть «сахарной девочкой» ей не стала.
Агрессивное, истеричное, драматическое кино.
Нет уж, пусть нас лучше никто не любит, мы — ошибка природы, и тогда мы можем делать всё, что нам заблагорассудится. А когда такая «ошибка» влюбляется? Когда проигрывает в своей любви?
Драма, открытая драма.
Всем, кому кажется, что их никто не любит. Это неправда.
10 из 10
18 апреля 2011