Путешествие в никуда
Antarjali Jatra
7.4
1989, драма
Индия, 2 ч 20 мин
В ролях: Васант Чадхури, Шампа Гхош, Шатругхан Синха, Промод Гангули, Роби Гхош
1830 год. Юную девушку выдают замуж за старого брамина, лежащего на смертном одре. Все понимают, что на его похоронах ей придется совершить обряд сати – броситься в погребальный костер мужа. Более того, брак заключают по совету астролога, который предсказывает брамину, что ему не суждено умереть одному. Позиция астролога двусмысленна — возможно, он желает совершения сати как акта неповиновения: лет десять тому назад этот обычай запретили англичане, вторгшиеся в Индию. Только работник, сооружающий ритуальный костер, из касты неприкасаемых, пытается предотвратить самоубийство девушки… Фильм на языке бенгали, по произведению классика бенгальской литературы Камала Кумара Маджумдара.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Путешествие в никуда

английское название:

Antarjali Jatra

год: 1989
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 января 1989 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Путешествие в никуда», 1989

Не пропустите его…

Да уж. Это сильно. Признаться не ожидала настолько мощной истории. И как я вижу, опять нет ни одного отзыва на фильм. За столько то лет. С каждым днём всё больше убеждаюсь в том, что старое индийское кино смотрит совсем не много людей, а уж серьёзное индийское кино, практически никто. И это очень жаль. Потому что зритель пропускает действительно стоящее и высокохудожественное произведение искусства. Хотя и я до сегодняшнего дня этого фильма не видела никогда. Он давно был у меня в списке по фильмографии Шатругхана Синха в категории моих любимых 80-х годов. И вот наконец я до него дошла и посмотрела. И скажу вам — это потрясающая история, очень сильная и очень жизненная. Ну, сами посудите, когда юную 16-тилетнюю девушку (ещё практически ребёнка) выдают замуж за дряхлого умирающего старика, для того чтобы она совершила обряд сати — это не поддаётся никакому чувству. Хоть этот жуткий обычай давно отменён, но некоторые религиозные фанатики никак не хотят от него отказаться и делают всё, чтобы обычай продолжал совершаться. И им абсолютно плевать, что при этом чувствует сама девушка которую приговорили к такой жуткой смерти в столь юном возрасте. Им главное, чтобы обычай совершался. Обычай сати, давно изжил себя, но комплекс сати сохранился. Сколько унижений и издевательств выпадает порой на долю женщины в семье мужа. Ведь не случайно некоторые из них предпочитают добровольно уйти из жизни — это стало едва ли не традицией. Это просто ужас.

В момент выхода фильма на экраны, советский зритель ещё не был знаком с творчеством калькуттского режиссёра Гаутама Гхоша, с одинаковым успехом работающего как в документальном, так и в игровом кино. Показанный на Ташкентском фестивале летом 1988 года, этот фильм явился подлинным событием, был удостоен Главного приза фестиваля — Золотого Семурга. А великолепная советская озвучка, сделанная на киностудии имени Горького, придаёт фильму особый колорит, добавляет больше плюсов, слушать приятно и смотреть тоже.

Сначала перед зрителем предстаёт толпа богомольных индусов, распевающих религиозные гимны на песчаном берегу священной реки Ганг. Сюда же на похоронных носилках приносят и 80-летнего вдовца Ситтарама, ортодоксального брахмана, представителя высшей касты (его роль исполняет старейший бенгальский актёр Промод Гангули, кинозвезда 30-х годов). Ситтарам едва жив, но сопровождающий его астролог заявляет, что у вдовца, прежде чем он отправится в путешествие в вечность, должна появиться спутница жизни: надлежит поскорее женить умирающего. И вот прямо из близлежащей деревни в паланкине доставляют 16-летнюю Джашовати (её играет дебютантка, Шампа Гхош). На скорую руку совершается обряд бракосочетания, и молодые остаются на пустынном берегу одни, если не считать неприкасаемого Байджу, который изо дня в день складывает на берегу Ганга погребальные костры. Он жалеет юную новобрачную, понимая, что после кончины мужа её тоже ждёт смерть, и пытается помочь ей избежать такой страшной участи. Однако Джашовати колеблется. Что ждёт её в будущем, если она откажется от совершения обряда? Позорная жизнь вдовы, нарушившей обычаи своей касты? Не лучше ли умереть с честью, став в глазах общества святой подвижницей? Ведь сати считается божественным деянием и отказаться от него — большой грех.

Это один из лучших фильмов, когда-либо сделанных в индийском кино. Сродни фильмам Шьяма Бенегала и Сатьяджита Рея. Разоблачение догматической брахманической системы, которая держала страну в своих тисках, прежде чем подобные Радже Раммохану Рою, сыграли важную роль в прекращении практики Сати и других зол. Фильм прекрасно снят, очень чётко проработана каждая деталь, каждый штрих. Разворачивание драмы, вращающейся вокруг последних нескольких мгновений умирающего старого Брахмана и необходимости найти для него невесту, прекрасно сделано.

Фильм, который нельзя пропустить. Шатругхан Синха шикарен в роли, в которой он снялся впервые. Актриса, Шампа Гхош, просто потрясающая. Настолько реалистично исполнила роль обречённой на гибель девушки, настолько естественно, что я сидела замерев и порой забывая дышать. Казалось что присутствую при реальном обряде и слёзы застревали в горле. Невероятное ощущение.

Это очень красивый фильм. О человеке. О сострадании человека к человеку. Фильм не только затрагивает самые фундаментальные стороны человеческой природы, но и излагает факты о ней. Очень тёмная часть индуистской Дхармы, брахманизм, некоторые традиции, такие как Сати, детский брак, Шудра-саварна. Не пропустите его…

10 из 10

29 декабря 2019

Драма Путешествие в никуда появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Гаутам Гхош. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Васант Чадхури, Шампа Гхош, Шатругхан Синха, Промод Гангули, Роби Гхош.

Страна производства - Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.