Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путешествие в никуда |
английское название: |
Antarjali Jatra |
год: | 1989 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Гаутам Гхош |
сценаристы: | Гаутам Гхош, Камал Кумар Маюмдар |
продюсер: | Рави Малик |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 20 мин |
Да уж. Это сильно. Признаться не ожидала настолько мощной истории. И как я вижу, опять нет ни одного отзыва на фильм. За столько то лет. С каждым днём всё больше убеждаюсь в том, что старое индийское кино смотрит совсем не много людей, а уж серьёзное индийское кино, практически никто. И это очень жаль. Потому что зритель пропускает действительно стоящее и высокохудожественное произведение искусства. Хотя и я до сегодняшнего дня этого фильма не видела никогда. Он давно был у меня в списке по фильмографии Шатругхана Синха в категории моих любимых 80-х годов. И вот наконец я до него дошла и посмотрела. И скажу вам — это потрясающая история, очень сильная и очень жизненная. Ну, сами посудите, когда юную 16-тилетнюю девушку (ещё практически ребёнка) выдают замуж за дряхлого умирающего старика, для того чтобы она совершила обряд сати — это не поддаётся никакому чувству. Хоть этот жуткий обычай давно отменён, но некоторые религиозные фанатики никак не хотят от него отказаться и делают всё, чтобы обычай продолжал совершаться. И им абсолютно плевать, что при этом чувствует сама девушка которую приговорили к такой жуткой смерти в столь юном возрасте. Им главное, чтобы обычай совершался. Обычай сати, давно изжил себя, но комплекс сати сохранился. Сколько унижений и издевательств выпадает порой на долю женщины в семье мужа. Ведь не случайно некоторые из них предпочитают добровольно уйти из жизни — это стало едва ли не традицией. Это просто ужас.
В момент выхода фильма на экраны, советский зритель ещё не был знаком с творчеством калькуттского режиссёра Гаутама Гхоша, с одинаковым успехом работающего как в документальном, так и в игровом кино. Показанный на Ташкентском фестивале летом 1988 года, этот фильм явился подлинным событием, был удостоен Главного приза фестиваля — Золотого Семурга. А великолепная советская озвучка, сделанная на киностудии имени Горького, придаёт фильму особый колорит, добавляет больше плюсов, слушать приятно и смотреть тоже.
Сначала перед зрителем предстаёт толпа богомольных индусов, распевающих религиозные гимны на песчаном берегу священной реки Ганг. Сюда же на похоронных носилках приносят и 80-летнего вдовца Ситтарама, ортодоксального брахмана, представителя высшей касты (его роль исполняет старейший бенгальский актёр Промод Гангули, кинозвезда 30-х годов). Ситтарам едва жив, но сопровождающий его астролог заявляет, что у вдовца, прежде чем он отправится в путешествие в вечность, должна появиться спутница жизни: надлежит поскорее женить умирающего. И вот прямо из близлежащей деревни в паланкине доставляют 16-летнюю Джашовати (её играет дебютантка, Шампа Гхош). На скорую руку совершается обряд бракосочетания, и молодые остаются на пустынном берегу одни, если не считать неприкасаемого Байджу, который изо дня в день складывает на берегу Ганга погребальные костры. Он жалеет юную новобрачную, понимая, что после кончины мужа её тоже ждёт смерть, и пытается помочь ей избежать такой страшной участи. Однако Джашовати колеблется. Что ждёт её в будущем, если она откажется от совершения обряда? Позорная жизнь вдовы, нарушившей обычаи своей касты? Не лучше ли умереть с честью, став в глазах общества святой подвижницей? Ведь сати считается божественным деянием и отказаться от него — большой грех.
Это один из лучших фильмов, когда-либо сделанных в индийском кино. Сродни фильмам Шьяма Бенегала и Сатьяджита Рея. Разоблачение догматической брахманической системы, которая держала страну в своих тисках, прежде чем подобные Радже Раммохану Рою, сыграли важную роль в прекращении практики Сати и других зол. Фильм прекрасно снят, очень чётко проработана каждая деталь, каждый штрих. Разворачивание драмы, вращающейся вокруг последних нескольких мгновений умирающего старого Брахмана и необходимости найти для него невесту, прекрасно сделано.
Фильм, который нельзя пропустить. Шатругхан Синха шикарен в роли, в которой он снялся впервые. Актриса, Шампа Гхош, просто потрясающая. Настолько реалистично исполнила роль обречённой на гибель девушки, настолько естественно, что я сидела замерев и порой забывая дышать. Казалось что присутствую при реальном обряде и слёзы застревали в горле. Невероятное ощущение.
Это очень красивый фильм. О человеке. О сострадании человека к человеку. Фильм не только затрагивает самые фундаментальные стороны человеческой природы, но и излагает факты о ней. Очень тёмная часть индуистской Дхармы, брахманизм, некоторые традиции, такие как Сати, детский брак, Шудра-саварна. Не пропустите его…
10 из 10
29 декабря 2019