Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Посвященный |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Тепцов |
сценарий: | Юрий Арабов |
видеооператор: | Валерий Мюльгаут |
композитор: | Сергей Курехин |
художники: | Павел Пархоменко, Павел Каплевич, Наталья Замахина |
монтаж: | Ирина Руденко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 февраля 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Фильм Олега Тепцова 'Посвященный' долгие годы имелся в сети только в виде копии в ужаснейшем качестве, и вот в конце 2022 года, благодаря энтузиастам, вложившимся в реставрацию фильма, появилась другая копия, довольно хорошая. Для меня это стало поводом пересмотреть этот фильм, потому что при первом просмотре было довольно тяжело понять, что там происходит.
Оказалось, что даже в нормальном качестве я от силы наполовину понимаю происходящее. Но теперь вся эта туманная история выглядит очень красиво, и мне она понравилась.
Думаю, фильм можно трактовать по-всякому. Самая популярная трактовка логично вытекает из аннотации. Главный герой получает сверхъестественную силу, с помощью которой может карать зло на земле. Без ответа остаются вопросы, сформулированные его другом, как например: как узнать, кто именно является злом и достоин смерти, почему эта сила перешла именно ему, и кто ему ее дал, и зачем. 'А вот это неважно', говорит главный герой, но затем, столкнувшись с последствиями своей магической силы, не выдерживает и хочет избавиться от груза ответственности, да и вообще по сути сходит с ума.
Мне кажется, можно трактовать еще и так, что никакой сверхъестественной силы в принципе не было.
Был аутичный впечатлительный мальчик, которому в детстве довелось наблюдал смерть животного (он видел, как лису поймали в капкан, а потом заживо сожгли), и это на него повлияло. Повзрослев, он делает чучела обгоревших животных, а потом получает от странного знакомого книгу о магических ритуалах, пытается провернуть один, и ему кажется, что подействовало.
Он переживает разные яркие моменты-вспышки, например, кровавый поцелуй от того самого знакомого, инициация на крыше, одинокие блуждания по странным пространствам и просмотр картинок в своей голове, и все это выводит парня на кладбище, где он начинает повелевать мертвецами, а потом в исступлении целует землю, чтобы избавиться от своих сил. Но вставали ли мертвецы из могил на самом деле, или ему это все почудилось? Кто знает.
Сцена на кладбище получилась действительно крутой и пугающей. И мне понравилось, как курехинская мелодия в этом эпизоде искажается и съезжает в дисгармонию.
Там есть еще всякие побочные сюжетные линии, например, конфликт отцов и детей, где отцы -- лжецы и лицемеры, а дети к ним то тянутся, то отталкивают их от себя, и не могут найти себе места в мире.
Еще есть прекрасный друг главного героя в исполнении Габриэля Воробьева. В этом фильме у них с главным героем особая связь, тот именно ему рассказывает все свои секреты.
Вся история происходит на фоне полуразрушенного города. Все герои живут в каких-то совершенно безумных индустриальных подвалах, где дым идет из труб. И смотрят по телевизору обрывки позднесоветских передач, отчетливо отдающих гниением.
На самом деле фильм настолько наэлектризован безумием, что оно буквально проламывает экран, особенно в отрывках с синей хроникой, где маршируют историки-реконструкторы и умирают один за другим, у них отрываются головы и руки. Или где заслуженный артист Фролов (он же основная отцовская фигура в этой истории) говорит по телевизору свои поучительные речи для молодежи, но звук то и дело пропадает, слышны только какие-то фрагменты, и сам он выглядит как инфернальный манекен, голос которого не может пробиться к людям.
Наверное, могу сказать, что этот фильм нравится мне даже больше, чем самое главное творение Тепцова с музыкой Курехина - 'Господин Оформитель'. Потому что там упорядоченно красивый фильм, а тут совершенно хаотичное нечто, настолько странное, что в нем хочется копаться снова и снова.
4 января 2023