Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Месть |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ермек Шинарбаев |
сценарий: | Анатолий Ким |
видеооператор: | Сергей Косманев |
композитор: | Владислав Шуть |
художники: | Елена Елисеева, Абдусалом Абдуллаев, Елена Свавильная |
монтаж: | Полина Штайн |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июля 1992 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
В 1989 году в советском кинематографе имела место интересная ситуация — деньги на производство кинородукции выделялись государством с одной стороны без учета коммерческой прибыльности кинопроектов, а с другой — бюрократический и цензорский контроль над идеологической и даже смысловой составляющей будущего фильма был уже настолько ослаблен, что позволял режиссерам самовыражаться практически абсолютно свободно в границах предоставленных средств, правда, к тому времени сильно оскудевших. В этой ситуации некоторые режиссеры, возомнив себя вторыми Тарковскими и Сокуровыми, принялись снимать невнятные, маловразумительные и занудные картины на которые в кинотеатр приходили посмотреть лишь небольшие кучки, зачастую случайных зрителей, но и из тех, досидеть до конца сеанса терпения хватало не у каждого. Однако, нет худа без добра. Благодаря обретенной свободе и государственному финансированию, в серой череде откровенной посредственности и безвкусицы отдельные советские
таланты получили возможность создавать произведения, являющиеся на текущий момент общепризнанным вкладом в сокровищницу мирового киноискусства.
Одно из таких произведений — «Месть» Ермека Шинарбаева. Для желающих ознакомиться с данным фильмом, следует заметить, что эта картина была великолепно отреставрирована в рамках проекта Мартина Скорсези — «Мировое кино» и выпущена в формате HD британским издательством EUREKA в серии «Мастера кинематографа».
Фильм начинается с пролога, рассказывающего средневековую легенду о крахе дружбы между жестоким правителем и придворным поэтом. Как ни напрягал я свою фантанзию, но так и не сумел уловить связь между прологом и последующим основным сюжетным действием картины. Смею предположить, что пролог явился данью чрезвычайно актуальным и популярным в СССР этого временного периода общественным дискуссиям о проблемах взаимоотношений между властью и творческой личностью, а также правах на свободу творчества.
Основное действие картины берет своё начало в 1915 г. Озверевший сельский учитель обычной корейской деревушки жестоко убивает одну из своих малолетних учениц и сбегает в Китай. Безутешный отец, вооружившись орудием убийства — сельскохозяйственным серпом со следами запекшихся пятен крови, отправляется в погоню, затянувшуюся на долгие годы. И вот, когда убийца уже трепещет от предчувствия неотвратимой и скорой расплаты, таинственная женщина буквально уводит его из-под удара беспощадного мстителя. Усталым и немощным стариком возвращается отец в родную деревню. Теперь вся его надежда на сына, рожденного от молодой наложницы. Именно сын должен продолжить путь мести — найти и покарать убийцу…
Один из вопросов — насколько хорошо справились актеры воплощая на экране данную историю. Должен сказать, что оценить актерскую игру как в положительном, так и в отрицательном аспектах лично мне показалось довольно затруднительной задачей. Фильм охватывает значительно протяженный временной отрезок, но события сменяют друг-друга настолько быстро, что привыкнуть к какому-либо актеру я просто не успевал. Тем не менее, у меня не вызывает сомнения, что наиболее интересными и фактурными здесь получились только женские персонажи — наложница, румынка, таинственная женщина — вещунья. В целом, основной упор режиссер сделал на философско-сюжетную составляющую картины. И эта составляющая является наиболее сильной стороной всего фильма.
В заключение следует сказать, что на сегодня, «Месть» выглядит той вершиной творчества режиссера, которую в современных условиях превзойти ему ещё не удалось.
7 из 10
2 сентября 2014